Введение
Социологи Аналитического центра Юрия Левады выяснили, что через 5 лет после принятия нового текста гимна его слова знают только 28% сограждан, 70% опрошенных ответили, что слов не знают, а 2% затруднились с ответом, пишет газета “Ведомости” 24 января 2006 г. Эксперты объясняют это отсутствием пропаганды госсимволики в национальном масштабе.
"В России нет наполнения госсимволов содержанием, - объясняет результаты опроса гендиректор центра Юрий Левада. - Нет точной даты отсчета Российского государства, у нас сосуществуют трехцветный флаг, двуглавый орел и музыка советского гимна, которую по привычке все воспроизводят со старыми словами”[7].
Интересно, что хотя гимн россияне не учат, но интерес и уважение к госсимволике тем не менее испытывают, отмечается в том же опросе. Социологи просили ответить на вопрос, должны ли граждане знать слова главной государственной песни. Ответ "определенно и скорее должны" выбрали 84% опрошенных, 10% высказались отрицательно, а 5% ответить затруднились.
За годы действия нового гимна госчиновники пытались популяризировать новые слова. К примеру, к 60-летию Победы комитет по делам семьи и молодежи мэрии Москвы выпустил серию обложек для паспортов с текстом гимна, а Минобразования отпечатало большими тиражами школьные тетрадки и дневники со словами Михалкова.
Но плоды пропаганды гимна пока ничтожны. Например, депутаты Госдумы, поющие гимн четырежды в год - на открытии и закрытии сессий, - слов не знают. Во время закрытия зимней сессии Владимир Жириновский предложил по ходу исполнения гимна "выводить слова на установленные в зале мониторы", то есть устроить своеобразное караоке в Госдуме.
Опрос был проведен "Левада-центром" в декабре 2005 года. Опрошено 1600 россиян в 128 населенных пунктах 46 регионов России. Статистическая погрешность не превышает 3%.
Большинство учащихся, как впрочем, и многие взрослые россияне, не знают имён создателей современного гимна страны. Не знают они и того, что главную национальную песнь Российской Федерации написал поэт (С. Михалков), который совместно с Г. Эль-Регистаном был автором гимна СССР (первоначальный текст 1944г. С. Михалков основательно редактировал в 1970г.).
И, несмотря на то, что большинство граждан нашей страны знают, что музыка государственного гимна России заимствована из гимна СССР, то не все из них могут назвать имя её создателя - композитора А.В. Александрова.
С гербом, флагом дела обстоят несколько лучше – их изображение и цвета помнят почти все россияне, но, к сожалению, не всегда знают об их значении и истории появления, а это не мешало бы знать гражданам нашей великой и необъятной страны, существующей уже не один десяток веков.
Именно поэтому данная методическая рекомендация актуальна, так как её целью является: воспитание в учащихся патриотизма, а отсюда вытекают и важные задачи: подробнее ознакомить учащихся с государственной символикой России, её значением и историей её создания.
Это поможет не только получить полезную информацию, но и проникнуться уважением к истории своей страны, любовью к родному Отечеству.
Общая направленность воздействия государственной символики на сознание и поведение детей сохраняется на всех возрастных этапах становления личности.
Работа с государственной символикой должна проводиться, прежде всего, с учётом возрастных особенностей детей, основываясь на понимании роли различных условных образных обозначений в воспитании и обучении детей и молодёжи.
Данная методическая рекомендация может быть использована как на детей младшего школьного возраста (здесь содержатся изображения герба, флага и тексты гимнов, имевших место в истории нашей страны) так и для детей среднего и старшего школьного возраста (т.к в данной работе большое внимание уделяется разъяснению политического смысла государственной символики России, подчёркивается её историческая преемственность).
1. Государственный герб Российской Федерации и история его появления.
Российская Федерация - государство, расположенное в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь - 17075,4 тыс. км2. Население России - около 145 миллионов человек, из них около 81% - русские. Столица - г. Москва. Ныне действующая Конституция России утверждена в 1993 году. Как и все страны, Российская Федерация имеет свою государственную символику, т.е. герб, флаг и гимн.
Конечно, такое большое государство, как Россия, создавалось не сразу, на это ушли века. Процесс этот был сложен и противоречив. Долгое время территория нашей страны находилась в состоянии феодальной раздробленности, когда каждое княжество имело своего князя со своей собственной дружиной, свою знать и своих крестьян. Княжества были достаточно обособленны (отдалены и самостоятельны), но во всех княжествах жили родственные по своему происхождению люди (славяне), имеющие общие интересы (торговля и др.) и желающие независимости от угнетающего татаро-моногльского владычества.
Поэтому ранее обособленные территории России стали объединяться в единое государство, центром которого стал город Москва. Произошло это во время правления Ивана III (1462-1505).
В 1485 году Ивана III принял официальный титул “великого князя всея Руси”. Так рождалось единое русского государство, а в источниках того времени впервые появилось наименование “Россия”.
Гербом государства стал заимствованный из Священной Римской (Германской) империи двуглавый орёл (означал непобедимость страны, т.к. одна голова смотрит на Запад, другая на Восток и, таким образом, следит за странами всего мира), который впервые появился в русской официальной геральдике в 1497 году. Этим годом датирована двусторонняя красновосковая печать Великого князя Московского Ивана III на меновой грамоте .
