Решение уравнений, задач

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепить знания связей между компонентами и результатами действий сложения и вычитания путем решения уравнений.
  2. Закрепить приёмы сложения и вычитания двухзначных чисел.
  3. Развивать сообразительность и самостоятельность, при решении задач, формировать вычислительные навыки.
  4. Пробуждать интерес к предмету через дидактическую игру, логические задания.

Оборудование:

  • карточка с цифрами для каллиграфической минутки,
  • карточки с показом написания цифр,
  • таблица с названиями компонентов,
  • таблица с краткой записью задачи,
  • карточки с уравнениями.

Сегодня закрепляем умения решать уравнения и задачи. Садитесь!

I. Организационный момент.

- Ребята послушайте историю. Давным-давно жил Змей Горыныч. Повадился Змей Горыныч разорять деревни да людей умыкать. Опустел край. В одном селе так и вовсе одни старики и дети остались. Но дети были очень смекалистые. Зимой схватил их Змей Горыныч и посадил в темницу – подрастут, мол, до весны и съем. Но дети подняли такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное аппетит, все три головы заболели. Тогда решил он обхитрить детей. Я выпущу вас на волю, - сказал он им, - если вы принесете мне ведро живой воды, чтобы омолодиться. Но такое условие: чтобы воду принесли без посуды.

Что поделаешь - дети и согласились. Где ручей с подземной водой – известно.

Да как условие Змея Горыныча выполнить?

Выполнив задание Змея Горыныча: мы узнаем, как принести воду без посуды и освободить детей из темницы.

II. Каллиграфическая минутка.

- Какие цифры спрятал Змей Горыныч в орнаменте цветка?

- Пропишем цифры 2 и 3 самостоятельно по образцу, запишите число, классная работа.

- Составьте различные числа с помощью цифр 2 и 3.

23
22
33
32
Назовите разрядные слагаемые

III. Устный счёт.

1. Связь между компонентами.

- Вспомните, как называется компоненты и результат действия сложения?

- Как найти неизвестное слагаемое?

- Как называются компоненты и результат действия при вычитании?

2. Решение примеров.

__ - 13 =20

__ + 8 = 16

63 + __ = 70

86 - __ = 40

10 + __ = 27

60 - __ = 35

3. Решение задач.

1) В течение жизни человек спит 25 лет. 5 лет из них он видит сны. Сколько лет в течение жизни человек спит и не видит снов?

2) В бочке было 40 ведер воды. Когда из неё вылили несколько ведер, то в ней осталось 30 ведер воды. Сколько ведер воды вылили из бочки?

3) С дерева спустились 18 обезьян, а 12 обезьян осталось на дереве. Сколько обезьян было на дереве?

- Ребята, молодцы, хорошо справляемся с заданиями Змея Горыныча.

IV. Закрепление материала.

1. Составление и решение задачи по краткой записи.

- Рассмотрите краткую запись и составьте задачу

В кувшине 18 стаканов воды, а в чайнике на 6 стаканов меньше, чем в кувшине. Сколько стаканов воды в кувшине и чайнике?

- О чём говорится в задаче?

- Что такое 18 стаканов воды?

- Известно ли, сколько стаканов в чайнике? (нет)

- Что, сказано о воде в чайнике?

- Какой вопрос задачи?

- Еще раз повторим задачу:

- Известно сколько стаканов воды в кувшине? (да)

- Известно ли, сколько стаканов воды в чайнике? (нет)

- Если известно, сколько стаканов воды в одном, и не знаем, сколько в другом, можно ли узнать, сколько всего? (нет)

- Мы не сможем ответить на вопрос задачи до тех пор, пока не узнаем, сколько воды в чайнике.

- Что про него говорится? (на 6 стаканов меньше)

- Что значит на 6 меньше? (столько, сколько в кувшине, но без 6)

- Можем узнать, сколько в чайнике?

- Как? (вычитаем 6)

- Когда узнаем, сколько в чайнике воды, сможем ответить на вопрос задачи? (да)

- Каким действием ? (+)

- Сколько действий в задаче? (2)

- К доске выйдет ... Запишет задачу, пояснит каждое действие.

- Ответили на вопрос задачи? Значит решили.

V. Физкультминутка.

Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот
Два наклона, прямо встать
Руки вниз и вверх поднять
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

2. Решение уравнений.

а) - Что такое уравнение?

! Уравнение – это равенство, содержащее неизвестное число, которое надо найти.

б) – Решение уравнений у доски с объяснениями.

Х + 17 = 24 76 – Х = 60

3. Составление уравнений.

- Прочитайте латинские буквы.

х с в d
+ - =
18 20 38

- Дано: латинские буквы: х, с, в, d

знаки +, -, =

числа 8, 10, 18

- Составьте всевозможные уравнения (на листочках).

Х + 8 = 18 10 +Х = 1
Х + 10 =18 8 + Х = 10
18 – Х =10 Х – 8 = 10
18 – Х = 8 Х – 10 =8

(2 человека у доски)

- Проверим.

- У кого составлены другие уравнения?

- Работа по учебнику с. 77 №14 (I способом у доски с объяснениями).

4. Решение примеров.

7 + 5 = 30 – 4 = 71 – 8 =
13 – 8 = 40 + 7 = 24 – 6 =
19 + 4 = 90 + 10 = 52 + 9 =

- Выберите себе примеры по своим силам.

- С какими примерами вы смогли бы справиться самостоятельно.

- Кто решал I -ый столбик, II, III?

- Проверим результаты решения примеров.

- Исправим свои ошибки.

Резерв с.77 №14.

VI. Итог урока.

- Вот и выполнили мы все задания Змея Горыныча.

- Так как же без посуды можно принести воды (заморозить , превратить в лед).

- Напился Змей Горыныч живой воды и выпустил детей из темницы.

- За помощь в освобождении детей из темницы, за активную работу на уроке получили “5”, “4”, “3”.

VII. Домашнее задание с. 74 №3.

- Несмотря на то, что урок был уроком закрепления он у нас не прошел даром. Какую пользу он вам принес?