Цели урока:
- закрепление умений сложения и вычитания десятичных дробей;
- знакомство с животными заповедника “Малая Сосьва”;
- развитие логического мышления.
Задачи:
- развитие навыков действий с десятичными дробями;
- привитие культуры математической речи;
- развитие логического мышления.
Оборудование:
- дифференцированный раздаточный материал;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- музыкальный отрывок из произведения П.И. Чайковского “Вальс цветов”.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Устный счёт.
- Число 6,5 увеличьте на 0,1.
- К числу 6,555 прибавьте 0,1.
- Число 6,5 уменьшите на 0,1.
- На сколько число 0,99 меньше 1?
- Решите уравнения:
х + 4,5 = 9,6;
х – 2,12 = 5,4.
III. Самостоятельная работа.
Под звуки “Вальса цветов” П.И. Чайковского учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам разного уровня сложности. По окончании работы, с помощью ключа, каждый ученик прочитывает название животного, которое обитает в нашем лесу.
Вариант 1.
- Вычислить 2,145 + 3,01.
- Вычислить105,11 – 8,7.
- Решите уравнение 1 – х = 0,89.
- Решите уравнение х + 15,35 = 19,4.
- В первый день продали 12,52 м. ткани, а во второй день ещё 19,7 м. Сколько ткани продали за два дня?
- Масса двух кочанов капусты 10,67 кг., а одного из них 5,29кг. Какова масса другого кочана?
Ключ к заданиям.
Вариант 1.
Номер задания | Я | С | К | У | О | Л |
1 | 2,446 | 3,2245 | 5,155 | 4,21 | 5,65 | 3,21 |
2 | 104,24 | 100,2 | 98,92 | 107,04 | 96,41 | 33,5 |
3 | 0,2 | 0,11 | 0,15 | 1,89 | 1,98 | 7,9 |
4 | 34,75 | 5,06 | 30,7 | 4,05 | 10,8 | 30,75 |
5 | 7,18 | 30,7 | 14,49 | 15,2 | 29,43 | 32,22 |
6 | 5,38 | 6,21 | 15,96 | 14,27 | 13,4 | 53,8 |
Вариант 2.
- Вычислить 4,41 + 5,36.
- Вычислить 5,24 – 1,8.
- Решите уравнение х – 11,3 = 1,56.
- Решите уравнение 137 – х = 42,56.
- Металлическую балку длиной 6,85 м. разрезали на две части. Длина одной части 2,96 м. Найдите длину второй части.
- Яблоки с ящиком весят 32,7 кг. Сколько весят яблоки, если ящик весит 1,85 кг.?
Ключ к заданиям.
Вариант 2.
Номер задания | К | И | Я | Б | Р | Ч |
1 | 4,946 | 5,801 | 9,446 | 8,36 | 9,77 | 9,41 |
2 | 5,06 | 3,24 | 3,44 | 4,04 | 5,16 | 5,42 |
3 | 10,74 | 0,67 | 11,456 | 12,86 | 10,86 | 9,24 |
4 | 100,4 | 179,56 | 85,6 | 100,36 | 89,4 | 94,44 |
5 | 9,81 | 3,89 | 4,11 | 5,12 | 10,1 | 8,09 |
6 | 30,85 | 24,9 | 34,55 | 30,15 | 32,515 | 29,4 |
Вариант 3.
- Вычислите 35,85 + 4,971.
- Вычислить 125,19 – 78,5.
- Решите уравнение х – 0,07 = 1,5.
- Решите уравнение 9 – х = 1,5.
- Ученики 4 класса собрали 215,7 кг металлолома, а 5 класс на 5,8 кг больше. Сколько металлолома собрал 5 класс?
- Скорость лодки в стоячей воде 3,2 км/ч, а скорость течения реки 1,8 км/ч. Найдите скорость лодки против течения.
Ключ к заданиям.
Вариант 3.
