Математика и животные нашего края

Разделы: Математика


Цели урока:

  • закрепление умений сложения и вычитания десятичных дробей;
  • знакомство с животными заповедника “Малая Сосьва”;
  • развитие логического мышления.

Задачи:

  • развитие навыков действий с десятичными дробями;
  • привитие культуры математической речи;
  • развитие логического мышления.

Оборудование:

  • дифференцированный раздаточный материал;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • музыкальный отрывок из произведения П.И. Чайковского “Вальс цветов”.

Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Устный счёт.

  1. Число 6,5 увеличьте на 0,1.
  2. К числу 6,555 прибавьте 0,1.
  3. Число 6,5 уменьшите на 0,1.
  4. На сколько число 0,99 меньше 1?
  5. Решите уравнения:

х + 4,5 = 9,6;

х – 2,12 = 5,4.

III. Самостоятельная работа.

Под звуки “Вальса цветов” П.И. Чайковского учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам разного уровня сложности. По окончании работы, с помощью ключа, каждый ученик прочитывает название животного, которое обитает в нашем лесу.

Вариант 1.

  1. Вычислить 2,145 + 3,01.
  2. Вычислить105,11 – 8,7.
  3. Решите уравнение 1 – х = 0,89.
  4. Решите уравнение х + 15,35 = 19,4.
  5. В первый день продали 12,52 м. ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
  6. Масса двух кочанов капусты 10,67 кг., а одного из них 5,29кг. Какова масса другого кочана?

Ключ к заданиям.

Вариант 1.

Номер задания Я С К У О Л
1 2,446 3,2245 5,155 4,21 5,65 3,21
2 104,24 100,2 98,92 107,04 96,41 33,5
3 0,2 0,11 0,15 1,89 1,98 7,9
4 34,75 5,06 30,7 4,05 10,8 30,75
5 7,18 30,7 14,49 15,2 29,43 32,22
6 5,38 6,21 15,96 14,27 13,4 53,8

Вариант 2.

  1. Вычислить 4,41 + 5,36.
  2. Вычислить 5,24 – 1,8.
  3. Решите уравнение х – 11,3 = 1,56.
  4. Решите уравнение 137 – х = 42,56.
  5. Металлическую балку длиной 6,85 м. разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
  6. Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг.?

Ключ к заданиям.

Вариант 2.

Номер задания К И Я Б Р Ч
1 4,946 5,801 9,446 8,36 9,77 9,41
2 5,06 3,24 3,44 4,04 5,16 5,42
3 10,74 0,67 11,456 12,86 10,86 9,24
4 100,4 179,56 85,6 100,36 89,4 94,44
5 9,81 3,89 4,11 5,12 10,1 8,09
6 30,85 24,9 34,55 30,15 32,515 29,4

Вариант 3.

  1. Вычислите 35,85 + 4,971.
  2. Вычислить 125,19 – 78,5.
  3. Решите уравнение х – 0,07 = 1,5.
  4. Решите уравнение 9 – х = 1,5.
  5. Ученики 4 класса собрали 215,7 кг металлолома, а 5 класс на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
  6. Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.

Ключ к заданиям.

Вариант 3.

Номер задания А И У Ц Н К
1 38,21 31,489 49,5 85,56 39,12 40,821
2 50,12 9,217 46,69 67,5 127,34 133,04
3 2,2 1,43 0,8 2,15 1,57 0,97
4 8,25 7,5 9,27 10,5 8,2 9,15
5 209,9 210,7 219,8 221,5 220 205
6 1,4 3,38 0,52 5 1,2 3,02

 Вариант 4.

  1. Вычислить 4,9 + 10,95.
  2. Вычислить 37,5 – 8,609.
  3. Решите уравнение х – 27,5 = 38,1.
  4. Решите уравнение 137 – х = 42,56.
  5. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м. так, что 3,4 м. было в земле, а 1,8 м. над водой. Какова глубина реки в этом месте?
  6. Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
  7. В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  8. Вычислите 4,2 – (0,98 + 1,75).

Ключ к заданиям.

Вариант 4.

Номер задания О Х А О Р М
1 10,7 14,75 13,47 18,5 15,85 15
2 28 27,9 25,2 28,891 30,74 29
3 65,6 56,5 45,9 62,8 64,5 50
4 104,44 54,21 100 94,44 42,9 30,81
5 8 5,1 6,3 7,8 7 4,4
6 3,76 376 3,076 0,3076 0,0057 0,04
7 291 185,8 764,4 18,85 29,1 76,44
8 0,343 23,1 1,47 2,31 3,43 14,7

Вариант 5.

  1. Вычислить 34,008 – 27,09.
  2. Вычислить 8,312 + 5,97.
  3. Решите уравнение х – 29,5 = 42,1.
  4. Решите уравнение 5,29 + х = 18,3.
  5. В одном ящике 44,8 кг. яблок, а во втором на 2,5 кг. меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
  6. Вычислить (37,5 – 8,608) – (3,27 + 0,078).
  7. Одна сторона треугольника равна 47,6 см., а другая на 5,9 см. короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
  8. Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.