На одной стороне печати изображён всадник, поражающий копьём дракона, а на обороте - двуглавый коронованный орёл. Всадник (ездец) обычно трактуется как обобщённый образ защитника Русской земли.
По поводу мотивов, побудивших Ивана III поместить двуглавого орла на печать нет достоверных сведений. Историками выдвигаются в основном две версии его "прихода на Русь", условно назовём их византийской и имперской.
Сторонники византийской версии (её автором являлся Н.М.Карамзин) связывают появление орла с женитьбой Ивана III на византийской княжне Софье Палеолог, племяннице императора Константина Палеолога. Двуглавый орёл использовался как знак императора Византии (хотя официальным гербом никогда не был).
Сторонники имперской версии видят в двуглавом орле Ивана III подражание гербу Императора Священной Римской Империи Германской Нации. Такое заимствование также должно было подтвердить легенду о происхождении русских царей от римского императора Августа, то есть их равнородность и знатность с западными властителями.
Так как на русских монетах до реформы 1534 года изображался именно всадник (монеты получили имя "копейки" от копья, которым всадник убивает дракона).
Внук Ивана III Иван IV Грозный, которого венчали на царство в январе 1547 года, и который стал именоваться “царём и великим князем всея Руси”, завершил объединения Руси.
При Иване IV Грозном герб России (тогда в виде царской печати) несколько видоизменяется. Так всадник получил корону. Тогда же на большой государственной печати Ивана Грозного (булле) 1562 года щиток с ездецом переместился на грудь орла.
Некоторые детали в изображении герба часто менялись в связи с историческими событиями и предпочтениями императорских особ. Но основные элементы государственного герба оставались неизменны. После революции 1917 года Российской империи не стало и был провозглашён новый герб. Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоял из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках: “Пролетарии всех стран, соединяйтесь!” Наверху – звезда.
Сейчас, согласно федеральному
конституционному закону о гербе:
“Государственный герб Российской Федерации
представляет собой четырехугольный, с
закругленными нижними углами, заостренный в
оконечности красный геральдический щит с
золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх
распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми
коронами и - над ними - одной большой короной,
соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр,
в левой - держава. На груди орла, в красном щите, -
серебряный всадник в синем плаще на серебряном
коне, поражающий серебряным копьем черного
опрокинутого навзничь и попранного конем
дракона”[6].
В настоящее время, скипетр и держава в лапах орла
- монархические атрибуты, которым авторы герба
придали значение защиты суверенитета и
целостности государства, три короны обозначают
три ветви власти: исполнительную,
представительную и судебную (ранее означали три
царства: Казанское, Астраханское, Сибирское).
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
2. Государственный флаг Российской Федерации и история его появления
Единого национального флага в допетровской Руси не существовало. С древних времён на знамёнах великих князей изображались святые, лики Христа и Богородицы. В большинстве летописных источников ("Повесть временных лет" и др.) изображаются треугольного цвета флажки красного цвета. Хорошо известен так называемый "Великий стяг" Ивана Грозного. Это полотнище в виде трапеции (с откосом). У древка на лазуревом поле изображён Святой Михаил на коне. На откосе "сахарного" цвета изображён Христос.
С 1693 года Пётр I уже использовал бело-сине-красный флаг с золотым двуглавым орлом в центре в качестве "флага царя Московского".
Собственно национального флага в России до середины XIX века не было. В большинстве европейских стран наоборот национальные цвета были определены.
Указом Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-жёлто-белый "гербовый" флаг.
Верхняя полоса – чёрная соответствовала чёрному государственному орлу, средняя – жёлтая означало жёлтое или золотое поле, на котором изображался орёл, а нижняя – белая или серебряная полоса соответствовала кокарде Петра Великого (кокарда скорее упоминалась ошибочно, т.к. появилась позже правления Петра). Бело-сине-красный флаг всё это время оставался коммерческим флагом. Лишь с приходом моды на флаги в 1870-х годах он всё чаще стал использоваться и как национальный.
На протяжении второй половины 19 века среди историков велись споры, какой же флаг считать национальным: бело-сине-красный или чёрно-жёлто-белый. Вопрос был официально решён 28 апреля 1883 года, когда "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" Александр III распорядился использовать исключительно бело-сине-красный флаг.
В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён "для употребления в частном быту" новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом. Символика флага подчёркивала единение царя с народом.
После февральской революции Россия была провозглашена демократической республикой и, хотя государственный флаг остался прежних цветов, но с него исчезло изображение царского герба. После победы большевиков в гражданской войне флаг стал ярко красным полотнищем. Долгое время флаг СССР менялся, хотя его основные элементы (кранное полотно, серп, молот, пятиконечная звезда) присутствовали на всех его вариантах.
12 июня 1990 года Съезд Советов РСФСР принял декларацию о суверенитете Российской Федерации. А в августе этого года принято решение считать государственным флагом РСФСР исторический российский флаг. Он представляет собой полотнище из трёх равновеликих горизонтально расположенных полос: верхней белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.
