Урок “Внутренние воды Северной Америки” является пятым в теме “Северная Америка”. Это один из уроков в системе комплексного изучения материка. В связи с этим поставлены следующие цели:
- сформировать представление о внутренних водах Северной Америки;
- рассмотреть распределение внутренних вод по материку, характер режима питания, особенности течения;
- познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами;
- продолжить формирование умения составлять характеристику реки;
- воспитать бережное отношение к природе.
Из целей урока вытекают следующие задачи:
учебные:
- определить ГП крупных рек и озер;
- объяснить особенности питания, характера течения и режима рек.
развивающие:
- отработать навыки сравнения особенностей рек разных бассейнов;
- обобщить, систематизировать воздействие внешних факторов и свести их в таблицу;
- отработать использование при ответе метод аналогий.
воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе;
- сформировать у школьников активную жизненную позицию по сохранению и преумножению богатства земли.
На уроке использовались физическая карта и климатическая карта Северной Америки, мультимедийная презентация “Внутренние воды Северной Америки”.
Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку. В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме “Климат Северной Америки” (вопросы на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей). В процессе эвристической беседы учащиеся подготовлены к восприятию нового материала, тема “Климат Северной Америки” была основой для изучения причин образования внутренних вод и их особенностей.
Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии – мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения, звуков живой природы в сочетании с рассказом учителя, который включает в себя элементы творческого задания “Я – капля” и психологической разгрузки, позволяет усвоить материал первой части урока и плавно перейти ко второй.
С опорой на ранее полученные знания составляется характеристика рек материка, освещаются экологические проблемы, пути их преодоления и разрешения.
Закрепление учебного материала проходит в форме тренировочного теста с последующим анализом допущенных ошибок и корректировкой знаний.
Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально – психологический настрой учащихся
ХОД УРОКА
Друзья мои!
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
1. Организационный момент.
2. Опрос домашнего задания:
Учитель: Назовите причины, формирующие климат Северной Америки?
Ученик: большая протяженность с севера на юг; почти меридиональное расположение горных хребтов, преграждающих путь влажным ветрам с Тихого и Атлантического океанов; по обширным равнинам, лежащим в центральной части материка, арктические и тропические воздушные массы свободно проникают с севера на юг и с юга на север.
Учитель: Охарактеризуйте умеренный климатический пояс.
Климатический показатель |
Умеренный пояс |
|
Область морского климата |
Область умеренно-континентального климата |
|
Преобладающие воздушные массы | Умеренные морские | Умеренные континентальные |
Средняя температура, °С января июля |
0, –8 +10,+12 |
–8, –16 +16,+24 |
Годовая сумма осадков, мм Режим выпадения |
2000-3000 равномерно |
500-1000 больше летом |
Факторы, влияющие на климат | Близость океана, западные ветры летом, южные зимой, высокие горы | Северные и юго-западные ветры, равнинность территории |
Причины различия климата западной и восточной частей материка, расположенных в умеренном поясе | Несмотря на одинаковое широтное положение, западная и восточная части материка имеют существенные различия в климате. Это связано с различиями в их географическом положении и рельефе, типах воздушных масс и преобладающих ветрах |
Учитель: Как вы думаете, почему в центре материка происходит смена погоды?
Ученик: смена погоды в центре материка связано, прежде всего, с рельефом, равнинность определяет частую смену направления ветра.
3. Объяснение нового материала.
Учитель: Обратите внимание на экран (слайд №1). Какие ассоциации вызывают у вас слова, появившиеся на экране? С какими темами в географии они связаны?
Ученики: тема – “Внутренние воды”
Учитель: Правильно! Тема нашего урока “Внутренние воды Северной Америки” (слайд № 2). Сегодня на уроке перед нами поставлены следующие цели (слайд № 3): сформировать представление о внутренних водах Северной Америки; с помощью карт атласа проанализировать распределение вод по материку, установить характер режима питания и особенности течения; познакомить с крупнейшими реками, озерами, водопадами; продолжить формирование умения составлять характеристику рек.
