Изучение своего села и района на уроках школьного краеведческого курса "Родной край"

Разделы: География


«Краеведение - есть комплекс мер научных дисциплин,

различных по содержанию и частным методам исследо

вания, но ведущим в своей совокупности к научному

и всестороннему познанию края»

А.С. Барков.

Идеи краеведения всегда широко пропагандировались выдающимися деятелями России, начиная с Н.И. Новикова. Еще в XVIII веке в своей статье «О воспитании и наставлении детей» он писал: «Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать». К.Д. Ушинский энергично отстаивал мысль о том, что преподавание географии должно начинаться с развития у учащихся «инстинкта местности». В 1920-30-е годы в России школьному краеведению придавалось общегосударственное значение. Со временем этот предмет постепенно исчез из учебных программ, на краеведение стали отводить несколько часов в курсе географии России в 8-9 классах. Более широкие возможности для изучения своей местности имеются в начальном курсе географии 6 класса. Но в новых учебных планах предполагается оставить на этот курс всего один час, что сделает практически невозможным уделить достаточно внимания изучению своего края. Можно, конечно, изучать свой край факультативно или на элективных курсах, но это занятия по выбору отдельных учащихся, поэтому необходимые знания получат не все ученики.

На районной учительской конференции в 2002 г. в своем выступлении «Регионально-национальный подход как основа патриотического воспитания учащихся при изучении географии» я подняла вопрос о необходимости ведения в школах района краеведческого предмета, главной целью которого, было бы изучение своего села и района. Я глубоко убеждена, что краеведение вовлекает учащихся в самостоятельную исследовательскую работу, раскрывает перед ними своеобразие края, красоты его природы и воспитывает любовь к нему. Краеведческие работы, особенно если они приобретают практическое значение, повышают в районе авторитет школы, сильнее связывают школу с жителями села. Занятие краеведением, наконец, дает учащимся разумный отдых.

Мое предложение было поддержано многими учителями-географами и специалистами Управления образованием Константиновского района. После выступления на конференции мне было предложено подготовить программу нового краеведческого курса, направленного на изучение родного села и района. Первоначально я обратилась к профессору кафедры географии БГПУ, к. п. н. Павлюк Н.Г. Ее мнение о том, что краеведческий курс в школе лучше начинать с изучения своего родного села, а затем переходить к изучению своего района и области, было взято мной за основу.

Я решила, что программа должна быть интегрированной, т.е. охватывать все стороны жизни села, а не только изучать его географию. Кроме того, она должна содержать значительное количество экскурсий и практических работ. В 2003г. мною была разработана краеведческая учебная программа «Родной край» для учащихся 6-7-х классов. Программа была рассмотрена на районном методическом объединении учителей естественнонаучного цикла и поддержана кафедрой географии БГПУ. В 2004 г. она была рассмотрена и утверждена экспертным советом при Департаменте образования администрации Амурской области. Программа рекомендована к использованию в общеобразовательном учреждении (приказ 55 от15.04.04г.).

Содержание программы знакомит учащихся не только с природой, населением и хозяйством села и района, но и позволяет учащимся прикоснуться к истории родной земли, особенностям ее культуры. Данная программа способствует укреплению связи школьников с окружающей природой, хозяйственной и культурной жизнью родного края. Курс «Родной край» позволяет решать задачи нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания учащихся, дает возможности для расширения кругозора, помогает развитию познавательного интереса и формированию практических и интеллектуальных умений и навыков, способствует правильному выбору учащимися дальнейшей профессии.

Программа рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 6-7-х классов. В 6 классе школьники знакомятся со своим родным селом, в 7 классе они переходят к изучению своего административного района. Самое сложное в данном курсе - это сбор фактического материала, он накапливался годами. Часть информации была собрана при проведении кружковой работы, часть – при подготовке к краеведческим конференциям. К сбору материала по истории села, привлекались поисковые группы, создаваемые в каждом классе. Эти группы получали задания в сентябре и в течение учебного года собирали необходимый материал, а по завершению учебного года составляли отчет о проделанной работе.

