Творческое научно-методическое исследование "Приобщение детей к духовному наследованию своего народа"

Разделы: Внеклассная работа


ЦЕЛЬ:

  1. Приобщение учащихся к национальным традициям своего народа.
  2. Ознакомление учащихся с особенностями национальных традиций и обычаев разных народов.
  3. Воспитание чувства дружбы, уважение детей разных национальностей друг к другу.

И в селе, так много наций
Но в согласии живем,
И в любом почине нашем,
Дружно, в ногу мы идем.

Села, как и люди, имеют свою историю, биографию, свою судьбу. История любого села своеобразна и интересна. А история нашей родной Долиновки тем более, она была образована из 8 сел. И это не история одного народа, одной нации, это история большой многонациональной семьи, где у каждого народа свое историческое прошлое. Все 8 сел появились в конце 20-х годов. Это Долиновское /к-з Красный Коневод/, х. Усилие /к-з им. Тельмана/, х. Надежда /к-з Победа/, п. Нариман /к-з Третья Сталинская пятилетка/, п. Скакун, п. Южная Осетия.

И нужно сказать, что люди жили дружно, хотя и не так богато, как сейчас. Наше село Долиновское многонациональное, в нем 32 национальности. Дружной семьей живут русские, осетины, азербайджанцы, армяне, грузины. Аварцы, даргинцы, уйгуры, табасаранцы, туркмены, казаки, ногайцы и др.

В последние десятилетия, мы наблюдаем со стороны общества буквально взрыв интереса к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающимся различных вопросов формирования межнациональной культуры младших школьников. Этот интерес вполне закономерен, так как связан с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой духовной культуры: “Человек, оторванный от национальных и духовных корней, - будь он русским или осетином, армянином или азербайджанцем теряет многие духовные и нравственные качества личности, как человек, замкнувшийся в своей национальной скорлупе”.

Учителя начальных классов помогают учащимся шире познакомиться с родным краем, глубже понять специфику его природы, историю и культуру, их взаимосвязь. Сознание общества формирует в первую очередь учитель. Сведения о родном крае всегда понятны и интересны ребенку. В приобщении учащихся к национальной культуре особая роль отводится сельской школе. Именно она, в первую очередь, сохраняет и возрождает народные традиции. Неподдельный интерес к прошлому не только расширяет круг познаний в этой области, но и развивает с детских лет чувство гражданской ответственности. Использование национально – регионального компонента позволяет приобщить учащихся к духовной культуре народа, его традициям, способствует формированию и развитию народного идеала человека, его языковых, нравственных ценностей. Наиболее ярко эта работа выражена на уроках русского языка, музыки, трудового обучения, изобразительного искусства. Такие уроки развивают интерес ребенка к произведениям народного искусства, истории, в том числе родного края, воспитывают национальную гордость и верность традициям своего народа.

Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках трудового обучения – одно из средств эстетического воспитания. В программе по трудовому обучению в разделе “Обработка ткани” определены виды стежков и швов /прямые, косые, шов “вперед иголку”/, на основе которых, можно выполнить народную вышивку “роспись”. Знакомство школьников с вышивкой “роспись” начинается с беседы, сопровождаемой демонстрацией изделий народных мастериц. Дети любуются и восхищаются красотой изделий. “Роспись” относится к старинным традиционным видам вышивки. В старину вышитыми изделиями украшали дом: самые красивые полотенца вешали на окна, украшали стол, встречали гостей. Орнаменты были разные. В каждой местности были свои традиции при проведении обрядов /свадеб, крестин, проводов зимы/, но всегда использовались изделия, вышитые русскими мастерицами.

На уроках музыки учащиеся наслаждаются чудесной национальной музыкой, впитывают родные мелодии песен, изучают ритмы танцев, знакомятся с произведениями своих поэтов, композиторов и художников.

Так с ранних лет сама жизнь формирует эстетические потребности детей их восприимчивость к прекрасному. Обращение к национальным истокам помогает понять взаимодействия разных культур, способствует взаимному культурному обогащению.

Приобщая детей к духовному наследию своего народа, школа одновременно готовит их к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации. С этой целью используем разные формы работы: экскурсии, посещение музеев, изучение творчества писателей, материалы местной печати, национальные игры, аппликации в национальном варианте, мягкую игрушку.

Одна национальная культура всегда обогащается другими культурами. Человек растет, развивается в определенной общественной среде и весь уклад жизни, обычаи передаются ему с малых лет и влияют на формирование его облика. В это немалая роль принадлежит календарно – обрядовым праздникам, посвященным хлебу: “Праздник нового хлеба”, у осетин праздник “Джардгоба”, у азербайджанцев “Навруз-Байрам”, у дагестанцев “Ураза-Байрам”, “Курбан-Байрам”. Современные национальные праздники вобрали в себя все лучшее у старинных обычаев, связанных с земледельческим трудом. Самые любимые из них массовые праздники весны, устраиваемые после завершения сева. Велика воспитательная роль и народных праздников, связанных со скотоводством, охотой.

Приобщая ребят к высокому искусству слова, мы не только учим их познавать мир, жизнь людей, но воспитываем в них отзывчивость, умение чувствовать и любить природу, повышаем их внутреннюю культуру. С удовольствием учащиеся принимают участие в вечерах из цикла “ Времена года”, которые проводятся раз в четверть. На этих вечерах выступают дети, педагоги, родители. Они вспоминают народные приметы, пословицы, поговорки, читают стихи и поют песни на родном языке, рисуют, изготавливают поделки. Все делается с радостью, сообща. Музыкой, песней насыщена вся наша жизнь, дети много поют. В школе есть хор мальчиков, они выступают на различных концертах, с радостью поют перед гостями.

Основная цель изобразительного искусства в школе – приобщение детей к прекрасному. Знакомство с декоративно-прикладным искусством можно осуществить на примере народной игрушки, узором в полосе, узором в круге. Перед выполнением учитель рассказывает о том, что существует народные промыслы, артели, в которых работают мастера, изготавливая игрушки. Эти игрушки разнообразны по форме и цвету, но все они красивы, нарядны и забавны.

В приобщении детей к культуре общения большое значение имеет игра. Игры помогают перевести конфликтные ситуации в плоскость конструктивного обсуждения с детьми волнующих их проблем.

В жизни наших детей много различных праздников, как связанных со значительными датами в истории Родины, так и своих, семейных: день именинника. Здесь переплетаются все виды художественного творчества: музыка, литература, декоративно-прикладное искусство. На таких праздниках учащиеся испытывают радость творчества, радость человека, который чувствует себя свободным и живущим полноправной общественной жизнью. Соблюдение традиций языческих праздников: масленицы, колядок и др. наполняют жизнь мистическим содержанием и порождают связь между прошлым и будущим людей разных национальностей.

Необходимо принять как закон: каждый день, общаясь с детьми, начинать его надо радостно и заканчивать миром.

Та огромная кропотливая работа, которую мы проводим, помогает воспитывать уважение детей разных национальностей друг к другу, знать особенности национальных традиций и обычаев разных народов, приобщать учащихся к национальным традициям и духовному наследию своего народа.