Цель: Развивать языковое чувство через умение понимание смысла образных выражений, сравнений, загадок.
Задачи:
- Развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Закреплять приметы зимы.
Материалы:
- картины зимние пейзажи русских художников:
- И.И. Шишкин “Зима”,
- Н.Рерих “Гималаи”,
- И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”;
- акварель;
- кисти,
- ватман по количеству детей.
Ход занятия
1. Отгадывание загадок.
Воспитатель обращает внимание на зимние пейзажи русских художников, размещённые на стенде в группе.
Воспитатель: Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей. Зиму очень часто изображали на своих полотнах живописцы: Шишкин, Грабарь, Рерих; о ней любили писать стихи русские поэты: С.Есенин, А.Пушкин. Для того, чтобы передать красоту русской зимы, поэты используют образные выражения, которые помогают нам представить более полно и наглядно её представить. Образные выражения позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Они часто используются в сказках, стихах, рассказах, загадках. Отгадайте загадку, и обратите внимание, какие образные красивые слова здесь есть:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром!
Вопросы:
- Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?
- Почему зиму называют царицей?
- Подходят ли зиме определение “белолица”, “светлокожа”?
Воспитатель: Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина:
Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.
Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти.
Вопросы:
- Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).
- Что означают слова “белый путь”, выражение “в мягких снегах потонуть”? (глубокий снег, путь по снегу)
Воспитатель: А.С. Пушкин приметы зимы описывал так:
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижно рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Вопросы:
- Как автор называют зиму? (волшебница, матушка) Почему? (волшебница потому что всё волшебным сделала, украсила; матушка – потому что заботится о лесе, укрывает снегом, даёт отдых природе)
- Какие образные выражения использовал Пушкин? (клоками повисла на суках дубов; волнистыми коврами; пухлой пеленою)
Воспитатель: Какие загадки стихи о зиме вы знаете? (Дети загадывают загадки, читают стихи о зиме)
Воспитатель: Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Иван Иванович Шишкин? (Зима снежная, пуховая, пушистая, лес утонул в снегу, деревья как будто спят);
Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Николай Константинович Рерих? (холодная, ледяная, синяя, голубая, туманная, холодное солнце)
Какой образ зимы передал в пейзаже “Февральская лазурь” художник Игорь Эммануилович Грабарь? (солнечная, морозная, хрустальная, прозрачная, звенящая, лазоревая) С помощью воспитателя дети уточняют образ зимы в картинах.
Воспитатель: А сейчас мы будем с вами художниками и нарисуем свой зимний пейзаж. (Приложение 1) (По ходу занятия воспитатель осуществляет общее руководство. В конце занятия дети размещают работы на стене рисования)
Воспитатель:
А сейчас пусть каждый художник подумает, какую зиму он изобразил: царицу, волшебницу, матушку.(Ответы детей)