Современный этап развития образовательной системы в нашей стране ориентирован на реализацию программы информатизации образования. И это не случайно, ведь все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Появляется прекрасная возможность использовать любознательность и высокую познавательную активность школьников для целенаправленного развития их личности. Применение новых информационных технологий в учебном процессе позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта. Учащиеся могут овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии производственных задач. Они могут приобрести навыки, которые позволят продолжать образование в течение всей жизни.
Поделюсь для начала опытом использования компьютерных информационных технологий при проведении учебного занятия в 10-м классе по теме: “Каучук как природный полимер”
Тема: “Каучук как природный полимер”.
Образовательная цель: Расширить знания учащихся о непредельных углеводородах. Дать первоначальные представления о высокомолекулярных соединениях. Изучить свойства, состав и строение природного каучука.
Развивающая цель: Продолжить развивать умения и навыки учащихся составлять структурные формулы, уравнения реакций, работать самостоятельно с текстом учебника, лабораторным оборудованием соблюдая технику безопасности, сопоставлять, анализировать, логически мыслить, развивать монологическую речь, делать выводы и обобщать. Продолжить формирование мировоззренческих понятий о познаваемости природы, причинно-следственной зависимости между составом, строением, свойствами и применением природного каучука.
Воспитательная цель: Воспитывать у учащихся доброжелательности друг к другу, уважение к мнению других, умение слушать.
Оборудование: физическая карта полушарий, инструкционные карточки, тесты, схема №1, портреты ученых С.В.Лебедева, М.Фарадея, коллекция “Каучук”, резиновые мячи, лабораторный штатив, слайды, газоотводная трубка, спиртовка, пробирки, натуральный каучук, бромная вода, бензин.
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент. 2.Изучение нового материала.
Учитель: “1493 год. Через Атлантику идет вторая экспедиция. Колумб опять ее ведет безбрежными границами”. (Слайд №1)
Ролевая игра “Знакомство цивилизованного мира с каучуком”. (Входят мореплаватели во главе с Х.Колумбом).
Ученица:
“Америка! Америка!
Приплыли на Гаити”.
(Входят “индейцы” играя с маленькими мячами). (Слайд №2)
“Бегут индейцы к берегу
И Европейцы видят:
Они играют с шариком,
И шарик этот скачет.
Любого - млад иль старенький - такое озадачит”.
(Мореплаватели с удивлением рассматривают мячи и расспрашивают “индейцев” о скачущем предмете. “Индейцы” изображают дерево гевею, надрез и сбор млечного сока. Один произносит К АО - О - ЧУ – “Слезы дерева.” Мореплаватели произносят слово по своему “Каучук”, выменивают шарики и уходят.)
Ученые заинтересовались новым веществом, его свойствами.
1-ый ученый
: “Интересно из какого материала сделан данный шарик?”2-ой ученый
: “Да, материал новый, нам неизвестен. Надо исследовать его состав и свойства”.1-ый ученый
: А может можно получить такое вещество искусственным путем”?2-ой ученый
: “Интересно, а какие свойства будут у полученного вещества”?1-ый учены
й: “Интересно, а где его можно применить? Вот задача”!Учитель: “Ребята, примерно так произошло знакомство цивилизованного мира, с каким веществом?
Что мы будем сегодня изучать? (учащиеся записывают тему урока в тетрадь) (Слайд №3)
Какова цель нашего урока? (учащиеся называют цель урока: “Изучить свойства и строение природного каучука”).
А как схематично изобразить цель нашего урока? (ученик у доски составляет схему: (Слайд №4 и №5)
Новое —> интерес —> исследование строения и состава —> получение искусственным путем —> свойства полученных веществ —> применение.
Ребята, каждый для себя поставьте цель урока и мысленно проговорите ее.
Девиз урока (Слайд №6)
Мы работаем по плану, который записан на доске”.
План:
1. Ролевая игра “Знакомство цивилизованного мира с каучуком”, (сформулируйте каждый для себя цель урока)
2. Сообщение учащихся “Восьмое чудо света”.
- Какая страна является родиной природного каучука?
- Что в переводе означает слово каучук?
- Кто впервые занялся изучением свойств натурального каучука?
3.Самостоятельная работа “Изучение свойств, состава и строения натурального каучука”:
а) свойства натурального каучука;
б) каучук глазами химика
- Состав и формула натурального каучука.
- Строение натурального каучука (структурное звено; структурная формула мономера, формула полимера);
- Доказательство строения натурального каучука;
- Получение, вулканизация;
- Получение, применение;
4. Проверочная работа.
Учитель: Ребята послушайте интересное сообщение “Восьмое чудо света” Это поможет расширить ваш кругозор и ответить на поставленные вопросы.
