Цели:
- Выделить основные группы животных по способу питания, показать их взаимозависимость; формировать представление о мерах защиты животных от врагов; повторить разнообразие видового состава животных на Земле.
- Воспитывать бережное отношение к животным.
- Развивать память, логическое мышление, речь, внимание.
Оборудование:
- рисунки с изображением разных животных,
- таблички,
- цепи питания.
I. Организация класса.
II. Постановка целей урока.
III. Проверка домашнего задания.
Прогноз погоды. (ученик)
Работа в группах. (6 групп по 4 человека. На столе карточки групп животных; земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, насекомые, рыбы. Таблички с названиями животных. Соотнеси их. (Выступает спикеры). Назови лишнее слово. Почему? (Готовность – сигнал карточкой).
IV. Сообщение новых знаний.
1) Вступительная беседа.
- Кем пообедал ёжик?
Учитель: Бежал ёжик по дорожке – только пяточки мелькали. Бежал и думал: “Ноги мои быстры, колючки мои остры – шутя в лесу проживу”. Повстречался с улиткой и говорит: “Ну, улитка, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, то того и съест”.
Глупая улитка говорит: “Давай!”.
Пустились улитка и ёж. Улиткина скорость известная какая – семь шагов в неделю. А ёжик ножками туп-туп, носиком хрюк-хрюк, догнал улитку, хруп – и съел.
Дальше побежал – только пяточки замелькали. Повстречал лягушку – квакушку и говорит: “Вот что, пучеглазая, давай-ка наперегонки. Кто кого перегонит, тот того и съест”.
Пустилась лягушка и ёж. Прыг-прыг лягушка, туп-туп ёжик. Лягушку догнал, за лапку схватил и съел.
Съел лягушку и дальше за пятками замелькал. Бежал-бежал, видит – филин на пне сидит, с лапы на лапу переминается и клювищем щёлкает. “Ничего, - думает ёж, - у меня ноги быстрее, колючки острее. Я улитку съел, лягушку съел – сейчас и до филина доберусь”.
Почесал храбрый ёж сытенькое брюшко и говорит этак небрежно: “Давай, филин, наперегонки. А коли догоню – съем!”. Филин глазищами прищурил и отвечает: “Бу-бу-будь по твоему!”. Пустились филин и ёж.
Не успел ёж и пяточкой мелькнуть, как налетел на него филин, забил, широкими крыльями, закричал дурным голосом. “Крылья мои, - кричит, - быстрее твоих ног, когти мои длиннее твоих колючек! Я тебе не лягушка с улиткой – сейчас целиком проглочу да и колючки выплюну!”
Испугался ёж, но не растерялся: съежился да под корень и закатился. До утра там и просидел.
Нет, не прожить, видно, в лесу шутя. Шути, шути, да поглядывай!
(Н. Сладков)
- Кем пообедал ёжик?
- Какую ещё пищу не откажется принять ёжик?
- Почему ёж испугался филина?
- Кем питается филин?
- Придутся ли ему по вкусу трава, овощи, семена растений?
Почему?
2) Основная часть.
а) Группировка животных.
Предлагаю детям рассмотреть рисунки животных и сгруппировать их по способу питания.
- Как называются животные, которые питаются растительной пищей?
- Другими животными? Насекомыми? Питаются всякой пищей?
Растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. (таблички)
- К какой группе отнесёте ежа? Филина?
- Проведите стрелки. Почему?
- Приведите примеры животных каждой группы.
Физминутка.
б) Цепи питания.
- Рассмотрите схемы. (таблицы)
- Как вы их объясните?
- Почему такие отношения между представителями растительного и животного мира назвали цепь питания? Затем? (растительноядные). Затем? (насекомоядные). Затем? (хищники)
- Можно ли её нарушить? Переставить местами? Почему?
в) Способы защиты от врагов.
- Вспомните рассказ о еже и филине.
- Почему ёжику удалось спастись?
- Назовите других животных, которые хорошо приспособились защищаться от врагов. (ящерицы, ежи, змеи и др.)
В мире интересного.
Фото. Ученик: Природа наделила хамелеона способностью менять свой цвет от яркого – зеленого до серо-чёрного или жёлтого. Кожа у животного прозрачная. Под ней располагаются чёрные, красные и жёлтые клетки. Когда животное злится или боится, его нервная система посылает сигналы этим клеткам.
Ярость вызывает тёмный цвет, возбуждение – бледные оттенки или жёлтые пятна. Жаркое солнце делает клетки темными или даже чёрными. Высокая температура без солнечных лучей вызывает зелёный цвет, а в темноте хамелеон становится кремовым с желтыми пятнами. Эти изменения в цвете помогают хамелеону скрываться от своих врагов, таких как змеи и птицы.
- К какой группе животных относится? Насекомоядные?
Физминутка.
Фото. Ученик: Почему скунс пахнет? Оказывается у него есть специальные пахучие железы, которые содержат зловонную жидкость. Скунс выпускает её с поразительной точностью. Две железы находятся под хвостом. Животное целится в своего врага и выстреливает струю жидкости на расстоянии 2,7 м и даже больше. Струя обладает удушающим эффектом, и поэтому, находясь рядом, невозможно дышать. А уж если жидкость попадёт в глаза, это может привести к временной слепоте!
- К какой группе животных относится? Хищник?
Выставка книг.
V. Работа с учебником.
- Прочитайте текст в учебнике на странице 75-76. Что входит в первое звено? Во второе звено? В третье звено?
1) Составьте цепь питания на листочках: лев, зебра, трава; растение, волк, теленок; ячмень, мышь, лиса.
2) Проверка друг у друга.
3) На странице 77 прочитать “Доброе слово о хищниках”
- Кого называют санитаром леса?
4) Каким группам относятся?
5) Почему надо охранять животных?
Вывод:
- Какие основные группы животных по способу питания вы запомнили?
- Как называют отношения между растительным и животным миром, между животными?
- Как защищаются животные от врагов?
VI. Итог урока: Чем заинтересовал вас сегодняшний урок?
- Молодцы!
VII. Домашнее задание на странице 76 задание 1, 2.
Литература
- Виноградова Н.Ф., Окружающий мир в 3 – 4 классах. / - Москва: Просвещение. / - 2001.
- Плешаков А.А., Природоведение 3 класс./ - Москва: Просвещение/ - 2002.
- Плешаков А.А., Природа. / - Москва: Вентана – Граф./ - 2002.
- Муковникова О.Г., Природоведение. 3 класс. Поурочные планы по учебнику “Мир вокруг нас”./ - Волгоград: Учитель – АСТ./ - 2002.