Цели урока:
1. Организовать деятельность учащихся на обобщение знаний по НРК за курс 2 класса.
2. Создать условия для активной творческой деятельности учащихся на уроке.
3. Развивать умение работать в группе;
4. Воспитывать любовь, чувство гордости и уважения к своему краю, бережное отношение к своей Земле.
Оборудование: изображение Краеведа, эвенкийское солнышко(20 шт.), Кроссворд(4 шт.), бубен, береста, макет чума, билет в театр, костюмы для сказки, листы для работы.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. - Ребята, это кто?
Так он выглядел с утра. А так выглядит сейчас. - В чем отличие? - Что ему посоветуем? - А вы привели себя в порядок?! Все в порядке. Теперь можно начинать работу. 2.- Ребята, о чем я говорю? * Ему 72 года. * Он занимает примерно1/10 часть России. * Его называют сердцем России. - Какое слово можно поставить впереди этих слов? - Дети, а чей Красноярский край? Давайте, так и назовем наше занятие “Мой красноярский край”. 3. - Как называются наши новые уроки, на которых мы изучаем наш Красноярский край?
- Чего сегодня я от вас жду? Сегодня вы покажите, насколько глубоко изучили свой край в разных областях, как дружно и продуктивно умеет работать ваша группа. - Кто поможет вам выйти из затруднительного положения? - Чем будем отмечать успехи групп? Краевед предлагает вот таким украшением. - Что это? - Почему Краеведу захотелось награждать вас солнышком? 4. Итак, мы работаем по трем областям. С какой начнем? Подсказка в этой папке. (Учитель достает стихи детей класса, читает два из них.) (Приложение 1)
- Что это? Задание группам. Нашим маленьким поэтам Красноярского края подготовить от группы одного чтеца, выбрав любое понравившееся стихотворение. (По желанию дети читают стихи под музыку Красноярских композиторов, либо под шедевры мировой классики, например: Шопен, Вальс № 10) (Чтец принося группу солнышко) 5. Продолжаем “Литературное путешествие по Красноярскому краю” - Вы знакомились со сказками малочисленных народов Красноярского края. Каких именно? Назовите недостающие: *долгане * ? *энцы * ? *ненцы * ? *эвенки - Отрывок из сказки какого народа вы увидите на экране? Докажите. Презентация (Слайд 3) а) Кто дал птицам песни. Однажды на своем суглане птицы решили просить Хэвэки, чтобы он дал им песни. Пришли к Хэвэки и говорят: - Мы тоже хотим петь Вот как Северное сияние хорошо поет. Мы так же хотим петь. б) Сказка про медведя и трех сестер. Жили – были мужик да баба. Было у них три дочери: Саня, Маня и Поля. Жили они бедно, избушка была старенькая. в) О том, как похитили жену. Заглянул мужик в чум – жены нет. Несколько дней искал в лесу, в горах – не нашел. Днем и ночью искал, оленей ездовых загонял, но жены не нашел. Краевед предлагает подсказку. У этого народа в сказках о животных иногда появляется Дямаку. (Группы, справившиеся с заданием получают солнышко.) 6. Следующее задание группам “Кроссворд от Краеведа”. 1.Злой дух в эвенкийских сказках. 2.Сама железная, а хвост из жилы. 3.У русских - сани, а у Северных народов - … 4. “Морозное слово” у Бориса Петрова. 5. “Отец” Ангары. 6.По кетской сказке они раньше были людьми. 7.Красноярский поэт. 8.Ученик В.И.Сурикова. Каждая группа получает лист с кроссвордом, задание на экране. Дети сверяют свои ответы с верными, победители получают солнышко. Презентация (Слайд 4) 7. Переходим в другую изучаемую область. Раскроем коробочку. - Что там? О чем пойдет речь? Каждая группа возьмет один предмет по жребию и приготовит сообщение: как это связано с жизнью людей Красноярского края. Можно взять помощь Краеведа с планом ответа. (Заготовлено на отдельных листах.) Чум Презентация (Слайд 5) *Что такое? *Форма. *Покрытие. *Разборка. *Отапливание. Бубен Презентация (Слайд 6) * Чей это атрибут? *Зачем он нужен? *Как устроен? Береста Презентация (Слайд 7) *Что это? *Качество материала. *Что изготавливают? *Как заготавливают? Театр Презентация (Слайд 8) *Какие бывают театры? *Какие профессии театра знаешь? *Как себя вести в театре? (Работа групп отмечается солнышком.) 