Программное содержание:
- Систематизировать знания детей о сезонных изменениях;
- Уметь узнавать по голосу животных и птиц, выделяя яркие отличительные признаки из внешнего вида;
- Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям;
- Расширять и углублять знания детей о жизни растений и животных, их приспособление в природе;
- Закрепить знания о дарах осени (съедобных и несъедобных грибах);
- Формировать умение правильно вести себя в природе;
- Развивать у детей умение узнавать, называть по листу – дерево;
- С помощью поэтического слова показывать красоту различных времён года;
- Уметь слышать вопросы и задания воспитателя, выслушивать ответы сверстников.
Предшествующая работа: Наблюдения, экскурсии в разное время года, чтение рассказов о животных и растениях, заучивание стихов, загадок, пословиц, народных примет, игр, составление описательных рассказов о природе, беседы, рассматривание иллюстраций; на занятиях ИЗО – рисование природы, животных, лепка сюжетов “времена года”, животных, аппликация – создание коллективных работ на темы “Дары осени”, “Золотая осень”, “Ёлочка живи” и др.; работа в природном уголке по уходу за комнатными растениями, животными; посадка лука, семян для рассады цветов и т.п.
Материал: Оформление зала по временам года “Лето”, “Осень”, “Зима”; игрушки – дикие животные, муляжи насекомого и грибов; предупреждающие знаки по охране обитателей леса; оборудование для игр “Путаница”, осенние листья “Назови лист от какого дерева”; Лесовичок, Осень.
Индивидуальная работа – помочь детям запомнить последовательность времён года и их признаки.
Художественное слово – чтение стихов, загадывание загадок, поговорок.
Методические приёмы:
- Беседа с музыкальным сопровождением;
- Вопросы воспитателя детям;
- Ответы детей индивидуальные и хоровые;
- Сюрпризные моменты (приход Лесовичка и Осени); Снежный ком;
- Проведение игр на закрепление знаний о знакомых им деревьях по листу; определение и узнавание названия дерева по первому звуку на картинках; “Путаница” и “Кто где живёт?”; музыкальная пауза – хоровод “Снег-снежок”.
Ход занятия
(Дети входят в красочно украшенный зал)
В: Сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в лес, где встретим много интересного. Но в лесу нужно быть внимательным, не шуметь, чтобы не нарушать покой лесных жителей и не навредить природе. Итак, мы отправляемся в путь. Звучит музыка – дети заходят в “лес”. Слышаться голоса птиц, шорох шагов…
На фоне музыки дети читают стихи:
“Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не у таи,
Ты же видишь: мы свои!”
(С. Погореловский)
В: Как вы думаете, в какое время года мы попали?
Д: (ответы детей)
В: Почему вы так думаете? Назовите признаки лета.
Д: (ответы детей)
В: Голоса каких птиц вы сейчас слышали? Каких птиц вы ещё знаете?
Д: (ответы детей)
В: Молодцы! Посмотрите, какие красивые, таинственные деревья нас встретили в лесу? Ой, а там за деревьями кто-то стоит.
(Из-за ёлок выходит Лесовичок)
Л: Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я?
Д: (ответы детей)
Л: Я живу здесь в лесу уже много лет, это мой дом. Здесь у меня много друзей: белки, зайцы, лисы и даже с медведем дружу. Слежу за порядком, чтобы не шумели, не ломали деревья. Да, а вы умеете вести себя в лесу?
Д: (ответы детей)
Л: Я могу с вами прогуляться по лесу, может в чём-то и пригожусь. Но прежде чем отправиться в путь, отгадайте загадки:
“Что же это за девица:
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьёт
А в иголках круглый год.”“Стоит Алёна –
Платок зелёный
Тонкий стан,
Белый сарафан.”
Д: (ответы детей)
В: Знаешь, Лесовичок, а наши дети знают ещё и другие деревья. Правда, ребята?
(Дети называют другие деревья)
В: Лесовичок, а мы можем рассказать тебе стихотворение о лете.
“Ярко солнце светит
В воздухе тепло
И куда не глянишь
Всё кругом светло
По лугу пестреют
Яркие цветы
Золотом облиты
Тёмные кусты.”