Ключ к заданиям.

Вариант 5.

Номер задания А Д К Е Р В О
1 7,089 7 6,918 7,9 8,112 31,299 61,098
2 14 8,909 15,21 14,282 9,72 8,7 9
3 69 71,6 70,5 12,8 19,85 12,6 14,15
4 6 23 13,59 14 13,01 12,59 24
5 90 47,3 95 2,5 78,7 80 87,1
6 28,891 3,348 7 27,28 25,1 25,543 9
7 141,3 140 129,5 123,5 122 89,3 190,2
8 0,024 0,24 2,4 2,04 0,204 0,0024  

В результате работы с карточками на доске должны появиться названия следующих животных: косуля, рябчик, куница, росомаха, кедровка.

Дополнительное задание.

Восстановите в записи примеров запятые:

48 +22 = 7

1 + 308 = 408

12 + 92 = 212

945 – 545 = 4

53 – 17 = 513

253 – 47 = 206

IV. Презентация “Заповедник “Малая Сосьва”.

Заповедник “Малая Сосьва” организован в 1976 году. (“Сосьва” - означает “Горностаевая речка”.) Занимаемая площадь 225 562 га. Цель его создания сохранить уникальную природу северной тайги.

Сегодня мы познакомим вас с жителями заповедника.

Наблюдение за крупными млекопитающими в природе – дело сложное. Осторожного чуткого лося или медведя удаётся увидеть очень редко и, как правило, случайно. Один из самых осторожных хищников волк. В заповеднике постоянно находится семья из 6-8 волков. Основная их добыча лоси и олени.

Переносить суровую зиму, залегая в берлогу, приспособился медведь. Среди зимы в берлоге медведица приносит медвежат. Летом медведь питается ягодами, молодыми побегами трав, муравьями. Весной до нового урожая медведи охотятся на крупных копытных, чаще всего лося. Залегание медведей в берлогу происходит в октябре - начале ноября, с установлением снежного покрова. Ежегодно сотрудники заповедника видят медведей чаще всего с лодок на берегах рек. Всего здесь живёт 24-26 медведей.

Очень редко можно встретить в заповеднике рысь. Она избегает людей. Зато лисица тяготеет к жилью человека.

В заповеднике встречаются два вида копытных – лось и северный олень. Численность их достигает до 40-60 штук.

Дикие звери избегают встреч с человеком. Чаще, чем самих зверей, в лесу можно увидеть их следы.

В зимнем лесу можно встретить парную цепочку следов соболя. Его гнездо в завалах, под корнями деревьев. Основная добыча в январе тетеревиные птицы. Он их ловит в снежных лунках. Летом соболь питается орехами, ягодами и охотится за мышами.

В самые суровые зимы с глубоким снегом можно увидеть следы песца. Он постоянно не обитает на территории заповедника, но в суровые зимы приходит из тундры.

Зоологи насчитали 180 видов птиц на территории заповедника. Основную массу птиц заповедника составляют – тёмноголовая и сероголовая синицы, поползни, дятлы, зяблики, различные виды сов, большое количество уток, рябчики, глухари.

Глухари – это древние птицы. Они современники мамонтов и гигантских, волосатых носорогов. В период брачных игр на токах можно подойти к ним очень близко.

Первостепенной задачей заповедника является охрана бобров в системах рек Конды и Малой Сосьвы.

Со слов вогулов (коренной народ округа) бобров в истоках реки Конды было довольно много, их очень берегли от постороннего глаза, считая в “родстве с шайтанами”. С бобром связаны многие обычаи, ритуалы, легенды этих народов. Например, ханты, живущие на реках Малой Сосьве и Тапсуе, считали, что бобры – это бывшие люди, скрывающиеся в таком обличии от преследований. По их представлению, бобры, как и люди, ведут хозяйство, имеют свои предметы домашнего обихода, работают сообща при постройке своих жилищ (норы есть основные (жилые) и временные (кормовые, запасные)) и заготовке кормов. Они убеждены во всезнании бобров, понимании ими речи человека. У местных жителей существовало поверье, что родоначальницей бобров была женщина – пряха, которая ушла жить под воду от обижавших её детей и превратилась в бобра. При этом шкура образовалась от платья, хвост от ткацкой доски. Несмотря на то, что бобр у ханты и манси считался священным животным, это не мешало им вести их добычу.

Вспомним, что говорил А. Яшин:

“И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.”

Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше.

Домашнее задание.

Кроссворд

По горизонтали.

2. Единица с шестью нулями.

4. Единица площади, равная 10 000 м2.

6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней.

10. Сумма длин всех сторон многоугольника.

11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.

12. Знак, используемый для записи числа.

14. Закон сложения: a + b = b + a.

По вертикали.

1. Фигуры, совпадающие при наложении.

3. Закон умножения: (a + b)c = ac + bc.

5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны.

7. Название отрезков, из которых состоит треугольник.

8. Единица массы, равная 1000 кг.

9. Равенство, содержащее неизвестное.

14. Третий разряд любого класса.

 VI. Итог урока.