Откройте атласы. Вспомните! Что мы относим к внутренним водам материка?
Ученики: к внутренним водам относят: подземные и поверхностные воды (реки, озера, болота, ледники).
Учитель: Какие крупные реки протекают по материку Северная Америка?
Ученики: Миссисипи, Колорадо (слайд № 4).
Учитель: Куда они несут свои воды?
Ученики: прежде всего в океаны, водоразделом рек являются горы Кордильеры и Скалистые горы (слайд № 5).
Учитель: Главной рекой материка является Миссисипи (“Отец вод”, “Великая река”)
(слайд № 6). По плану составим характеристику реки (слайд №7). Исток – западнее Великих Американских озер. При впадении в Мексиканский залив – образует большую дельту. Течет с севера на юг. Притоки – правый: Арканзас, Миссури; левый – Огайо. Имеет дождевое и снеговое питание. В конце лета река сильно мелеет. В верхнем течении реку используют для сплава рек, кроме этого воды используют для орошения полей. Многочисленные предприятия, которые есть по берегам реки, загрязняют воду. Местные жители сетуют: воду Миссисипи нельзя пить, потому что она слишком густа, но и пахать нельзя потому, что она слишком жидка.
Еще одна из рек материка – это Макензи (слайд № 8), она относится к бассейну Северного Ледовитого океана. Вытекает из озера, в устье образует большую дельту. Почти шесть месяцев в году река скована льдом. Ее открыл Александер Макензи и назвал ее рекой разочарования (искал путь в Тихий океан, а попал в другой).
Река Колорадо относится к Тихому океану (слайд № 9). За многие миллионы лет, что она протекает здесь, вымыла огромное ущелье, которое называется Большой каньон, что значит “труба”. Это интересный пример разрушительной деятельности рек.
Ребята, какие компоненты природы оказывают существенное влияние на реки?
Ученики: прежде всего рельеф и климат (слайд № 10).
Составим таблицу (слайд № 11) по нашим сведениям (заполнение таблицы в тетради) и проверим (слайд № 12).Большую роль играют внутренние воды в природе и жизни человека (слайд № 13)
Есть на материке достаточно знаменитая река – Ниагара (“грохочущая”), имеет длину всего 56 км, но на ней находится один из красивейших водопадов – Ниагарский (слайд № 14). Возник он 12500 лет назад. За это время обрыв, с которого падала река, был на 11 км севернее. Шум слышен за десятки километров, и для общения туристов построили башню “Скайлон”. С 1951 г. покорение водопада запрещено (слайд № 15). Было одно очень интересное событие в 1848 г. 29 марта – затор на озере Эри. Водопад молчал 24 часа.
Физкультминутка (слайд № 16). Задание “Я – капля реки”, ребята представляют себя капелькой реки, которая отправилась в океан.
Много в Северной Америке озер. Вспомните, какие по происхождению бывают озерные котловины?
Ученики: тектонические, ледниковые, вулканические и т.д. (слайд № 17).
Еще одна достопримечательность – это Великие американские озера (слайд № 18). Они соединены между собой порожистыми и многоводными реками. Река Святого Лаврентия собирает воду озер и несет их в океан. В бассейне озер сосредоточено большое количество городов. Современная концентрация промышленности по берегам озер оказывает на них такую нагрузку, которую озера не выдерживают. Мышьяк, цианиды – это не полный перечень загрязнителей. Есть современные технологии очистки воды, но они слишком дороги. Для очистки озер потребуется 65 млрд. долл. На материке есть и бессточные озера. Это район Большого бассейна и Мексиканского нагорья. В центре Большого бассейна находится Большое Соленое озеро.
На севере в условиях избыточного увлажнения есть болота.
4. Закрепление.
Проводим в форме тренировочного теста (слайд № 19, 20, 21).
5. Домашнее задание
§, творческое задание: составить рассказ “Я путешествовал по реке…”