Как руководителю краеведческого кружка, мне неоднократно приходилось выезжать как в районный архив, так и в областной, обращаться в районный краеведческий музей. Для сбора материала по Константиновскому району пришлось обратиться за помощью в БГПУ на кафедру географии. Студентка из нашего района Четверик Е.Н. при написании дипломной работы темой для исследования выбрала «Комплексную характеристику Константиновского района». Собранный ею материал я использовала в своей работе. Широко поставленная в нашем районе поисковая краеведческая работа, проводимая учителями географии и истории под руководством Рудниковой М.А., методиста районного управления образования, позволила собрать большой материал о селах района. Статистический материал по населению и хозяйству нашего села предоставили работники сельской администрации, по Константиновскому району – районная администрация. На уроках я широко использую атласы: «Амурской области», «Люби и знай свой край», учебные пособия: «География Амурской области» под редакцией Н.Г. Павлюк, «История Амурской области» С.В. Бердника, материалы периодической печати, которые собираю на протяжении многих лет, различные брошюры и книги.

В программе 25% учебного времени отводится на практическую часть. На практических занятиях учащиеся отрабатывают навыки составления схем, вычерчивания графиков, построения диаграмм, заполнения таблиц. Часть работ носит исследовательский характер. Например, сбор информации о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны, о Героях Советского Союза, о памятниках землякам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, о жертвах политических репрессий, о передовиках производства, о народных умельцах своего села и всего района. При выполнении таких работ учащиеся вырабатывают умение проводить анкетирование, брать интервью, пользоваться периодическими печатными изданиями, обобщать собранный материал, оформлять его должным образом, знакомить с результатами своего поиска одноклассников.

Часть работ направлена на выявление причин ухудшения экологической обстановки в селе и районе. Учащиеся видят, как, буквально на их глазах, растут в селе горы мусора, сокращается площадь когда-то большой рощи, мелеет и заиливается река, зарастают сорняками плодородные поля, растут овраги. Как разрабатываемый карьер вышел на пахотный слой и съедает ежегодно все новые и новые площади плодородных земель. Анализируя наблюдаемую во время экскурсий картину, учащиеся предлагают свои пути решения экологической проблемы. Обсуждая увиденное дома с родителями, учащиеся тем самым напоминают взрослым, к чему может привести их равнодушие к судьбе родного села. К решению экологической проблемы привлекаются и депутаты Сельского совета, и Администрация села, и учителя. Так, учителем биологии Уколкиной Н.А. был составлен экологический паспорт рощи на северо-западе села, а Администрация села выступила с ходатайством о придании роще статуса памятника природы.

На большей части села, грунтовые воды залегают очень глубоко, поэтому проблема воды в селе стоит остро. Учащиеся ежегодно изучают состояние колодцев и берут их под свое наблюдение. Это привело к тому, что Администрация села организовала сооружение ограждений, навесов на колодцах, проводит регулярно их чистку, закрепило ответственных за их состоянием.

Ребята, которые изучают предмет «Родной край», никогда не проходят мимо автолюбителей, моющих свой транспорт в реке, обязательно сделают замечание. Чтобы село было нарядным, а воздух чистым, учащиеся участвуют в посадке деревьев возле школы и у своих домов. Нетерпимое отношение к губителям родной природы посеянное на уроках в школе вселяет надежду на то, что, став взрослыми людьми, мои ученики будут заботиться о своем родном селе.

При изучении исторического прошлого своего села и района, учащиеся часто приносят в школу археологические находки, предметы быта, скобяные изделия, части упряжи, куски окаменевших деревьев, черепки глиняной посуды, а также сохранившиеся еще в семьях старинные вещи и предметы быта первопоселенцев, фотографии. Накопившийся материал подтолкнул нас с учителем истории Н.Г. Коноплицкой к созданию школьного краеведческого музея села. При поддержке директора школы О.К. Ишматовой, активном участии членов краеведческого кружка, в 2003г. к 130-летию села были созданы первые экспозиции музейной комнаты. Это «Историческое прошлое села», «Природа», «Население», «Хозяйство», «Село в годы войны», «Археологические находки», «Старинная утварь и предметы быта». В минувшем учебном году был собран материал и готовится экспозиция «История школы», 115-летие которой мы отметили в сентябре 2006 г. Таким образом, введение нового предмета в школьное расписание позволило активизировать поисковую краеведческую работу в школе. Теперь часто уроки по «Родному краю» у нас проходит в школьном музее, а учащиеся 7-х классов знакомятся с экспозициями районного краеведческого музея.

С особым интересом на уроках «Родного края» учащиеся относятся к выполнению творческих заданий. Это мини-сочинения, например, «Мое село в древности», «За что я люблю свое село», «След войны в моей семье», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». Принимают активное участие в выставках рисунков: «Мое любимое место в селе», «Любимое время года», «Быт древних людей». С удовольствием подбирают стихи, пословицы, поговорки, загадки к урокам. Сочиняют и решают в классе ребусы и кроссворды.

