Содержание.
стр. | |
Введение | 3 |
Глава I. Города Чувашии. | 5 |
1.1. История возникновения городов Чувашии. | 6 |
1.2. Транспортно-географическое положение городов Чувашии. | 10 |
1.3. Функциональный профиль городов Чувашии. | 12 |
1.4. Место городов в системе расселения. | 15 |
1.5. Людность городов Чувашии и ее динамика. | 17 |
Глава II. Анализ учебных программ и учебников по географии Чувашии. Место изучения городов Чувашии в географии своего края. | 19 |
2.1. Тематическое планирование. | 20 |
2.2. Методические разработки. | 22 |
2.2.1. Урок по теме: “История возникновения и экономико- географическое положение городов Чувашии”. | 22 |
2.2.2. Конференция на тему "Население городов | |
Чувашии". | 25 |
Приложение. | 27 |
Литература. | 29 |
Введение.
Объектом изучения в методической разработке выступают города Чувашии, их в республике 9, и в них проживает значительная часть населения. На начало 2007 года города насчитывали 736,5 тысяч жителей, что составляет 57,3% всего населения республики. Города вместе с ПГТ определяют промышленное лицо Чувашии.
Изучение городов – одно из важнейших направлений экономико-географических исследований. Ставшее крылатым выражение Н.Н.Баранского: "Города плюс транспортная сеть – это экономический каркас территории", послужило тем тезисом, с которого начались глубокие и разноплановые исследования. Системные исследования городов оказались связаны с концепцией опорного каркаса. Г.М. Лаппо определял опорный каркас, как сочетание живых фокусов экономической, политической и культурной жизни, и соединяющих их магистралей. К опорному каркасу он относил наиболее крупные города. Свой взгляд на опорный каркас и место в нем городов имел Б.С. Хорев. Исследование опорного каркаса расселения велось в разных направлениях. Проблемам развития наиболее крупных городов были посвящены работы Г.М. Лаппо, малых и средних городов – работы Б.С. Хорева, С.Г. Смидовича, И.К. Орфанова и др. Кроме концептуальных работ о городах существует множество публикаций с историко-географическим обзором городов тех или иных регионов. Перечень таких работ дан в энциклопедии "Города России". Есть подобная монография и о городах Чувашии. Она так и называется "Города Чувашии," автором которой является И.К.Орфанов. В определенной степени она устарела и ее недостатком является отсутствие серьезного комплексного экономико-географического анализа городов республики. Мною предпринята попытка проведения такого анализа.
В круг решаемых задач моих исследований вошли:
- изучение происхождения городов, выяснение их основных генетических типов;
- определение функционального профиля городов;
- изучение экономико-географического положения городов;
- определение места городов в системе расселения;
- изучение тенденции в изменении их людности.
В соответствии с поставленными задачами был определен порядок и содержание работы.
В первой части предложены классификации городов Чувашии по генезису, функциональному профилю, экономико-географическому положению, месту в системе расселения.
Во второй части (методической) произведен анализ учебных программ и учебников по данной теме, даны методические рекомендации по изучению городов Чувашии. Кроме того, предложено тематическое планирование, урок по теме "История возникновения и экономико-географическое положение городов Чувашии", урок-конференция по населению Чувашии, основанные на материалах данной моей работы.
Методологической основой работы послужили исследования таких ученых, как Г.М. Лаппо, Б.С. Хорев, В.В. Покшишевский, И.Т. Агафонов, И.К. Орфанов и др.
Города Чувашии.
Все население Чувашии проживает в 9 городах, 7 поселках городского типа, 1727сельском населенном пункте, 57,3% жителей Чувашии – горожане.
Особенно быстро городское население росло с 1959 по 1989 гг.: численность горожан увеличилась в 3 раза, благодаря чему к 1970 г. она превысила сельское население. В 2001 году доля горожан составляла 61,4%. Рост городского населения республики происходил за счет Чебоксар и Новочебоксарска, поэтому их удельный вес в городском населении Чувашии составляет 77%. В то же время снижается доля малых городов в общей численности городского населения республики – с 51,9% в 1959 году до 27,2% в 2007 году.
Городские поселения по республике расположены неравномерно, их больше в северной и северо-восточной части Чувашии.
В последнее десятилетие численность городского населения Чувашии практически не увеличивалась, а в некоторых городах даже произошло ее уменьшение, к таким городам относятся Канаш, Шумерля, Алатырь, Козловка.
Из истории возникновения городов Чувашии.
