Цели:
1. Познакомить с новым словом “утварь”, объяснить значение.
2. Обучить приёмам и последовательности обработки внутреннего криволинейного контура детали.
3. Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.
4. Отработать навыки ручной обработки древесины.
5. Использовать индивидуальный подход при повторении пройденного материала и распределении практического задания.
6. Воспитывать потребность к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту.
7. Развивать умения в планировании, самооценке, самоконтроле.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование, оснащение занятия:
- столики для пиления;
- лобзики;
- напильники, надфили;
- шлифовальная шкурка;
- шаблоны, карандаши.
Наглядные пособия:
- образцы готовых изделий;
- плакаты, стенды.
План занятия:
- Организационная часть (2 мин.)
- Повторение пройденного (5 мин.)
- Объяснение нового материала (20 мин.)
- Закрепление полученных знаний (3 мин.)
- Практическая работа (40 мин.)
- Заключительная часть (10 мин.)
Литература, использованная при подготовке к уроку:
- Василенко В.М. народное искусство. – М., 1974.
- Выпиливание лобзиком АЩ3Т “ACTB”, 1998.
- Ларин О.И. Поклонись дереву. – М., 1985.
- Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: кн. для учителя – М.,1985.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., 1989.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2001.
Ход занятия
1. Организационная часть.
Отметить отсутствующих, назначить дежурных, проверить готовность к занятию, сообщить тему урока.
2. Повторение пройденного.
Предложить ученикам на выбор один из трёх тематических кроссвордов, напечатанных на листах разного цвета, с указанием на классной доске, какой теме соответствует цвет:
- на зелёном листе по теме “ Разметка”;
- на синем листе по теме “Сверление”;
- на красном листе по теме “Пиление”.
Задание для всех:
- определить название инструмента по горизонтали.
- Кроссворд № 1.
- Кроссворд № 2.
- Кроссворд № 3.
Материалы кроссвордов, решение представлены в Приложении.
Через 5 мин. собрать листы и продолжить занятие. Анализ результатов решения кроссвордов отложить на “Заключительную часть” занятия.
3. Объяснение нового материала (сопровождается показом презентации).
Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.
На Руси дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.
И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.
Дерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделия из него служат порой несколько поколений.
К таким изделиям относятся и предметы деревянной кухонной утвари.
Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).
В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь – предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”.
В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.
Началом традиционного русского промысла, изготовления изделий из древесины, считают X век, об этом говорят деревянные ложки, которые были найдены археологами, в погребениях Нижегородской области.
В течение следующих столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.
Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной кухонной утвари.
Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.
Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?
Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
“К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.
Ещё одно интересное наблюдение.
Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:
Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и “о”.
А по определению С. И. Ожегова:
ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
ТВОРИТЬ – творчески создавать.
Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к кухне, т.е. месту, где человек готовит и принимает пищу, мы будем не просто выпиливать лобзиком, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.
К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.
Снова обратиться к стенду с образцами будущих изделий.
Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, выпиливании лобзиком.
Обратить внимание на то, что до сих пор, работая лобзиком, учащиеся пилили фанеру толщиной 4 мм., а на этом занятии для работы будут использовать 6-ти мм. фанеру, березовые и буковые рейки, а выпиливать предстоит как наружный, так и внутренний контур детали.
Особенности задания в том, что для пиления этих заготовок потребуется большая физическая сила, чем раньше, а перед выпиливанием внутреннего контура, необходимо будет просверлить отверстие рядом с разметочной линией, вставить в него пилку и, закрепив ее, выпилить по разметке.
При обработке внутреннего контура детали существует несколько приёмов работы (см. Приложение, рис.1).
Выпиливание острого угла:
I – й способ – если орнамент крупный, то острый угол можно выпиливать также, как и тупой, т.е. поворотом на месте, но у вершины угла пилку лобзика подают на себя, чтобы не было излишнего закругления. При выпиливании тонкого орнамента пропиливают одну сторону угла до вершины (см. рис.1, а), за тем, возвращая пилку назад, пропиливают произвольную линию так, чтобы попасть на смежную сторону угла по касательной и продолжить выпиливание до вершины угла. У вершины угла выпадает выпиленный кусочек, и образуется острый угол (см. рис.1, б). Затем выравнивают смежную сторону угла.
II – й способ – плавно перейти на смежную сторону угла, не доходя до вершины выпилить контур, затем выровнять обе стороны угла (см. рис. 1 в-г; 1-6-очередность нахождения лобзика на разных участках).
Если при выпиливании наружного контура, лобзиком в правой руке, необходимо пилить против часовой стрелки, то внутреннего – по часовой стрелке, чтобы при работе была видна разметочная линия.
В первую очередь выпиливают внутренний орнамент, в последнюю очередь - наружный контур. Это связано с безопасностью при работе.
После выпиливания деталь необходимо зачистить и шлифовать.
4. Закрепление полученных знаний.
Задать вопросы на повторение:
- что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари;
- в какой последовательности и почему выпиливают деталь, имеющую наружный и внутренний контур?
- в каком направлении и почему выпиливают деталь по наружному и внутреннему контуру?
5. Практическая работа.
Объяснить последовательность практической работы, записанной на классной доске:
- Разметить заготовку по шаблону.
- Просверлить отверстие внутри контура.
- Вставить пилку, закрепить в рамке.
- Выпилить внутренний контур детали.
- Вынуть пилку из детали, закрепить в рамке.
- Выпилить наружний контур.
- Зачистить, шлифовать.
Напомнить о соблюдении правил безопасности во время практической работы:
- при сверлении;
- при выпиливании лобзиком;
- при зачистке и шлифовании.
Поставить задачу на урок.
Предложить каждому ученику индивидуальное задание.
Контролировать работу каждого ученика, оказывать при необходимости помощь, разъяснять моменты, вызывающие наибольшие затруднения.
6. Заключительная часть.
- Подать команду о завершении практической работы.
- Предложить учащимся самим оценить свои изделия в сравнении с образцами.
- Проверить собранные изделия.
- Подвести итоги повторения пройденного ( по кроссвордам) и практической работы.
- Контролировать уборку рабочих мест, мастерской.