Новое (неофициальное) объяснение символики цветов таково:
- белый - мир, чистоты, непорочность, совершенство;
- синий - вера и верность, постоянство;
- красный - энергия, сила, кровь, пролитая за отечество.
3. Государственный гимн Российской Федерации и история его появления
Кроме герба и флага, высшим символом государства является гимн, призванный сплачивать и вдохновлять всю нацию. Исполнение государственного гимна сопровождается проявлением высших форм уважения к нему — вставанием гражданских лиц и отданием чести или салютованием оружием военных.
Вплоть до конца XVII в. в России в качестве государственной функционировала церковная символика. Превосходство светской власти над духовной, установленное Петром Великим открыла путь светской музыке. Первым неофициальным гимном стал гимн-марш “Гром победы, раздавайся” (с 1791 г., слова Г. Державина, музыка Осипа Козловского).
Правнук Петра I - Павел I Петрович утвердил русский духовный (внецерковный) гимн “Коль славен наш Господь в Сионе” (слова М. Хераскова, музыка Д. Бортнянского). Это - уникальный в мировой истории пример государственного гимна, полностью посвящённого Господу!
В 1816 г. Александр I издал указ исполнять “Молитву русских” (слова В. Жуковского, автор музыки неизвестен) полковым оркестрам при встречах императора (первый официальный гимн).
В 1833 году Император Николай I Павлович высочайше поручил написать Русский народный гимн композитору Алексею Львову. Автором стихов “Боже, Царя храни!” был знаменитый поэт Василий Жуковский. “Боже, царя храни” стал вторым официальным гимном (1833—1917). <Приложение1>.
После потрясений 1917 г. Россия временно приняла международные гимны — песню французской революции “Марсельезу” (до октября 1917 г. - слова П. Лаврова, музыка К. Руже де Лиля в обработке А. Глазунова и “Интернационал”, который почти 26 лет был гимном СССР—РСФСР. В 1943 г., когда распустили III Интернационал, он стал только партийным гимном.
Для гимна СССР было решено использовать музыку “Гимна партии большевиков”, написанную А. Александровым в 1939 г., текст сочинили С. Михалков и его друг Габо (Габриэль Аркадьевич Уреклян), выступавший в печати под псевдонимом Г. Эль-Регистан. Впервые “Союз нерушимый” прозвучал в ночь на 1 января 1944 г., а с марта 1944 г. он исполнялся постоянно<Приложение1>.
Спустя почти 10 лет после распада СССР, 25 декабря 2000 г. закон о государственном гимне России был одобрен Советом Федерации, подписан президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. Авторы гимна С.В. Михалков (переписал слова), музыка А.Александрова осталась неизменной. Это ныне существующий официальный гимн нашей страны. Первое официальное исполнение гимна состоялось 30 декабря 2000 г. на государственном приеме в Большом Кремлевском дворце<Приложение1>.
После рассказа о государственной символики России целесообразно провести викторину, выполнить задания по этой теме <Приложение2>.
Заключение.
Подобно всем общенациональным символам, герб, флаг и гимн России — это сокровища национальной культуры. Более того, они утверждают преемственность прошлого, настоящего и будущего в исторической жизни народа.
Разъяснение сущности и значения государственных символов Российской Федерации – флага, герба и гимна воспитывает патриотизм гражданина России. Способствовать этому должна систематическая и целенаправленная работа педагогических коллективов образовательных учреждений.
Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих свою Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далёкими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость страны.
Государственный флаг – один из важнейших атрибутов государства и национального суверенитета, отличительный знак государства.
Государственный герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знамёнах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Государственный гимн – официально принятая песнь в честь государства.
Интересно, что гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом, либо вокальном и инструментальном варианте. При этом могут использоваться средства звуко-, видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Таким образом, главную песнь государства может петь любой в подходящем для этого случае, но в соответствии с утверждённой музыкальной и текстовой редакцией. Для этого необходимо знать её текст. А этим, к сожалению, в настоящее время может похвастаться далеко не каждый
гражданин нашей страны. И именно работа педагогов в данном направлении способна исправить сложившуюся ситуацию.
Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании обучающихся – неотъемлемая часть воспитательной деятельности образовательных учреждений.
Понимание сущности и значения государственных символов Российской Федерации, воспитание уважения к ним у обучающихся возможно формировать и в рамках системы дополнительного образования детей. Отдавая почести символам государства, мы, тем самым, проявляем любовь и уважение к своей Родине, испытывая чувство гордости за принадлежность к гражданам России.
Список использованной литературы и источников:
- Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII – XIX в. Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. М. 1997, 303с.
- Киселёв А.Ф., Щагин Э.М. Новейшая история Отечества. XX век. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М. 1999, Т.1, Т.2., 496с., 448с.
- Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История Отечества: Учеб. для 6-7 кл.общеобразоват. учреждений. М.1999, 303с.
- Сахаров А.РН., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. М. 1999, 303с.
- Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история). Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М. 1994, 448с.
- Государственная символика РФ. М., Издательство “Экзамен”, 2003, 64с.
- http://palm.newsru.com/