Цели:
- Закрепить знания связей между компонентами и результатами действий сложения и вычитания путем решения уравнений.
- Закрепить приёмы сложения и вычитания двухзначных чисел.
- Развивать сообразительность и самостоятельность, при решении задач, формировать вычислительные навыки.
- Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.
Оборудование:
- карточка с цифрами для каллиграфической минутки,
- карточки с показом написания цифр,
- таблица с названиями компонентов,
- таблица с краткой записью задачи,
- карточки с уравнениями.
Сегодня закрепляем умения решать уравнения и задачи. Садитесь!
I. Организационный момент.
- Ребята послушайте историю. Давным-давно жил Змей Горыныч. Повадился Змей Горыныч разорять деревни да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе одни старики и дети остались. Но дети были очень смекалистые. Зимой схватил их Змей Горыныч и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное аппетит, все три головы заболели. Тогда решил он обхитрить детей. Я выпущу вас на волю, - сказал он им, - если вы принесете мне ведро живой воды, чтобы омолодиться. Но такое условие: чтобы воду принесли без посуды.
Что поделаешь - дети и согласились. Где ручей с подземной водой – известно.
Да как условие Змея Горыныча выполнить?
Выполнив задание Змея Горыныча: мы узнаем, как принести воду без посуды и освободить детей из темницы.
II. Каллиграфическая минутка.
- Какие цифры спрятал Змей Горыныч в орнаменте цветка?
- Пропишем цифры 2 и 3 самостоятельно по образцу, запишите число, классная работа.
- Составьте различные числа с помощью цифр 2 и 3.
23
22
33
32Назовите разрядные слагаемые
III. Устный счёт.
1. Связь между компонентами.
- Вспомните, как называется компоненты и результат действия сложения?
- Как найти неизвестное слагаемое?
- Как называются компоненты и результат действия при вычитании?
2. Решение примеров.
__ - 13 =20 __ + 8 = 16
63 + __ = 70 86 - __ = 40
10 + __ = 27 60 - __ = 35
3. Решение задач.
1) В течение жизни человек спит 25 лет. 5 лет из них он видит сны. Сколько лет в течение жизни человек спит и не видит снов?
2) В бочке было 40 ведер воды. Когда из неё вылили несколько ведер, то в ней осталось 30 ведер воды. Сколько ведер воды вылили из бочки?
3) С дерева спустились 18 обезьян, а 12 обезьян осталось на дереве. Сколько обезьян было на дереве?
- Ребята, молодцы, хорошо справляемся с заданиями Змея Горыныча.
IV. Закрепление материала.
1. Составление и решение задачи по краткой записи.
- Рассмотрите краткую запись и составьте задачу
В кувшине 18 стаканов воды, а в чайнике на 6 стаканов меньше, чем в кувшине. Сколько стаканов воды в кувшине и чайнике?
- О чём говорится в задаче?
- Что такое 18 стаканов воды?
- Известно ли, сколько стаканов в чайнике? (нет)
- Что, сказано о воде в чайнике?
- Какой вопрос задачи?
- Еще раз повторим задачу:
- Известно сколько стаканов воды в кувшине? (да)
- Известно ли, сколько стаканов воды в чайнике? (нет)
- Если известно, сколько стаканов воды в одном, и не знаем, сколько в другом, можно ли узнать, сколько всего? (нет)
- Мы не сможем ответить на вопрос задачи до тех пор, пока не узнаем, сколько воды в чайнике.
- Что про него говорится? (на 6 стаканов меньше)
- Что значит на 6 меньше? (столько, сколько в кувшине, но без 6)
- Можем узнать, сколько в чайнике?
- Как? (вычитаем 6)
- Когда узнаем, сколько в чайнике воды, сможем ответить на вопрос задачи? (да)
- Каким действием ? (+)
- Сколько действий в задаче? (2)
- К доске выйдет ... Запишет задачу, пояснит каждое действие.
- Ответили на вопрос задачи? Значит решили.
V. Физкультминутка.
Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот
Два наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
2. Решение уравнений.
а) - Что такое уравнение?
! Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.
б) – Решение уравнений у доски с объяснениями.
Х + 17 = 24 76 – Х = 60
3. Составление уравнений.
- Прочитайте латинские буквы.
х с в d + - = 18 20 38
- Дано: латинские буквы: х, с, в, d
знаки +, -, =
числа 8, 10, 18
- Составьте всевозможные уравнения (на листочках).
Х + 8 = 18 10 +Х = 1 Х + 10 =18 8 + Х = 10 18 – Х =10 Х – 8 = 10 18 – Х = 8 Х – 10 =8
(2 человека у доски)
- Проверим.
- У кого составлены другие уравнения?
- Работа по учебнику с. 77 №14 (I способом у доски с объяснениями).
4. Решение примеров.
7 + 5 = 30 – 4 = 71 – 8 = 13 – 8 = 40 + 7 = 24 – 6 = 19 + 4 = 90 + 10 = 52 + 9 =
- Выберите себе примеры по своим силам.
- С какими примерами вы смогли бы справиться самостоятельно.
- Кто решал I -ый столбик, II, III?
- Проверим результаты решения примеров.
- Исправим свои ошибки.
Резерв с.77 №14.
VI. Итог урока.
- Вот и выполнили мы все задания Змея Горыныча.
- Так как же без посуды можно принести воды (заморозить , превратить в лед).
- Напился Змей Горыныч живой воды и выпустил детей из темницы.
- За помощь в освобождении детей из темницы, за активную работу на уроке получили “5”, “4”, “3”.
VII. Домашнее задание с. 74 №3.
- Несмотря на то, что урок был уроком закрепления он у нас не прошел даром. Какую пользу он вам принес?