Сценарий урока мужества "Сибиряки, подвиг ваш бессмертен!"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • Воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Родины;
  • Содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности, патриотизма;
  • Содействовать проявлению индивидуальности у учащихся, содействовать развитию креативных способностей, познавательных интересов.

Ход урока

Звучат музыка военных лет.

Вступительное слово учителя.

Мене полугода осталось до одного из самых чтимых, объединяющих и поднимающих дух наших юбилеев – 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Свидетелей и творцов этого величайшего народного подвига всё меньше, но общественный интерес к нему не иссякает.

Наоборот, из круговорота нынешней нелёгкой жизни стоит попристальней вглядеться в те грозные годы.

Ученик 1 (Идет показ по карте)

6 сентября, когда еще только вырисовывался успех армии “Юг” на стыке западного и юго-западного направлений, Гитлер подписал директиву №35 о “решающей операции” - захватить Москву. Директива предписывала группе армии “Центр” подготовить операцию против группы армий Тимошенко (войск Западного и Резервного фронтов) таким образом, чтобы по возможности быстрее (конец сентября) перейти в наступление и уничтожить противника, находящегося в р-не Смоленска, посредством двойного окружения, наступая в общем направлении на Вязьму с использованием мощных танковых сил, сосредоточенных на флангах.

Операция получила кодовое название “Тайфун”.

Ученик 2

Но этой операции осуществиться было не суждено. В самое трудное время для нашей Родины в Москве на Красной площади 7 ноября 1941 г. состоялся парад, посвященный 24й годовщине Октябрьской революции. С трибуны Мавзолея И.В. Сталин сказал: “На Вас смотрит весь мир, как на силу способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На Вас смотрят порабощенные народы Европы, подпавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии. Война, которую Вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет Вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Пусть осенит Вас победоносное знамя великого Ленина”.

Ученик 3

Исход Октябрьских кровопролитных сражений под Москвой оказался неожиданным для Гитлера и его генералов. Столица СССР, казалось была уже у них в руках, но в последний момент выскользнула. Немцы торопились с наступлением, так - как наступили холода.

Но на фронте произошли серьезные изменения. Из 73-х дивизий группы армии “Центр” пришлось использовать только 51, остальные были накрепко скованы калининскими и Юго-западными фронтами и лишены возможности наступать.

Ученик 4

Не надо фраз про доблесть и отвагу,
Слова – всего лишь навсего слова.
Мы здесь стояли и назад ни шагу.
Мы здесь лежим. Зато стоит Москва!

Пусть будет вечной всенародная память о сибиряках – защитниках Москвы.

Учитель

Как выстояли? Откуда черпали силу и веру? Чем жили тогда? Кто они эти люди? подарившие нам счастье жить?

Ученик 5

Парень, который был так похож на тебя. Кто он – необыкновенный человек? Нет, он был такой же, как ты и я: бегал в школу, любил спорт, гонял голубей, строил модели самолетов и кораблей, по весне сажал деревья и ухаживал за ними.

Он просто хотел жить…

Но он ушел в огненный 41-ый и не вернулся, парень, который был так похож на тебя.

Он многое не успел в жизни, но главное он все же успел – защитить твое и мое будущее!

Ученик 6

Кто же он, остановивший победное шествие гитлеровских орд, сломавший хребет фашизму и водрузивший наш алый стяг над рейхстагом?

Советский солдат
Солдат – труженик.

Ученик 7

Это он, в изодранной осколками гимнастерке, побелевшей от соленого, горького пота, с трехлинейной и парой гранат, сдерживал в первые месяцы лихолетья натиск закованных в броню фашистских армий.

Цеплялся за каждый бугорок, за каждый кустик, за каждый клочок родной земли, дрался до последней капли крови. А когда уже не оставалось сил – бросался с гранатой под вражеский танк.

Ученик 8

Велика роль сибиряков, остановивших захватчиков у стен Москвы, Ленинграда и Сталинграда. Остановил, собрался с силами, и поднатужившись, погнал вспять через Курск и Орел, через Днепр и Буг, через Кёнинберг и Варшаву – к Берлину. Туго ему приходилось солдату, ведь он вовсе не был былинным богатырем, этаким Ильей Муромцем, которому ничего не страшно.

Не был он похож и на того

Плакатного героя – косая сажень в плечах, что одним махом насаживает на штык десяток фрицев.