Номер задания | А | И | У | Ц | Н | К |
1 | 38,21 | 31,489 | 49,5 | 85,56 | 39,12 | 40,821 |
2 | 50,12 | 9,217 | 46,69 | 67,5 | 127,34 | 133,04 |
3 | 2,2 | 1,43 | 0,8 | 2,15 | 1,57 | 0,97 |
4 | 8,25 | 7,5 | 9,27 | 10,5 | 8,2 | 9,15 |
5 | 209,9 | 210,7 | 219,8 | 221,5 | 220 | 205 |
6 | 1,4 | 3,38 | 0,52 | 5 | 1,2 | 3,02 |
Вариант 4.
- Вычислить 4,9 + 10,95.
- Вычислить 37,5 – 8,609.
- Решите уравнение х – 27,5 = 38,1.
- Решите уравнение 137 – х = 42,56.
- В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6 м. так, что 3,4 м. было в земле, а 1,8 м. над водой. Какова глубина реки в этом месте?
- Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
- В первый день автомобиль проехал 238,4 км, а во второй день на 52,6 км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
- Вычислите 4,2 – (0,98 + 1,75).
Ключ к заданиям.
Вариант 4.
Номер задания | О | Х | А | О | Р | М |
1 | 10,7 | 14,75 | 13,47 | 18,5 | 15,85 | 15 |
2 | 28 | 27,9 | 25,2 | 28,891 | 30,74 | 29 |
3 | 65,6 | 56,5 | 45,9 | 62,8 | 64,5 | 50 |
4 | 104,44 | 54,21 | 100 | 94,44 | 42,9 | 30,81 |
5 | 8 | 5,1 | 6,3 | 7,8 | 7 | 4,4 |
6 | 3,76 | 376 | 3,076 | 0,3076 | 0,0057 | 0,04 |
7 | 291 | 185,8 | 764,4 | 18,85 | 29,1 | 76,44 |
8 | 0,343 | 23,1 | 1,47 | 2,31 | 3,43 | 14,7 |
Вариант 5.
- Вычислить 34,008 – 27,09.
- Вычислить 8,312 + 5,97.
- Решите уравнение х – 29,5 = 42,1.
- Решите уравнение 5,29 + х = 18,3.
- В одном ящике 44,8 кг. яблок, а во втором на 2,5 кг. меньше. Сколько яблок в двух ящиках?
- Вычислить (37,5 – 8,608) – (3,27 + 0,078).
- Одна сторона треугольника равна 47,6 см., а другая на 5,9 см. короче первой, а третья составляет 40,2 см. Найдите периметр треугольника.
- Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной.
Ключ к заданиям.
Вариант 5.
Номер задания | А | Д | К | Е | Р | В | О |
1 | 7,089 | 7 | 6,918 | 7,9 | 8,112 | 31,299 | 61,098 |
2 | 14 | 8,909 | 15,21 | 14,282 | 9,72 | 8,7 | 9 |
3 | 69 | 71,6 | 70,5 | 12,8 | 19,85 | 12,6 | 14,15 |
4 | 6 | 23 | 13,59 | 14 | 13,01 | 12,59 | 24 |
5 | 90 | 47,3 | 95 | 2,5 | 78,7 | 80 | 87,1 |
6 | 28,891 | 3,348 | 7 | 27,28 | 25,1 | 25,543 | 9 |
7 | 141,3 | 140 | 129,5 | 123,5 | 122 | 89,3 | 190,2 |
8 | 0,024 | 0,24 | 2,4 | 2,04 | 0,204 | 0,0024 |
В результате работы с карточками на доске должны появиться названия следующих животных: косуля, рябчик, куница, росомаха, кедровка.
Дополнительное задание.
Восстановите в записи примеров запятые:
48 +22 = 7 1 + 308 = 408
12 + 92 = 212
945 – 545 = 4 53 – 17 = 513
253 – 47 = 206
IV. Презентация “Заповедник “Малая Сосьва”.
Заповедник “Малая Сосьва” организован в 1976 году. (“Сосьва” - означает “Горностаевая речка”.) Занимаемая площадь 225 562 га. Цель его создания сохранить уникальную природу северной тайги.
