Тип урока: комбинированный
Форма урока: Изучение новой темы, с элементами творчества и самостоятельности.
Цели:
- познакомиться с крупными речными системами России,
- определить их зависимость от климата и рельефа.
- сформировать понятие уклон и падение реки.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- Изучить крупнейшие речные системы России.
- Определить зависимость речной системы от климата, направление от рельефа.
- Объяснить особенности питания и режим рек.
2 Воспитательная:
- Формирование чувства любви к родной природе.
3. Развивающая
- Развивать навыки работы со справочным и публицистическим материалом.
- Формировать критическое мышление.
Оборудование:
- учебник И.И. Баринова География. Природа России 8 класс;
- атласы;
- контурные карты;
- рабочие тетради;
- компьютер;
- проектор;
- ЦОР “География России: природа и население. 8 класса”;
- экран.
I. Организационный момент Приветствие учителя.
II. Актуализация знаний
Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Вода – это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – это внутренние воды.
Сегодня на уроке мы начинаем изучение темы “Внутренние воды и водные ресурсы” (откроем тетради и запишем тему на несколько уроков вперед)
Давайте вспомним, что включает в себя понятие “внутренние воды”.
Ответы детей: реки, озера, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды.
Сегодня мы посветим наш урок самого используемому компоненту внутренних вод – это реки.
Запишите тему урока: “Реки России”
На территории России более 2,5млн. крупных рек и маленьких речушек. Россия занимает второе место в мире по величине суммарного стока вод после Бразилии.
С термином “река” вы познакомились еще в 6 классе и сейчас мы с вами освежим память.
Вопросы для повторения ранее изученного материала:
А) Поток воды текущий в выработанном им углублении – река.
Б) Как называется начало реки – исток.
В) Что может быть истоком реки – озеро, ледник, болото.
Г) Место, где река впадает в другую реку, в озеро или в море – устье.
Д) Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в главную реку - речной бассейн.
Е) Что образует главная река со всеми притоками – речную систему.
Ж) как определить какой приток у реки правый, а какой левый – необходимо встать лицом по течению реки, все реки, впадающие справа – будут правыми притоками, с лева – левыми.
З) Что значит верхнее, среднее и нижние течение реки – ближе к истоку – верхнее течение, ближе к устью – нижнее течение.
III. Изучение нового материала
1. Крупные реки России
А) Крупные реки и их питание.
Прошу открыть контурные карты и с помощью презентации Приложение 1, мы познакомимся с крупными реками России. Вы внимательно смотрите слайд, изучаете информацию о местонахождении реки – отмечаете реки на контурной карте, знакомитесь с питанием рек и любуетесь фотографиями.
После того, как отмечены реки: Северная Двина, Мезень, Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма. Учитель задает вопросы:
- Что объединяет отмеченные вами реки? – они впадают в Северный Ледовитый Океан
- Почему крупнейшие реки России текут на север? – большая территория России имеет уклон к северу
- Какое питание характерно для рек Северного Ледовитого океана – снеговое
После того как отмечен Амур, учитель задает вопросы:
- Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере – на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов
- Какое питание характерно для Амура – дождевое
- Объясните, почему? Какой климат, характерен для Дальнего Востока – муссонный, летний муссон приносит с собой большое количество дождей
Отметьте реки Волгу, Урал
- В какое море-озеро они впадают – Каспийское
- Какое питание преобладает – снеговое
Отметьте реки Терек. Кубань
- Какое питание характерно для этих рек – ледниковое
Отметьте Дон и Кубань
- В какое море впадает Кубань – Черное
- В какое море впадает Нева – Балтийское
Один ли источник питания у рек России – нет несколько, значит питание смешанное
Сделайте вывод: Питание российских рек смешанное.
2. Режим рек России
Изучение нового материала происходит с помощью ЦОР “География России: природа и население. 8 класс”, автор В.П. Дронов.
Меню ->характеристика природы -> воды - > режим рек
С помощью карты на экране и слов диктора определите три разных режима рек России – с весенним половодьем, с половодьем в летний период, с паводочным режимом.
Какой режим рек преобладает на территории России? – с весенним половодьем.
Приведите примеры рек с половодьем в весенний период – Енисей, Лена и т.д.
Вводятся новые слова (учащиеся записывают определения в тетрадь)
Половодье – ежегодно повторяющийся ожидаемый подъем уровня воды в реке.
Паводок – внезапный подъем уровня воды в реке, вызванный обильными осадками.
Вспомните произведение Некрасова “Дед Мазай и зайцы”, во время половодья или паводка дед Мазай спасал зайцев? - во время половодья.
Сделайте вывод, что оказывает влияние на режим и питание рек? - на питание и режим рек большое влияние оказывает климат.
3. Влияние рельефа на реки.
Объяснение темы новой темы с использованием ЦОР, раздел “Влияние рельефа на реки”.
Падение – превышение истока реки над устьем (м).
Уклон – отношение величины падения реки к ее длине (см/км). (Приложение 2)
Выполнение практического задания на вычисление падения и уклона реки. Произвести математические действия, используя необходимые данные, сведенные в таблицу и сделать вывод падение горных или равнинных рек больше.
4. Использование рек человеком.
Изучение темы с помощью творческой проектной работой “Как человек использует реки” оформленной в виде презентации (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение 3)
5. Стихийные явления на реках.
На реках в результате обильных дождей могут возникнуть стихийное явление. Что же это такое мы узнаем с помощью творческой работы “Стихийные явления на реках” (задание ребёнку выдано заранее). (Приложение 4)
IV. Домашнее задание
1. Параграф 12, вопросы и задания стр 78.
2. Сочинить синквейн на тему “Реки России”
Синквейн – стихотворное пятистишье,
требующее изложения большого объема информации в кратких выражениях. |
Пример |
|
|
V. Закрепление знаний (Приложение 5)
Урок закончен спасибо всем за активную работу!