Разработка урока "Реки России"

Разделы: География


Тип урока: комбинированный

Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.

Цели:

  • познакомиться с крупными речными системами России,
  • определить их зависимость от климата и рельефа.
  • сформировать понятие уклон и падение реки.

Задачи урока:

1. Образовательная:

  1. Изучить крупнейшие речные системы России.
  2. Определить зависимость речной системы от климата, направление от рельефа.
  3. Объяснить особенности питания и режим рек.

2 Воспитательная:

  1. Формирование чувства любви к родной природе.

3. Развивающая

  1. Развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом.
  2. Формировать критическое мышление.

Оборудование:

  • учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс;
  • атласы;
  • контурные карты;
  • рабочие тетради;
  • компьютер;
  • проектор;
  • ЦОР “География России: природа и население. 8 класса”;
  • экран.

I. Организационный момент Приветствие учителя.

II. Актуализация знаний

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.

Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы “Внутренние воды и водные ресурсы” (откроем тетради и запишем тему на несколько уроков вперед)

Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”.

Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.

Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки.

Запишите тему урока: “Реки России”

На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.

С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.

Вопросы для повторения ранее изученного материала:

А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.
Б) Как называется начало реки – исток.
В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.
Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.
Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.
Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.
Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.
З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.

III. Изучение нового материала

1. Крупные реки России

А) Крупные реки и их питание.

Прошу открыть контурные карты и с помощью презентации Приложение 1, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте, знакомитесь с питанием рек и любуетесь фотографиями.

После того, как отмечены реки: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма. Учитель задает вопросы:

- Что объединяет отмеченные вами реки? – они впадают в Северный Ледовитый Океан

- Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу

- Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана – снеговое

После того как отмечен Амур, учитель задает вопросы:

- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов

- Какое питание характерно для Амура – дождевое

- Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока – муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей

Отметьте реки Волгу, Урал

- В какое море-озеро они впадают – Каспийское

- Какое питание преобладает – снеговое

Отметьте реки Терек. Кубань

- Какое питание характерно для этих рек – ледниковое

Отметьте Дон и Кубань

- В какое море впадает Кубань – Черное

- В какое море впадает Нева – Балтийское

Один ли источник питания у рек России – нет несколько, значит питание смешанное

Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.

2. Режим рек России

Изучение нового материала происходит с помощью ЦОР “География России: природа и население. 8 класс”, автор В.П. Дронов.

Меню ->характеристика природы -> воды - > режим рек

С помощью карты на экране и слов диктора определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.

Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.

Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.

Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)

Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.

Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.

Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? - во время половодья.

Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? - на питание и режим рек большое влияние оказывает климат.

3. Влияние рельефа на реки.

Объяснение темы новой темы с использованием ЦОР, раздел “Влияние рельефа на реки”.

Падение – превышение истока реки над устьем (м).

Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км). (Приложение 2)

Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше.

4. Использование рек человеком.

Изучение темы с помощью творческой проектной работой “Как человек использует реки” оформленной в виде презентации (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение 3)

5. Стихийные явления на реках.

На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление. Что же это такое мы узнаем с помощью творческой работы “Стихийные явления на реках” (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение 4)

IV. Домашнее задание

1. Параграф 12, вопросы и задания стр 78.

2. Сочинить синквейн на тему “Реки России”

Синквейн – стихотворное пятистишье, требующее изложения большого объема
информации в кратких выражениях.
Пример
  1. строка – одно главное слово.
  2. строка – два прилагательных
  3. строка – три глагола
  4. строка – крылатая фраза, песня
  5. строка – существительное, которое выражает суть первого слова
  1. Волга
  2. спокойная, широкая
  3. разливается, течет, изменяется
  4. из далека долго течет река Волга
  5. река

V. Закрепление знаний (Приложение 5)

Урок закончен спасибо всем за активную работу!