Сегодня мы познакомим вас с жителями заповедника.
Наблюдение за крупными млекопитающими в природе – дело сложное. Осторожного чуткого лося или медведя удаётся увидеть очень редко и, как правило, случайно. Один из самых осторожных хищников волк. В заповеднике постоянно находится семья из 6-8 волков. Основная их добыча лоси и олени.
Переносить суровую зиму, залегая в берлогу, приспособился медведь. Среди зимы в берлоге медведица приносит медвежат. Летом медведь питается ягодами, молодыми побегами трав, муравьями. Весной до нового урожая медведи охотятся на крупных копытных, чаще всего лося. Залегание медведей в берлогу происходит в октябре - начале ноября, с установлением снежного покрова. Ежегодно сотрудники заповедника видят медведей чаще всего с лодок на берегах рек. Всего здесь живёт 24-26 медведей.
Очень редко можно встретить в заповеднике рысь. Она избегает людей. Зато лисица тяготеет к жилью человека.
В заповеднике встречаются два вида копытных – лось и северный олень. Численность их достигает до 40-60 штук.
Дикие звери избегают встреч с человеком. Чаще, чем самих зверей, в лесу можно увидеть их следы.
В зимнем лесу можно встретить парную цепочку следов соболя. Его гнездо в завалах, под корнями деревьев. Основная добыча в январе тетеревиные птицы. Он их ловит в снежных лунках. Летом соболь питается орехами, ягодами и охотится за мышами.
В самые суровые зимы с глубоким снегом можно увидеть следы песца. Он постоянно не обитает на территории заповедника, но в суровые зимы приходит из тундры.
Зоологи насчитали 180 видов птиц на территории заповедника. Основную массу птиц заповедника составляют – тёмноголовая и сероголовая синицы, поползни, дятлы, зяблики, различные виды сов, большое количество уток, рябчики, глухари.
Глухари – это древние птицы. Они современники мамонтов и гигантских, волосатых носорогов. В период брачных игр на токах можно подойти к ним очень близко.
Первостепенной задачей заповедника является охрана бобров в системах рек Конды и Малой Сосьвы.
Со слов вогулов (коренной народ округа) бобров в истоках реки Конды было довольно много, их очень берегли от постороннего глаза, считая в “родстве с шайтанами”. С бобром связаны многие обычаи, ритуалы, легенды этих народов. Например, ханты, живущие на реках Малой Сосьве и Тапсуе, считали, что бобры – это бывшие люди, скрывающиеся в таком обличии от преследований. По их представлению, бобры, как и люди, ведут хозяйство, имеют свои предметы домашнего обихода, работают сообща при постройке своих жилищ (норы есть основные (жилые) и временные (кормовые, запасные)) и заготовке кормов. Они убеждены во всезнании бобров, понимании ими речи человека. У местных жителей существовало поверье, что родоначальницей бобров была женщина – пряха, которая ушла жить под воду от обижавших её детей и превратилась в бобра. При этом шкура образовалась от платья, хвост от ткацкой доски. Несмотря на то, что бобр у ханты и манси считался священным животным, это не мешало им вести их добычу.
Вспомним, что говорил А. Яшин:
“И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.”
Давайте любить и охранять нашу природу и стараться узнавать о ней как можно больше.
Домашнее задание.
Кроссворд
По горизонтали.
2. Единица с шестью нулями.
4. Единица площади, равная 10 000 м2.
6. Отрезок, соединяющий центр окружности и любую точку на ней.
10. Сумма длин всех сторон многоугольника.
11. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя.
12. Знак, используемый для записи числа.
14. Закон сложения: a + b = b + a.
По вертикали.
1. Фигуры, совпадающие при наложении.
3. Закон умножения: (a + b)c = ac + bc.
5. Прямоугольный параллелепипед, у которого все рёбра равны.
7. Название отрезков, из которых состоит треугольник.
8. Единица массы, равная 1000 кг.
9. Равенство, содержащее неизвестное.
14. Третий разряд любого класса.
VI. Итог урока.