Наиболее старые города Чувашии – Чебоксары, Алатырь, Цивильск и Ядрин. Ведут свое начало они еще с XV-XVI в.в. Эти города были основаны на важных водных путях Волге и Суре, являлись длительное время сторожевыми укрепленными пунктами – крепостями. Впоследствии все они утратили свое военно-стратегическое значение.
Наиболее древним и динамичным из этих городов оказались Чебоксары.
Самое раннее упоминание о Чебоксарах относится к маю 1469 года и связывается с походом русских войск под предводительством воеводы Ивана Дмитриевича Руна под Казань. Официально русским городом Чебоксары стали летом 1555 года по приказу Ивана IV. Это был один из опорных пунктов Московского государства на юго-восточных ее границах. Основой города являлся кремль – сначала деревянный, а с 1690 года – каменный.
К XVIII веку Чебоксары утратили свое военное значение. Город получает новый облик торгово-промышленного центра. В 20-х годах XVIII века в числе 150 городов Российской империи по своим торгово-промышленным показателям Чебоксары занимали 27 место.
В 1795 году в Чебоксарах проживало 4687 жителей, что составляло половину городского населения тогдашней Чувашии. Выделялся город достаточно высоким уровнем экономического развития. В нем были представлены колокольные, кирпичные, кожевенные, салотопенные, солодовенные, мукомольные и другие кустарные производства. Готовая продукция потреблялась на месте и отправлялась на Макарьевскую ярмарку в Казань, Петербург и другие города.
Важное торгово-ремесленное значение город сохранял и в XIX веке. Благоприятствовало этому его положение на Волге, а также на хлебородных землях. В городе было около 300 ремесленников-кустарей и действовало 7 небольших заводов – 4 кожевенных, 1 солодовенный, 1 водочный, 1 рогожнокулевый.
В конце XIX века в Чебоксарах начала расти фабрично-заводская промышленность. На левом и правом берегу Волги появляются первые лесопильные заводы, принадлежащие купцам Хлебникову, Ефремову, братьям Губиным. В 1902 году Казанское акцизное ведомство построило спирто-водочный завод, а Чебоксарское уездное земство открыло металлообрабатывающие мастерские. Земство имело также и деревообрабатывающие мастерские, изготовлявшие клепку и столярные изделия. Действовали в городе небольшие кожевенный, скипидарный, кирпичный, лесопильный заводы.
В целом в начале XX века Чебоксары оставались достаточно мелким поселением с населением5673 человека (1913 год).
Почти ровесником Чебоксар является другой город – Алатырь. Свое летоисчисление город начинает с 1555 года.
Алатырь стоит на Суре, недалеко от впадения в нее рек Алатырь и Бездна. Город расположен над крутым обрывом. Сама природа создала здесь место, удобное для возникновения в древности укрепленного поселения.
В XVI веке Алатырь представлял собой деревянную крепость, опоясанную с юго-востока и юго-запада дубовыми стенами. С севера и востока город защищали крутые сурские берега. Алатырь принадлежал к числу сторожевых городов, в нем несли постоянную службу дворяне, дети боярские, городовые казаки, стрельцы и пушкари. Город противостоял разорительным набегам Ногайской Орды.
В 1578 году началось строительство укрепленной линии Темников-Алатырь-Тетюши. Поначалу это были засеки – стволы деревьев, поваленных на лесных опушках, дорогах. Затем термин "засечная черта" распространился на весь комплекс препятствий – реки, овраги, чередовавшиеся с частоколами, валами, рвами в безлесных промежутках. На засеках предписывалось держать круглосуточный дозор.
В 1670 году во время Крестьянской войны под предводительством Степана Разина, восставшие крестьяне овладели Алатырем, сожгли крепость. После подавления восстания была построена новая крепость, которая сгорела в 1731 году и больше уже не восстанавливалась.
В XVIII веке, как и другие города-крепости, Алатырь теряет свое военное значение и становится административным и торговым пунктом. Алатырские купцы вели оживленную торговлю хлебом, содержали в уезде небольшие винокуренные, кожевенные, поташные и лесопильные производства.
В 1780 году при образовании Симбирского наместничества Алатырь стал его уездным городом и получил герб.
Долгое время город практически не развивался.
В 1893 году проведена железная дорога, которая значительно оживила торгово-промышленную деятельность в Алатыре. К 1897 году в городе имелось уже 24 небольших предприятия – 9 мельниц, 10 кирпичных заводиков, а также водочное, лесопильное, чугунолитейное, маслобойное, овчинное производство.
В начале XX века город быстро растет. В нем работают мужская и женская гимназии, духовное училище, типография, метеорологическая станция, городской общественный банк, несколько гостиниц. С городской пристани и железнодорожной станции отправлялось большое количество грузов.
