Цели урока:
- Формирование духовно-нравственных ориентиров личности младшего школьника в процессе становления читательской деятельности;
- Развитие эстетических и патриотических чувств в ходе знакомства с фольклорным наследием Нижегородской области;
- Анализ образов героев сказки и способов их создания;
- Продолжение формирования навыка составления плана произведения.
Структура урока
1. Орг. момент:
- Приветствие гостям
- Эмоциональный настрой на урок
- Рефлексия начала урока.
2. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.
3. Речевая разминка.
4. Проверка домашнего задания:
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в парах.
5. Физкультминутка (диафильм).
6. Изучение нового материала:
- Первичное чтение учителем вслух.
- Первичная проверка понимания.
- Повторное чтение учащимися.
- Работа в группах:
- определение жанровых особенностей произведения;
- анализ образов героев;
- составление картинного плана;
- чтение сказки по ролям.
7. Закрепление изученной темы:
- проверка работ, выполненных в группах;
- самостоятельная работа на компьютерах.
8. Итог урока. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Ход урока
1. Орг. момент.
У нас на уроке гости, давайте их поприветствуем.
А сейчас пришла пора настроиться на урок, чтобы у нас все получилось.
(хором) Мы все внимательны.
Мы все успеем на уроке. (Приложение: слайдовая презентация. Слайд 1)
Мы узнаем много нового.
- Ребята, на ваших партах лежат карточки со смайликами. Поставьте плюсик напротив того смайлика настроение которого, соответствует вашему настроению в данный момент.
- Какой у нас урок? (слайд2)
- Чему он нас учит? (знать и любить свою малую родину - Нижегородский край) (слайд3)
2. Постановка целей и задач урока. Актуализация знаний.
- Какой результат мы должны получить к концу урока? (слайд4)
Волшебный цветочек в руки возьмите, задачу урока определите.
- Цель урока нам ясна, значит нам скучать нельзя.
3. Речевая разминка.
На экране появляются пословицы:
Кашу кушай, а сказку слушай:
Умом - разумом смекай, да на ус мотай. (слайд5)
- Прочитайте “жужжащим чтением”. Что это? (пословица)
- Прочитайте эту пословицу, выделяя голосом глаголы.
- Прочитайте, выделяя голосом существительные.
- Прочитайте быстро.
- Прочитайте выразительно.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Что хотел нам сказать человек, сложивший ее? (Нам хотели сказать, что сказки читать полезно, в них всегда есть что-то поучительное, мы можем многое узнать, читая их).
4. Проверка домашнего задания.
- Этим мы и занимались на нескольких прошлых уроках, читали сказки. А какие сказки мы читаем?
(Нижегородские народные сказки).
- У каждого из вас на порте лежат листочки. В них написаны предложения из сказки, которую мы читали на прошлом уроке. Некоторые слова в этих предложениях записаны не так, как в тексте. Ваша задача, догадаться, что это за слова и заменить их на те слова, что написаны в тексте.
(Учащиеся вслух читают неправильный вариант, а затем его исправляют).
- Из какой сказки ветер принес нам эти строчки? (Из Нижегородской народной сказки “Петух да собака”).
- А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Ваша задача: собрать пословицы.
- Давайте проверим, что у вас получилось. (слайд ).
- Кому из героев сказки вы могли бы прочитать эти пословицы?
- Какие черты характера помогли вам выполнить задания в парах? (целеустремленность и взаимовыручка).
5. Физкультминутка.
- А еще те же качества помогли вам создать диафильм по одной из сказок, которую мы читали на одном из прошлых уроков. Сейчас мы его покажем нашим гостям, а вы будете читать текст, который написан под вашими рисунками. (диафильм).
6. Изучение новой темы.
Сейчас я вам прочту новую сказку, а вы внимательно слушайте.
Было вам интересно слушать эту сказку? Что запомнилось? Какое это произведение? (поучительное). Чему оно нас учит?
Сейчас мы будем работать в группах, но чтобы выполнить задания правильно, что мы должны сначала сделать? (еще раз прочитать текст).
Посмотрите на экран, там вы увидите задания для групповой работы. (слайд):
1. Выявить жанровые особенности произведения.
2. Проанализировать образы героев.
3. Составить картинный план произведения.
4. Научиться читать по ролям.
7. Закрепление изученной темы.
- Группы поработали, давайте проверим как вы справились с этой работой. (слайд ).
(Проверка работы всех групп).
- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте пословицы, которые вы там видите. Кому из героев сказки вы могли бы их прочитать?
Ну что, мы неплохо поработали, а сейчас мне бы хотелось посмотреть, что вы запомнили и поняли. Для этого я приглашаю вас за компьютеры, но сначала давайте вспомним правила поведения за компьютером.
8. Итог урока.
- Понравился вам урок? Все ли задачи, которые ставили перед собой на уроке, смогли реализовать? С каким настроением заканчиваете урок? Покажите это на своих карточках. У кого настроение с начала урока изменилось в лучшую сторону? У кого в худшую? А у кого осталось таким же?
9. Домашнее задание.
Обязательное: прочитать сказку.
По выбору:
- пересказ;
- иллюстрацию к сказке;
- сочинить свою сказку.