Сообщение учащихся “Восьмое чудо света” (Слайд №6 и №7, 8,9)
Удивительна история каучука. Моряки Колумба, отправившиеся на поиски дальних стран в надежде найти несметные сокровища, золото и драгоценные камни, и представить себе не могли, что среди их находок едва ли не самое главное значение имели образцы привезенного в Европу натурального каучука. Великое путешествие в Бразилию открыло для европейцев новую эпоху - эпоху каучука, а для всего мира – это “восьмое чудо света”. Слово “каучук” происходит от индейских слов “кау” - дерево и “учу” - течь, плакать, т.е. буквально означает “слезы дерева”. (Показ слайда № 10)
Все ли знают, что Бразилия находится в Южной Америке. Бразилия - родина каучука действительно находится в Южной Америке. Это страна по площади и населению самая большая в южной Америке; ее называют землей “зеленого золота” и “золотистых плодов”. “Зеленое золото” - кофейное дерево родом из Африки. “Золотые плоды” дает дерево какао, которое произрастает в этой стране. Индейцы бассейна Амазонки стали носить резиновую обувь раньше европейцев, так, как влажные экваториальные леса, раскинувшиеся по берегам Амазонки и Ориноко- получают каучук. А вот свойствами этого вещества первыми заинтересовались французы, а именно Ло-Кандамин.
Самостоятельная работа “Изучение свойств, состава и строение “натурального каучука”. (Слайд №11)
Учащиеся в течение 10 минут работают с текстом учебника по инструкционным карточкам (Приложение 1) и заполняют таблицу, готовят сообщение по своему заданию. Работа в группах, карточки составлены по уровням.
Свойства природного каучука и резины
Каучук |
Резина |
|
1. Основные свойства | ||
2.Состав Фарадей | ||
3.Строение: | ||
• Мономер | ||
• Структурное звено | . | |
• Формула полимера | ||
4. Реакция ппппополимеполимеризации | ||
5. Применение |
Затем идет обсуждение, выступление учащихся и заполнение таблицы у доски и в тетрадях. Свойства, состав резины изучаем в сравнении с каучуком. Обобщаем и делаем вывод по изученным свойствам и состава каучука.
Учитель. Знаете ли вы что...
Долгое время спрос на каучук был мизерный. Даже в 1830г во всем мире использовали всего 25 т. каучука.
Чтобы современный автомобиль вышел из ворот завода, нужно 250 кг каучука, на каждый самолет в среднем уходит 600кг, а на оборудование крупного военного корабля - почти 70 т каучука.
Природа вырабатывает только один вид каучука, да и то в ограниченном количестве: самая урожайная гевея дает в один день около 20 г своих “слез”. Значит, чтобы получить 100 тыс. тонн натурального каучука, нужно обработать, ни много, ни мало 13 млн. деревьев.
А в нашей стране вообще такое дерево не растет. Как быть? Где взять каучук??? Чтобы полностью удовлетворить быстрорастущей потребности.
(Ученики должны высказаться и предложить, что можно получить искусственным путем.)
Профессор, академик С.В. Лебедев с 1926-1928г работал над получением синтетического каучука. (Слайд № 15)
Ученый пошел по пути подражания природе. Поскольку натуральный каучук - полимер диенового углеводорода, он воспользовался также диеновым углеводородов, только более простым и доступным бутадиеном.
Главным итогом исследований С.В.Лебедева стало создание в нашей стране - впервые в мире промышленности - синтетического каучука
Природные и синтетические каучуки обладают эластичностью, они растягиваются в 8 раз относительно первоначальной длины, а после снятия нагрузки восстанавливают прежнюю длину.
А какими химическими свойствами обладает каучук?
Затем рассматриваем реакцию окисления и реакцию присоединения (вулканизация).
Сравниваем свойства, состав и строение каучука и резины. Их применение.
Проверочная работа. Так как по ходу изучения нового материала на каждом этапе одновременно шло закрепление изученного, то на этом этапе для учащихся с хорошими знаниями была предложена тестовая работа по вариантам. (Приложение 2). А с учащимися, которые имеют слабые знания, проводится беседа по вопросам:
- Что означает слово каучук?
- Как называется дерево, из которого получают натуральный каучук?
- Какими свойствами обладает каучук?
- Кто впервые занялся изучением свойств натурального каучука?
- Каков состав натурального каучука?
- Каково строение натурального каучука?
- К какому классу углеводородов относится изопрен?
- Кто впервые получил синтетический каучук? И т.д.
В заключение учащиеся делают обобщение и вывод:
Каучук - природный полимер, который состоит из изопрена, обладает эластичностью, прочностью, газо - и водонепроницаемостью. Можно получить искусственным путем и применять в различных отраслях промышленности.
Рефлексия. Подведение итогов урока. Оценки.
Если вам урок понравился, поставьте плюс в тестовой работе.
Домашнее задание §14, №5 (письменно) стр.116, конспект, пожеланию подготовить рекламу “Каучук”.