8. Отдохнем и представим нашим гостям работу нашего маленького классного театра юных жителей Красноярского края. - Сядьте пожалуйста поудобнее. (“Автор” представляет из числа ребят режиссера – постановщика, костюмеров, гримеров, художников.) 9. Осталась одна изучаемая нами область. Краевед предлагает разминку. За 2 мин вы должны ответить на 10 предложенных Краеведом вопросов. (Вопросы получает каждая группа, ответы фиксирует на выданном листе.) Знаешь ли ты? 1. Губернатор Красноярского края. 2. Что обозначает лазоревый столб на гербе Красноярского края? 3. Как называется полуостров, на котором живет самый северный народ Красноярского края – нганасаны? 4. Столица Красноярского края. 5. Что такое ИОНЕССИ? 6. Крупные притоки Енисея. 7. В каком году появилась Красная книга Красноярского края? 8. Какой цветок, занесенный в Красную книгу Красноярского края, напоминает дамскую туфельку? 9. О каком животном, занесенном в Красную книгу идет речь? Серый, зубастый, 10. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. - Проверьте себя. Презентация (Слайд 9 – 13) - Оцените свою работу. - Какой вопрос вызвал затруднение? - Если вы высоко оценили работу своей группы, возьмите солнышко. 10. Прочитайте анаграмму. Презентация (Слайд 14) Какое слово соответствует ей по смыслу? Поставьте значок. Проверь себя. Презентация (Слайд 15) - Почему люди так громко заговорили о экологии, в нашем крае в частности? 11. Заключительное задание группам. - Составьте “Экологическую азбуку” на заданные буквы:
(За лучшие варианты “Азбуки” группы награждаются солнышком.) 12. Подведем итоги нашего урока. Поздравим самые “солнечные” группы. - Работу каких ребят в группе вам хочется отметить особо? - Какое впечатление получили от работы? - Какие пожелания на будущее? Вот что думает о вас Краевед. Презентация (Слайд 16) |
Краевед.
Развязался шнурок, немного испортилась прическа. Привести себя в порядок.
Красноярский край.
Версии детей (прекрасный, родной, неповторимый и т. д.) Наш, мой.
Литературное путешествие по Красноярскому краю. Природа и экология Красноярского края. Художественная культура Красноярского края. Версии детей…чтобы вспомнили важное из изученного …выяснить, много ли мы знаем о своем крае, хорошей, дружной работы и т.д.
Краевед. Версии ребят.
Эвенкийское солнышко. Оно дорого на Севере, символ света, тепла, добра.
Наши стихи.
Селькупы, нганасаны, кеты.
Эвенкийская сказка. Хэвэки – добрый дух в эвенкийских сказках. Суглан – собрание, совет.
Русская сказка. Мужик, баба, имена русские, избушка. Не известно какого народа. Чум – у многих народов Севера, на оленях ездиют многие народы Севера. Дямаку – хитрый, сообразительный герой нганасанских сказок.
1.Харги. 2.Игла. 3.Нарты. 4.Куржак. 5.Байкал. 6.Лебеди. 7.Рождественский (Игнатий). 8.Каратанов (Дмитрий).
Бубен, макет чума, береста, билет в театр. О художественной культуре Красноярского края.
(Ребята быстро одевают незамысловатые костюмы, наносят грим) Представляем вашему вниманию спортивную сказку “РЕПКА”
Хлопонин Александр Геннадьевич. Енисей. Таймыр. Красноярск. (Эвенкийское) Енисей. Ангара, Средняя и Нижняя Тунгуска. В 2000г. Венерин башмачок.
Красный волк.
Стекло. Дети высказываются.
ЭКОЛОГИЯ (квадрат) Наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле, к природе.
Версии детей. Наш природный дом оказался в опасности. Версии детей. Например: Б – Будь осторожен с огнем в лесу. |