Ученик 9

Он был обыкновенным человеком, наш солдат, не в железной кольчуге, - в простой шинели. С обычной человеческой кожей, которую легко рвали пули, кромсали осколки. С обычным сердцем, которое хотело жить.

Ученик 10

Знал солдат, что только в сказках есть живая и мертвая вода. Знал, что он то отнюдь не заговоренный против фашисткой пули. И что гитлеровцы стреляют не в белый свет, а именно в него. В солдата. Он не раз падал замертво, но вставал и вновь шел на врага. Шел, повергая в ужас фашистских вояк, заставляя недоумевать немецких генералов.

Ученик 11

Многие не вернулись живыми в родной дом. Стоят они памятниками, обелисками, стелами, на бывших полях сражений и смотрят на нас, будто спрашивая, как ты живешь?

Ты продолжаешь меня в своих добрых делах?

Они не только наша память. Они наша совесть.

Ученик 12

Холмы у памяти покаты,
Но пусть сгоревшие в огне
Солдаты, мертвые солдаты,
Живут с живыми наравне
В людских сердцах, в молве летучей,
В сказаниях вечных и живых,
Пусть равнодушье черной тучей
Не разу не коснется их.
Весною на рассвете раннем
Садам, рождаться заревым.
Ты жив, а мы уже не встанем,
Так расскажи о нас живым.

Песня о погибшем солдате.

Ученик 13 (Идет показ по карте)

В тяжелейших оборонительных боях на ближайших подступах к столице советские войска не только отстояли ее, но и сумели остановить врага, создать благоприятную обстановку для перехода в контрнаступление и разгрома противника.

В конце 1941 года штаб Западного фронта разместился в Петрушково. Жуков как-то отметил, что от штаба до кремля в ночь с 5 на 6 декабря они с Булганиным доехали за 35 минут. Вставке верховного главнокомандования и в генеральном штабе понимали, что в обстановке под Москвой наступает кризис. Враг любой ценой стремился захватить столицу. Самое опасное положение создалось на правом фланге Западного фронта.

По приказу Гитлера был нанесен таранный танковый удар по войскам Гудариана, которым удалось обойти Москву южнее и прорвав слабоукрепленные западный и Брянский фронты выйти в район Калинина.

Создалась серьезная угроза Москве, Ленинграду, Сталинграду. В этом месте фашистов нужно было остановить немедленно и любой ценой. Сковав немецкие войска на этом участке, не давая им возможности перебросить часть своих войск на другие участки фронта.

Ученик 14

Срочно создается Калининский фронт, разрабатывается план стратегической обороны, а затем наступление.

Нужно было большое количество воинских формирований, которых на этот момент катастрофически не хватало. Правительство вынуждено было обратиться к народу с просьбой, защитить Москву.

Обращаясь к защитникам Родины, газета “Правда” писала в передовой статье: “Воины красной Армии, железной стойкостью, непреодолимым упорством, воинским умением отведите угрозу, нависшую над родиной”.

Первыми откликнулись на призыв добровольцы Сибири. В историю навсегда вошел 6-о1 корпус добровольцев - сибиряков, гордостью которых была 150 стрелковая дивизия имени Сталина.

Ученик 15

3 июля 1942 года следует считать днем рождения 150 Сталинской дивизии добровольцев – сибиряков, в ее состав вошли: Новосибирский, Кузбасский, Кемеровский стрелковые полки, Томский артиллерийский полк. Кроме этого, при дивизии были созданы Прокопьевский учебный батальон и Нарымская снайперская рота. Было решено это формирование сделать таким, чтобы по количеству людей это была дивизия, а по вооружению армия. И в боях дивизия получила достойное звание - гвардейской.

Выступление ведущего краеведа города о Ржевско-вяземском плацдарме.

Ученик 16

Одна в пути катила Вас волна,
Одни и те же званья Вы венчали,
Вы те, кого взяла еще война
Перед войной или в ее начале.
Двадцатый год и двадцать первый год.
Что ветоши по тревоге на рассвете
А следом бодро выступили в поход
Двадцать второй. И сразу – двадцать третий.
Чтоб Россию вызволить свою
Чтоб не увидеть Родину распятой
Безусые стояли Вы в строю -
Двадцать четвертый год и двадцать пятый.
Рожденные в Гражданскую войну
Или чуть раньше, или чуть позднее
Слились дороги разные в одну
И все отныне связывалось с нею.

