Раздаточный материал:
- листы бумаги,
- карандаши,
- набор цветных фишек для каждого ребенка (квадратики 2*2 см красного, синего и зеленого цветов),
- касса букв с изученными буквами.
Демонстрационный:
- схемы предложений;
- желтая коробочка с мелом;
- цветные фишки для обозначения звуков;
- буквы;
- лист со словами СОЛ, ДЕН, РОЛ, КОН, ЛЕН, НОЛ, написанными в столбик;
- маркер;
- картонная буква “Ь”,
- клей,
- кисточка,
- вата,
- горох,
- шарики пенопласта.
Ход занятия
1.Закрепление написания изученных букв.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вспомнить, какие буквы мы уже изучили. Но, к сожалению, у нас кончился мел. Как же мне показывать вам буквы, не называя их?
Дети: Можно рисовать в воздухе.
В: Действительно, это выход. Тогда я буду рисовать для вас букву в воздухе, а вы записывайте ее на листочке. (Воспитатель “рисует” в воздухе буквы Н, К, Ж, О, Ю, Ы, Ш, Р, А, Л правой рукой, повернувшись спиной к детям. Дети записывают буквы у себя на листочках).
2.Закрепление знаний о буквах.
В:
- Какие из этих букв обозначают на письме гласные звуки? (О, Ю, Ы, А).
- А остальными буквами, какие звуки обозначаются? (согласные).
- Какими буквами обозначаются всегда твердые согласные? (Ж, Ш)
- Какая буква лишняя? Почему? (буквой Ю иногда обозначаются два звука)
3.Работа с предложениями.
Воспитатель произносит предложения:
Была зима.
Алеша с папой гуляли.
Мальчик слепил снеговика.
Дети самостоятельно чертят схемы на листочках. Затем воспитатель вывешивает схемы на доске, но с ошибками (в схеме первого предложения не поставлена точка, в схеме второго предложения указано только три слова, схема последнего предложения начинается с “ маленькой буквы”)
Дети выделяют ошибки, исправляют их, объясняют.
В: Давайте закончим этот маленький рассказ. Придумайте другое предложение к последней схеме, подходящее к этому рассказу.
4.Физкультминутка.
Каждый день по утрам делаем зарядку (ходьба на месте)
Очень нравится нам делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков)
5.Звуко-буквенный анализ.
В: Пока мы отдыхали, я вспомнила, что утром нашла вот эту коробочку. В ней спрятана отгадка на загадку. (Показывает коробочку).
Отгадайте: Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Д: Это мел.
В: Предлагаю разобрать это слово.
-Назови первый звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Назови второй звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Назови третий звук. Какой он?
- Каким цветом обозначим?
- Сколько всего звуков в этом слове?
- Сколько согласных?
- Сколько гласных?
- Какой по счету гласный звук?
- Какой по счету согласный мягкий?
- Какой по счету согласный твердый?
( Вопросы задаются индивидуально, схему слова дети выкладывают фишками на партах, воспитатель на доске.)
6.Знакомство с буквой “Ь”.
В: Посмотрите, последний твердый звук [л] я превращу в мягкий (меняет синюю фишку на зеленую). Как теперь прозвучит это слово?
Д: Мель.
В: Получилось новое слово. Что такое “мель”?
Д: Мелкое место. Где не глубоко, где мало воды…
В: Да, мель – это неглубокое место в водоеме. Выложите эту схему рядом со схемой слова “мел”. Чем отличаются эти схемы?
Д: В слове “мел” последний звук – твердый согласный, а в слове “мель” - мягкий.
В: А чем эти слова похожи?
Д: Всего по три звука, первые два одинаковые.
В: Давайте теперь обозначим звуки буквами. (Цветные фишки заменяются буквами, которые называют дети). Сначала слово “мел”, затем – “мель”. ( Получилось два слова “мел”). Звук [л] обозначается буквой “л”, но как же сделать, чтобы последний звук читался мягко? Есть такая буква-помощник, она ставится после согласной буквы, чтобы показать, что ее следует читать мягко. Эта буква называется мягкий знак. (Воспитатель добавляет на доске к слову “мел” мягкий знак).
Сколько букв в этом слове? А сколько звуков в схеме? Почему же букв больше, чем звуков?
Дело в том, что буква “ь” не обозначает звука сама по себе, а только подсказывает, как читать согласный звук. (Объяснение дается в том случае, если дети затрудняются сами сформулировать этот вывод).
Давайте напишем эту букву:
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой вот так:
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
( Дети пишут букву вместе с воспитателем в воздухе, пальчиком на парте, на листочках). Добавьте фишку с этой буквой ко второму слову.
7.Игра “Отгадай слово”.
Дети выходят на ковер, садятся полукругом перед прикрепленным к стене или подставке листом бумаги. На листе слова:
СОЛ
ДЕН
РОЛ
КОН
ЛЕН
НОЛ
В: Чтобы слово отгадать, нужно смягчить последний звук. Как показать это на письме?
Д: Добавить букву “ь”.
(Дети дописывают по очереди букву “ь” к словам и читают их)
8.Подведение итога. Совместная работа.
Дети остаются на ковре, но садятся вокруг модуля, накрытого салфеткой.
В:
- Что сегодня узнали нового?
- С какой буквой познакомились?
- Для чего она нужна?
- А хотите сделать портрет мягкого знака?
Воспитатель убирает салфетку с модуля, на нем большая, вырезанная из картона буква “ь”, клей, кисточка, вата, крошки пенопласта, горох и т.п.
В: Какой материал вы бы выбрали для мягкого знака?
Д: Вату, она самая мягкая.
Каждый ребенок берет кусочек ваты и приклеивает его к картону с обеих сторон.
В: Теперь буква “ь” будет гостем в нашей группе.