Цели и задачи:
- Учить приему лепки из теста, знакомить с формами народных игрушек – птичек-закличек и выпечки.
- Прививать любовь к природе, видеть красоту каждого времени года, знакомить со старинными русскими обычаями, с игрушками народных мастеров.
- Развивать умение эмоционально воспринимать народные игрушки, развивать речь, мышление, воображение, память, умение самостоятельно выполнять предложенную работу.
Оборудование:
- Картины с изображением зимнего пейзажа, игрушек-свистулек, дерева.
- Выпечка “жаворонки”, чучело Зимы, соленое тесто, кисти, акварельные краски.
1. Диалог учителя с учениками.
Отгадайте загадку:
Вышел старик-годовик, махнул рукавом, и полетели 12 птиц: у каждой птицы по четыре крыла, в каждом крыле по семь перьев.
- Что это за старик-годовик?
- Какие птицы? Назовите их.
- Что за четыре крыла у каждой птицы? Назовите.
- Какое время года вы любите и почему?
- А какое время года у нас на дворе сейчас?
- За что люди любят зиму?
Посмотрите на картину. Какое время года изобразил художник? Расскажите о своих эмоциях, настроении, которые вызывает эта картина.
- Какой праздник отмечал русский народ на прошлой неделе? (Масленица).
- Что вы можете рассказать о Масленице?
По старинному обычаю в деревнях и городах России устраивали проводы Зимы – праздновали веселую Масленицу. Из соломы мастерили чучело, везли его в поле, пели и плясали вокруг него, а затем сжигали.
- Давайте и мы встанем в хоровод и с почетом простимся с Зимой.
А мы Масленицу прокатали,
Дорогую свою потеряли,
А мы в ямочку закопали,
Лежи, Масленица, до налетья,
И на лето мы раскопаем,
И обратно ее раскатаем,
Прощай, Зимушка-Зима,
Спасибо, что в гости к нам пришла.
Снова в гости приезжай.
Раз, два, три, четыре, пять!
Через год на этом месте
Снова встретимся опять.
До свиданья, до свиданья,
До свиданья через год!
Через год на это место
Приходи, честной народ.
Будут снова чудеса,
Будут развлечения,
А теперь прощаемся все без исключения.
- Проводили Зимушку-Зиму. Давайте встречать Красавицу-Весну. А как это делали в старину?
На ветвях деревьев развешивали сладкое печенье - “жаворонки”. Зазывали Весну песенками-закличками. Устраивали свистопляски – плясали под свист многочисленных свистулек. Водили хороводы, играли в горелки, салочки и другие народные игры.
- А вы смогли бы так: испечь печенье, развесить его на деревьях, зазвать к нам Весну - красну и устроить свистопляски?
- Давайте посмотрим, что же это за печенье такое “жаворонки”?
Оно лежит у вас на столах.
- Так почему его назвали “жаворонки”?
Печенье испекли, но не украсили. Возьмите краски и кисти и раскрасьте его по своему усмотрению. Теперь нанижем печенье на ленточки и украсим наше деревце.
- Как вы думаете, для чего это делали?
- Вешаем “жаворонков” на дерево и поем песни-заклички.
Весна - красна! Ты на чем пришла?
Я на солнышке, на боронушке,
На овсяном колосе,
На ржаном снопе…
Приди к нам Весна, со радостью!
Со великою к нам со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою.
С овсом кучерявыим,
С ячменем усатыим,
Со просом, со гречею,
С калиной – малиною,
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой.
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой.
Покликали Весну, развешали печенье. Что же мы еще не сделали? Правильно, пляски-свистопляски! Почему? У нас нет свистулек.
- Посмотрите на них, они на рисунках, которые развешаны на доске.
- Что они из себя представляют?
Игра на свистульке с давних времен использовалась в традиционных весенних праздниках как часть ритуала. Птица была символом весны, тепла и радости. Люди верили, что весна скорее придет, если ее позвать. Для этого устраивали веселые весенние праздники – веснянки с закличками, пением и плясками.
Уж ты пташечка ты залетная!
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние.
Отомкни лето, замкни зиму.
Жаворонки – жаворонки, прилетите к нам,
Принесите весну на своем хвосту.
Накануне праздника лепили глиняные свистульки, сушили и обжигали их, чтобы звонче был наигрыш.
Праздник – всегда радость. Вы теперь будете знать весенний праздник “Веснянка” - прилет птиц, о народных игрушках-свистульках, которые живут у нас в доме не только как украшения, но и как память о народных традициях, о нашей народной культуре. Без этого нет Родины!
2. Практическая работа.
Представьте, что вы народные мастера. Ваша задача – создать игрушку – свистульку, похожую на народную игрушку. Внимательно рассмотрите образцы. Из каких элементов состоят игрушки? Какие материалы вы будите использовать?
3. Показ приемов работы.
Скатаем толстый цилиндрик – колбаску и согнем его дугой. Сверху вытягиваем хвост и головку птички.
Вылепливаем мелкие детали. Птички готовы.
У нас работают разные мастера, посмотрим, что у них получилось.
А теперь посмотрим, как игрушки украшали.
Украсьте свою игрушку узором, который вы для нее придумали.
4. Эстетическая оценка работ.
- Что вам понравилось, в чем вы увидели красоту? Какие работы порекомендуете на выставку?