ЦЕЛИ: (педагога)
- Знакомство учащихся с классификацией животных по основным признакам видов (количеством конечностей, покровом тела); показать важность каждого вида животных.
- Воспитание ответственности за существование животных на земле, любви к природе.
- Развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, работать в группах.
(логопеда)
- Автоматизация поставленных звуков в связной речи.
- Развитие навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слова на базе сформированных фонематических процессов.
- Уточнение значения имеющихся слов и обогащение словарного запаса.
- Развитие навыков словообразования.
- Развитие грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- фонограмма “Звуки леса”
- картинки или фотографии с изображением различных животных
- звуковые схемы (для логопеда)
- шкатулка с “секретом” (шкатулка с чучелом паука)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||
1 | Орг. момент. Учащиеся класса поделены на три группы |
|||||||||||||
2 | Эмоциональный настрой на работу.
Объявление темы урока. В классе звучит запись “Звуки леса”. - Ребята. Сегодня свой урок мы проведём в лесу. Послушайте, голоса каких животных вы слышите? |
Учащиеся называют знакомые голоса | ||||||||||||
3 | Работа в группах. Каждая группа получает конверт с картинками
|
|
||||||||||||
- Посмотрите внимательно на картинки.
Постарайтесь найти лишнюю картинку. Положите её
обратно в конверт. - Перечислите животных, которых вы оставили на партах. - Как их можно назвать одним словом. - Какие признаки отличают их от животных других групп? ( на доске, по мере ответов детей, появляется таблица, которую учитель заполняет постепенно, основываясь на ответы)
|
|
|||||||||||||
- Отложите картинки в сторону. Возьмите из конвертов картинку, которая оказалась “лишней”. Давайте попробуем определить, к какой из групп мы отнесём данных животных. | Учащиеся отмечают, что данные животные не относятся ни к одной из групп. | |||||||||||||
- Как одним словом можно назвать оставшихся животных? (учитель продолжает заполнение таблицы) | НАСЕКОМЫЕ | |||||||||||||
- Давайте определим отличительные
признаки данной группы животных. (таблица заполняется до конца) |
3 пары ног, 4 крыла | |||||||||||||
- А вот секретная шкатулка. В ней находится животное, которое мы должны определить в правильную группу. Но откроем мы её, после выше работы с логопедом | ||||||||||||||
4 | Первичное закрепление. Учащимся предлагаются разнообразные картинки с изображениями животных, которые раньше не были представлены. Картинки прикрепляются к доске и остаются для дальнейшей работы. |
Учащиеся распределяют картинки по группам, каждый раз объясняя свой выбор. | ||||||||||||
5 | Работа логопеда. Развитие фонематических представлений. - Ребята, вы сегодня говорили о животных. Посмотрите ещё раз на картинки и перечислите тех животных, названия которых начинаются на: |
|||||||||||||
- Ребята, а каким цветом мы на звуковой схеме обозначаем гласные звуки, твёрдые согласные звуки, мягкие согласные звуки? Учащимся раздаются конверты со схемами. |
Зебра, волк, жираф, бегемот, лошадь,
носорог, лев, баран, жук, зубр, рысь, заяц Тигр, лев, зебра, бегемот, медведь, белка Утка, индюк, осёл, олень, аист, орёл, антилопа, обезьяна красным синим зелёным |
|||||||||||||
Развитие навыка звукового анализа
слова. - Внимательно рассмотрите схему. - Название какого животного соответствует схеме звукового состава слова? - Выделите 1-ый звук, 2-ой звук, 3-ий звук, 4-ый звук. - Сколько в этом слове гласных звуков, согласных звуков? - Сколько твёрдых согласных, мягких согласных, звонких согласных, глухих согласных - Какой звук стоит перед [и], после [г], между [и] и [р], справа от [г], слева от [и]. |
Учащиеся работают с предложенной схемой. | |||||||||||||
Развитие словаря существительных, словообразование. | ||||||||||||||
- Как называется детёныш тигра? - лисы? - лошади? - овцы? - коровы? |
Тигрёнок Лисенок Жеребёнок Ягнёнок Телёнок |
|||||||||||||
Развитие навыка слогового анализа слова. | ||||||||||||||
Теперь ещё раз посмотрите на схему звукового состава слова. Определите, сколько слогов в слове “ТИГР”. Почему? | 1 слог В слове один гласный звук. |
|||||||||||||
- Мы знаем правило, сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. Это правило поможет вам выполнить следующее задание. Отложите конверты, которые лежат на ваших столах в сторону. | ||||||||||||||
(учащиеся получают конверты для каждой
группы) - В этих конвертах картинки с изображениями животных. Достаньте и рассмотрите их. - “Расселите” животных в домики по этажам, в зависимости от количества слогов. |
|
|||||||||||||
(учитель показывает домики) На первом этаже поселятся жильцы, в названии которых 1 слог, на втором этаже – 2 слога, на третьем этаже – 3 слога - Молодцы. А теперь немного отдохнём. Развитие глагольной лексики в словарном запасе. |
||||||||||||||
- Каждое животное произносит звуки. Речевые или неречевые? | Неречевые, так как речевые звуки произносит только человек, из речевых звуков мы строим слова. | |||||||||||||
- Давайте поиграем в игру “Кто как голос
подаёт? (игра с мячом) Корова – мычит, |
||||||||||||||
А кошка – Свинья – Гусь – Утка – Жук – Волк – Лягушка – Ворона – Петух – Лошадь – Кукушка – |
Мяукает Хрюкает Гогочет Крякает Жужжит Воет Квакает Каркает Кукарекает Ржет Кукует |
|||||||||||||
Развитие умения связывать слова и
строить предложения. - А теперь давайте поиграем в “Путаницу”. Я называю слова, которые запутались, а вы должны эти слова “подружить”, чтобы получилось предложение.
- Белка – это кто? - Щука – это кто? - Бабочка – это кто? - Ласточка – это кто? |
Белка живет в дупле. Бабочка сидит на цветке. Щука плавает в реке. Ласточка вьёт гнездо. Зверь Рыба Насекомое Птица |
|||||||||||||
6 | Подведение итогов урока. - Вы сейчас повторили названия групп животных. А теперь, используя таблицу докажите, почему вы считаете белку зверем, щуку рыбой, бабочку насекомым, ласточку птицей. |
Учащиеся называют группы животных, называют их отличительные признаки, доказывают принадлежность животных группам. | ||||||||||||
7 | “Шкатулка с секретом” - А теперь давайте откроем нашу волшебную шкатулку. (в шкатулке чучело паука) - К какой группе мы отнесём паука? - Почему мы не можем сказать, что паук – это насекомое? - Это говорит о том, что в природе существует гораздо больше групп животных, чем мы с вами сегодня разобрали. Когда вы подрастёте, вы познакомитесь с ними, при изучении предмета БИОЛОГИЯ. |
Паука мы не можем отнести ни к одной из известных нам групп животных потому, что у паука 4 пары ног, а у насекомого должно быть 3 пары ног. | ||||||||||||
8 | Оценивание работы класса. |