Л: Да, какие красивые, точные слова прозвучали, прямо как про эту полянку в моём лесу.
В: Лесовичок, да тут у тебя ещё и знаки какие-то стоят. А давай-ка спросим у детей, знают ли они их?
(Дети объясняют, что обозначает каждый знак)
Л: Молодцы!
(Звучит музыка)
В: Пора нам дальше идти. Попадаем в другое время года. Обращаю внимание на деревья, на картину, где изображена осень, стая журавлей улетает на юг.
“Прощаясь с нами нежным криком
Журавлики спешат на юг.
В разноголосом этом шуме
Косяк выстраивают вдруг.”
В какое время года мы попали?
Д: (ответы детей)
В: Почему вы так думаете?
(Ребята отвечают стихотворением)
“Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года, осенью зовётся.”
(“Осень” М. Ходякова)
(Выходит осень)
О: Слышу я, что кто-то ходит у меня в лесу. Дай-ка думаю я, посмотрю, кто пришёл ко мне в гости?
“Ну что же, всё у вас толково
К холодным дням вы все готовы?
Принесла я тучки
Жарким дням на смену.”
Хожу вот по лесу, слежу я за всеми, чтобы подготовились к холодам. Посмотрите, сколько на полянке у меня грибов. А кто знает: какие грибы бывают?
(Дети называют съедобные и несъедобные грибы)
О: А что с грибами делают?
Д: (ответы детей)
О: Вижу я, что вы в лесу не в первый раз и умеете себя вести. Хотите поиграть со мной в игру?
“Сейчас я ветер позову
Пусть прилетит мой брат крылатый,
Закружит он мою листву.
Брат – ветер, прилетай скорей!”
(Осень разбрасывает листочки и предлагает детям назвать поднявший лист: с какого дерева он прилетел. Дети называют. Осень незаметно уходит. Воспитатель обращает внимание на необычные листья. На них наклеены картинки.)
В: Что это такое? (На обратной стороне воспитатель читает задание). Угадайте название дерева, если назовёте первый звук каждой картинки. (Дети выполняют задание: выкладывают буквы, читают).
Липа, осина
В: Молодцы! Справились с заданием.
(Снова звучит музыка. На её фоне воспитатель загадывает загадку.)
“Стали дни короче
Длиннее стали ночи
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?”
Д: (ответы детей)
В:
Мы попали в зимний лес
Полон сказок и чудес.
Посмотрите, как здесь красиво, какие большие, снежные сугробы намело!
(Ребёнок рассказывает стихотворение)
“На свете много есть чудес
Но всех чудесней – зимний лес.
Весь год живут в нём птицы,
Поют и гнёзда вьют,
И белки, и синицы, и зайки в нём живут.”“Зимой на ветках “яблоки”,
Скорей их собери
Но вдруг вспорхнули “яблоки”,
Ведь это…
Д: снегири.”
В: А каких зимних птиц вы знаете и встречаете зимой?
Д: (ответы детей)
В: Молодцы, хорошо знаете наших пернатых друзей. Чем они питаются?
Д: (ответы детей)
В: Скажите, почему так говорят:”Лето припасиха, зима прибериха.”
(Воспитатель обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. Игра “Путаница”. Дети рассматривают картину.)
В: Всё ли правильно нарисовал художник?
Д: (ответы детей)
(Воспитатель предлагает исправить ошибки. Для закрепления проводит игру “Кто, где живёт?” Он называет животное, птицу, а дети его жильё.)
лиса - нора белка - дупло волк - логово заяц – где придётся медведь – берлога птица – гнездо рыба – вода черепаха – панцырь улитка – раковина человек – в доме
В: Вот и закончилась наша экскурсия по временам года. В каких временах года мы с вами побывали?
Д: (ответы детей)
В: В каком времени года мы с вами не были?
Д: (ответы детей)
В: Ну ничего, скоро мы с вами встретим её наяву. Спасибо вам за нашу интересную экскурсию. А сейчас я приглашаю вас исполнить зимний хоровод “Снег – снежок”.
(Сюрпризный момент. Выкатывается снежный ком).
В: А это что такое? Наверное, Зимушка – зима сделала нам сюрприз?
(Дети получают сладости.)