В начале 1911 года в Алатыре насчитывалось уже 25,5 тысяч жителей и он был наиболее крупным поселением на территории современной Чувашии.
В конце XVI века возникло уже два населенных пункта, имеющих важное военно-стратегическое положение – Цивильск и Ядрин.
В 1589 году на месте селения Большого и Малого Цивилей прибыл в сопровождении воинского отряда дворянин Василий Иванов сын Напейцин, где и начал строить Цивильск.
В официальных документах конца XVI – начала XVII вв. Цивильск значился как Сербиевский город. Предание гласит о том, что крепость (кремль) была построена на месте чувашского поселения Сюрбеево.
В 1781 году при образовании Казанского наместничества Цивильск стал его уездным городом и получил герб.
Очень длительное время город практически не развивался. В 1897 году в городе проживало лишь 2330 человек. Вследствие удаленности его от главных путей сообщения, торгово-промышленное значение его было незначительным. Население росло медленно.
Ядрин возник в 1590 году, также как город-крепость.
В 1781 году, при образовании Казанского наместничества он, как его уездный город, получил герб.
В 1795 году по числу жителей Ядрин был третьим городом в границах современной Чувашии. В нем проживало 1431 житель, что составляло 15% всего городского населения. Промышленность в городе не получала развития. Население, используя плодородную землю, выращивало хлеб, овощи.
К концу XIX века промышленность в городе была представлена одним небольшим водочным заводом и 16-ю мелкими кирпичными. Несмотря на свое положение на судоходной Суре, город не играл роли в торговле и служил лишь местом складирования сельскохозяйственных продуктов. Местное купечество вело торговлю хлебом. По Суре сплавляли весной хлеб, сало, спирт, лес к Васильсурской пристани. В окрестных поселениях занимались выращиванием хмеля. Во многих местах уезда имелись месторождения железного колчедана, который отправлялся на химические заводы Костромской губернии.
До революции Ядрин был больше похож на село, чем на город. В 1897 году в нем проживало всего 2470 жителей.
Второй группой городов Чувашии можно считать города, выросшие на Волге из сел-пристаней. Это города Мариинский Посад и Козловка. Развитие этих населенных пунктов и образование из них городов происходило разновременно.
Около двадцатого года XVII века на месте современного города Мариинский Посад находилась "пустынка Сундырская". Здесь поселились крестьяне, образуя небольшую общину, которая положила начало селу Сундырь. В 1624 году царь Михаил Федорович пожаловал это село в вотчину Крутицкому митрополиту Сильвестру. На бойком месте под защитой сильного человека, каким был митрополит, Сундырская крестьянская община начала быстро развиваться. Выгодное географическое положение на берегу Волги при впадении в нее небольших речек – Верхней и Нижней Сундырки способствовало развитию ремесла и торговли, преимущественно хлебной и лесной. В этой связи местными жителями в середине XIX века было возбуждено ходатайство о преобразовании села Сундырь со смежными деревнями в безуездный город, или посад, причем просили назвать его Мариинским в честь императрицы Марии Александровны. В 1856 году ходатайство это было удовлетворено, и из села Сундырь, со смежными деревнями, образовался Посад Мариинский.
Мариинский Посад, находясь почти против устья Кокшаги, имел важное значение в торговле. Главное место в торговле занимал хлеб, который привозился не только из соседних уездов, но также из Симбирской губернии. Торговали лесом и изделиями из древесины, поступавшими из Чебоксарского, Козьмодемьянского, Царевококшайского уездов.
Козловка стала городом значительно позже, в советское время (1967 г.), но первое упоминание о Козловке относится к 1897 году.
В 1897 году в Козловке жило более 600 человек, имелась пассажирская и товарная пристань. На ней грузилось значительное количество разных товаров, главным образом леса, хлеба, строительных материалов. Козловка была известна как яичная пристань. В летнее время сюда свозили со всех окрестных сел и деревень миллионы штук яиц, которые отправляли затем в Англию и частично в Петербург.
В период отмены крепостного права Козловка принадлежала самому крупному из помещиков Чебоксарского уезда Леонтьеву. Две мельницы, крупорушка, лесопилка – вот и вся дореволюционная промышленность Козловки.
Третья группа городов Чувашии – это города, образовавшиеся после завершения строительства железной дороги Москва – Казань, выросшие из железнодорожных станций и получившие соответствующий статус в 20-30 годы XX века. В связи с функционированием железной дороги эти станции в конце XIX – начале XX века особенно быстро росли. Именно из таких станций выросли города Канаш и Шумерля.