Учитель

Мы установили часть имен воинов 65-го Прокопьевского стрелкового полка погибших на Калининском фронте.

Идет перекличка погибших прокопчан на Калининском фронте.

Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины.

Минута молчания.

На всю жизнь запомнятся добровольцы-сибиряки гимн своей прославленной 150-й, позднее ставшей 22 гвардейской стрелковой дивизией.

Мелодикламация гимна.

Ученик 17

От сибирских далеких просторов,
От Оби полноводной реки
Из колхозов, из шахт и заводов
Лавой двинулись сибиряки.
Мы привыкли сражаться сурово,
Боевая нам честь дорога
Сибиряк – это грозное слово.
Трепетать заставляет врага.
По Сибири по таежной шири
Прокатился наш клич боевой
Мощь сибирская, сила богатырская
Поднялась на решительный бой.

Ученик 17

Лег на сердце чертой огневой
Путь солдата тяжелый и длинный
Сибиряк воевал под Москвой
А закончил войну он в Берлине.

Учитель беседа с ветеранами, вопросы учащихся ветеранам )

Сегодня рассказать о том, как это было могут только очевидцы тех событий, которых мы с уважением называем гордым словом – Ветераны.

(Звучит музыка “Там птицы не поют”, приглашаются ветераны).

Мелодия звучит тише, ее на фоне песни.

Это они поднимались в атаки, в упор расстреливали вражеские танки, под огнем форсировали реки, ходили в разведку, перевязывали друг другу раны, кормили хлебом детей в прифронтовых селах, и снова шли в бой – в болотах, в заснеженных лесах, на испепеленной солнцем равнине.

У каждого ветерана есть что рассказать, с душевной щедростью они передают тревоги и мужество, боль и надежды, пережитые на войне. Они прошли нелегкие дороги войны.

  • Михаил Александрович Пестерев.

Отважный танкист. Участвовал в жесточайших боях, под ним сгорело четыре танка. Вместе с товарищами подбил 14 танков, имеет почетный знак “Отличный танкист”, ордена, медали. Был тяжело ранен, живет до сих пор с двумя осколками в голове.

После войны более 30 лет отработал водителем на разрезе, за труд награжден “Орденом Ленина”.

  • Чайкин Тимофей Сергеевич.

Отважный истребитель фашистских танков. Был в числе защитников Ленинграда. Во время войны был очень тяжело ранен. Врачи вернули его к жизни. После войны трудился и до сих пор занимается общественной работой.

Мы очень рады, что среди наших уважаемых ветеранов участников боев на Калининском фронте – медицинские сестры, спасшие не одну жизнь в боях Александра Петровна Лычак и Валентина Владимировна Однодворцева.

Ученица 18

“Долина смерти”
Так под Белым,
Назвали Вы земли клочок,
Его фашисты озверело,
Избили вдоль и поперек.

Валентина Владимировна, как же Вам удалось выжить в этом аду, да еще столько раненых вынести с поля боя?

Александра Петровна, что особенно запомнилось? Вы ведь были в том полку, где был А. Мотросов? (не встречали ли вы его?)

Учитель

Спасибо, Вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышали шум тех страшных лет,
Что Вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог Вам ветераны, долгих лет!

В этом году ребятам нашей школы и студентам Томского государственного университета посчастливилось побывать на местах боев сибиряков, на бывшем Калининском фронте.

- Что увидели, ребята?

- Какой была поездка?

- Где они побывали?

- Что дала Вам эта поездка?

И мы хотели бы с Вами поделиться своими впечатлениями.

У нас в гостях сегодня заместитель директора по воспитательной работе филиала Томского Государственного Университета Людмила Анатольевна Михайлова, которая была руководителем группы экскурсантов.

(Демонстрация фильма о боевых местах сибиряков)..

В свободное от боев время солдаты любили петь задушевные песни.

(Инсценировка песни “Землянка”).

Ученица 19

Задохнулись канонады,
В мире – тишина.
На большой земле однажды
Кончилась война.
Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память – верьте люди,
Всей земле нужна….
Если мы войну забудем
Вновь придет война…!

Песня “Молитва Матери”.

Ученики дарят цветы ветеранам.

Учитель

Спасибо Всем, что Вы были сегодня на нашем уроке Мужества. Мы будем продолжать эту тему и дальше, чтобы о наших сибиряках мы знали и гордились подвигами наших земляков!

Звучат песни военных лет.