Развитие духовно-нравсвенных ориентиров личности младшего школьника в процессе становления читательной деятельности

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Формирование духовно-нравственных ориентиров личности младшего школьника в процессе становления читательской деятельности;
  • Развитие эстетических и патриотических чувств в ходе знакомства с фольклорным наследием Нижегородской области;
  • Анализ образов героев сказки и способов их создания;
  • Продолжение формирования навыка составления плана произведения.

Структура урока

1. Орг. момент:

  • Приветствие гостям
  • Эмоциональный настрой на урок
  • Рефлексия начала урока.

2. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.

3. Речевая разминка.

4. Проверка домашнего задания:

  • Индивидуальная работа по карточкам
  • Работа в парах.

5. Физкультминутка (диафильм).

6. Изучение нового материала:

  • Первичное чтение учителем вслух.
  • Первичная проверка понимания.
  • Повторное чтение учащимися.
  • Работа в группах:
    • определение жанровых особенностей произведения;
    • анализ образов героев;
    • составление картинного плана;
    • чтение сказки по ролям.

7. Закрепление изученной темы:

  • проверка работ, выполненных в группах;
  • самостоятельная работа на компьютерах.

8. Итог урока. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Ход урока

1. Орг. момент.

У нас на уроке гости, давайте их поприветствуем.

А сейчас пришла пора настроиться на урок, чтобы у нас все получилось.

(хором) Мы все внимательны.

Мы все успеем на уроке. (Приложение: слайдовая презентация. Слайд 1)

Мы узнаем много нового.

- Ребята, на ваших партах лежат карточки со смайликами. Поставьте плюсик напротив того смайлика настроение которого, соответствует вашему настроению в данный момент.

- Какой у нас урок? (слайд2)

- Чему он нас учит? (знать и любить свою малую родину - Нижегородский край) (слайд3)

2. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.

- Какой результат мы должны получить к концу урока? (слайд4)

Волшебный цветочек в руки возьмите, задачу урока определите.

- Цель урока нам ясна, значит нам скучать нельзя.

3. Речевая разминка.

На экране появляются пословицы:

Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом - разумом смекай, да на ус мотай. (слайд5)

- Прочитайте “жужжащим чтением”. Что это? (пословица)

- Прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы.

- Прочитайте, выделяя голосом существительные.

- Прочитайте быстро.

- Прочитайте выразительно.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотел нам сказать человек, сложивший ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно, в них всегда есть что-то поучительное, мы можем многое узнать, читая их).

4. Проверка домашнего задания.

- Этим мы и занимались на нескольких прошлых уроках, читали сказки. А какие сказки мы читаем?

(Нижегородские народные сказки).

- У каждого из вас на порте лежат листочки. В них написаны предложения из сказки, которую мы читали на прошлом уроке. Некоторые слова в этих предложениях записаны не так, как в тексте. Ваша задача, догадаться, что это за слова и заменить их на те слова, что написаны в тексте.

(Учащиеся вслух читают неправильный вариант, а затем его исправляют).

- Из какой сказки ветер принес нам эти строчки? (Из Нижегородской народной сказки “Петух да собака”).

- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача: собрать пословицы.

- Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд ).

- Кому из героев сказки вы могли бы прочитать эти пословицы?

- Какие черты характера помогли вам выполнить задания в парах? (целеустремленность и взаимовыручка).

 5. Физкультминутка.

- А еще те же качества помогли вам создать диафильм по одной из сказок, которую мы читали на одном из прошлых уроков. Сейчас мы его покажем нашим гостям, а вы будете читать текст, который написан под вашими рисунками. (диафильм).

6. Изучение новой темы.

Сейчас я вам прочту новую сказку, а вы внимательно слушайте.

Было вам интересно слушать эту сказку? Что запомнилось? Какое это произведение? (поучительное). Чему оно нас учит?

Сейчас мы будем работать в группах, но чтобы выполнить задания правильно, что мы должны сначала сделать? (еще раз прочитать текст).

Посмотрите на экран, там вы увидите задания для групповой работы. (слайд):

1. Выявить жанровые особенности произведения.

2. Проанализировать образы героев.

3. Составить картинный план произведения.

4. Научиться читать по ролям.

7. Закрепление изученной темы.

- Группы поработали, давайте проверим как вы справились с этой работой. (слайд ).

 (Проверка работы всех групп).

- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте пословицы, которые вы там видите. Кому из героев сказки вы могли бы их прочитать?

Ну что, мы неплохо поработали, а сейчас мне бы хотелось посмотреть, что вы запомнили и поняли. Для этого я приглашаю вас за компьютеры, но сначала давайте вспомним правила поведения за компьютером.

8. Итог урока.

- Понравился вам урок? Все ли задачи, которые ставили перед собой на уроке, смогли реализовать? С каким настроением заканчиваете урок? Покажите это на своих карточках. У кого настроение с начала урока изменилось в лучшую сторону? У кого в худшую? А у кого осталось таким же?

9. Домашнее задание.

Обязательное: прочитать сказку.

По выбору:

  • пересказ;
  • иллюстрацию к сказке;
  • сочинить свою сказку.