Обобщающие уроки всегда проходят в игровой форме: путешествия, соревнования, популярные телевизионные игры (Приложение 1). Уже в 6 классе провожу некоторые уроки в виде конференции, например, «Зеленая аптека», «Их надо беречь». При подготовке к таким урокам учащиеся учатся писать сообщения и доклады, правильно их оформлять и защищать перед классом.

Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в традиционной районной краеведческой конференции, где занимают призовые места. Так в 2005-2006 учебном году ученица 8 класса Савчук Таня заняла 3-е место с докладом «Край казачий», а ученица 7 «а» класса Сахарова Кристина заняла 4-е место с докладом «История села Крестовоздвиженка». Вышеназванные ученицы в марте 2007г. представили эти доклады на IX областной конференции туристско-краеведческого движения «Отечество», где им были вручены сертификаты. На районной краеведческой конференции, посвященной 60-летию памяти жертв политических репрессий, в феврале 2007г. Савчук Таня с презентацией «Черные страницы села Крестовоздвиженка» заняла 2-е место. Эта работа была ею представлена на I съезде историков-архивистов «Сохранение и развитие историко-культурных ценностей на Дальнем Востоке», где была удостоена диплома.

В программе «Родной край» содержатся основные требования к знаниям и умениям, которыми должны овладеть учащиеся по окончанию курса.

Эксперимент по программе «Родной край» продолжается в школе уже три года. В 2005-2006 учебном году окончили 9 классов учащиеся, которые первыми начали изучать новый предмет. Результаты опроса учащихся как изучавших предметм «Родной край», так и не изучавших, показали, что 72% школьников считают, что знания, которые они могут получить на уроках нового предмета им будут необходим в дальнейшей жизни. Только 4 % учащихся дали отрицательный ответ. <Рисунок 1>.

Для выявления результатов эксперимента по ведению нового краеведческого предмета, мною было проведено контрольное тестирование среди учащихся, изучавших и не изучавших «Родной край» и «Географию Амурской области». <Рисунок 2>.

Если посмотреть на результаты обучения, то качество знаний в 2006-2007 учебном году по предмету в 6-м классе составило 85%, в 7-х классах - 100%. Эти цифры свидетельствуют, что предмет «Родной край» вызывает у школьников большой интерес. <Рисунок 3> и <Рисунок 4>. С одобрением отнеслись к ведению нового предмета и родители. При их опросе 90% считают целесообразным его изучение в нашей школе. Полученные результаты показывают, что учащиеся, не участвовавшие в эксперименте и изучавшие свою область только на уроках географии в 8-9 классах, имеют худшие знания по географии Амурской области, своего района и своего села по сравнению с участниками эксперимента. Это подтверждает целесообразность введения отдельного предмета по изучению своего региона в школе.

Результаты эксперимента показали, что у учащихся, изучавших «Родной край» и «Географию Амурской области» в ценностной системе намного выше рейтинг таких понятий, как «Россия», «Родной край», «Природа», «География». Это наглядно видно по результатам анкетирования учащихся контрольной и экспериментальной групп. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что новый предмет имеет сильное воспитательное значение. <Рисунки 5-8>. Для данного анкетирования я использовала методику, описанную в журнале «География в школе №3 2002г.» в статье В.Н. Кудрявцева «Изменение ценностных ориентаций учащихся по отношению к природе как фактор воспитания и развития личности».

В ходе ведения нового предмета были составлено методическое обеспечение; рабочие тетради и дидактические материалы для 6 и 7 классов, созданы топографические карты села Крестовоздвиженка и Константиновского района, изготовлен раздаточный материал: карточки, проверочные тесты, топографические и контурные карты района, листы опорных сигналов, рабочие тетради.

Курс «Родной край» является только первой ступенью в изучении своей административной территории. Его продолжением в 8-9-х классах является курс «География Амурской области», введенный в школах области в 2007-2008 учебном году.

В настоящее время новый предмет прочно обосновался в расписании нашей школы. О результатах ведения нового предмета на заседании методического объединения были ознакомлены учителя географии района. По приглашению кафедры общественных наук Благовещенского ИППК и ПК с результатами ведения курса «Родной край» я делилась с учителями области.

Если раньше для ведения нового предмета не хватало учебной литературы, то сейчас идет подготовка к печати методического пособия по нашему району, подготовленного кафедрой географии Благовещенского государственного педагогического университета. Учителя с нетерпение ждут выхода этого издания.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Таблица 7

Таблица 8