К четвертой группе можно отнести лишь один город, самый молодой в республике – Новочебоксарск. Он возник практически на пустом месте, в 15 км от Чебоксар вниз по Волге как город-спутник, в связи с постройкой Чебоксарской ГЭС. Соответствующий статус получил в 1965 году.
Таким образом, анализируя историю возникновения городов Чувашии, можно выделить следующие их типы:
1. Города старые, возникшие как города-крепости на Волге и Суре.
2. Города, выросшие из волжских сел-пристаней.
3. Города относительно молодые, выросшие из железнодорожных станций на линии Москва – Казань.
4. Города молодые, спутник, выросший практически на пустом месте во второй половине XX века.
Транспортно-географическое положение городов Чувашии.
Города Чувашии отличаются друг от друга особенностями транспортно-географического положения. Целесообразным представляется сравнение их по удаленности от республиканского центра и по особенностям транспортно-географического положения.
По удаленности от республиканского центра различают 3 группы городов:
- к первой группе относятся города, находящиеся в зоне часовой доступности от центра или города ближнего пригорода. К этой группе относятся такие города, как Новочебоксарск, Мариинский Посад, Цивильск;
- во вторую группу входят города, находящиеся в зоне двух часовой доступности от республиканского центра или города дальнего пригорода. Это Шумерля, Канаш, Ядрин, Козловка;
- к третьей группе относятся города, находящиеся вне зоны 2-х часовой доступности от республиканского центра или города периферии. Это Алатырь.
Транспортно-географическое положение города – это положение либо в узле транспортных магистралей, либо на их основных линиях. Основными структурообразующими осями в республике выступают:
1. Магистральные железные дороги Москва – Казань, Пенза – Казань;
2. Река Волга, Сура;
3. Автомагистрали общегосударственного значения Н.Новгород – Чебоксары – Казань, Чебоксары – Ульяновск, Чебоксары – Йошкар-Ола;
4. Внутриреспубликанские автомагистрали;
5. Транспортные железнодорожные ветки.
Транспортно-географическое положение городов Чувашии выглядит следующим образом:
Чебоксары:
- на водной магистрали – Волга
- в узле межобластных автомобильных дорог
- на железнодорожной ветке
- в узле внутриреспубликанских автомобильных дорог.
Канаш:
- в узле железнодорожных магистралей (на Москву, Казань, Чебоксары, Пензу)
- на межобластной автомагистрали (Чебоксары – Ульяновск)
- в узле внутриреспубликанских автомобильных дорог.
Алатырь:
- на железнодорожной магистрали (Пенза – Казань)
- в узле внутриреспубликанских автомобильных дорог
- на водной транспортной артерии (Сура).
Шумерля:
- на железнодорожной магистрали (Москва – Казань)
- в узле внутриреспубликанских автомобильных дорог
- на водной артерии (Сура).
Новочебоксарск:
- на водной магистрали – Волга
- на межобластной автомагистрали (Чебоксары – Йошкар-Ола)
- на транспортной железнодорожной ветке.
Козловка:
- на водной магистрали – Волга
- на внутриреспубликанской автомобильной магистрали
Мариинский Посад:
- на водной магистрали притоках Волги
- на внутриобластной автомагистрали.
Цивильск:
- в узле межобластных автомагистралей (Чебоксары – Казань, Чебоксары – Ульяновск)
- в узле внутриреспубликанских автомобильных дорог
- на водной артерии (р.Цивильск – приток Волги).
Ядрин:
- на внутриобластной автомагистрали
- на реке Суре – водной транспортной артерии.
Развитие городов Чувашии теснейшим образом связано с особенностями их транспортно-географического положения. Все города, значительно выросшие за последние 80 лет непосредственно стоят на железной дороге и их промышленные функции теснейшим образом связаны с ними. В то же время такие города как Цивильск, Ядрин основанные в далеком прошлом на речных путях, но впоследствие обойденные железнодорожными магистралями развиваются слабо, несмотря на относительно хорошую связь с другими промышленными центрами речными и автодорогами.
Функциональный профиль городов Чувашии.
Все города Чувашии в зависимости от их промышленно-производственного потенциала можно отнести к четырем типам:
1. мелкие промышленные центры
2. средние промышленные центры
3. большой промышленный центр
4. крупный промышленный центр.
К мелким промышленным центрам относятся Козловка, Мариинский Посад, Цивильск, Ядрин. Имеют в своем составе небольшую группу мелких, как правило, производственно разных отраслей промышленности. Это предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья (маслозаводы, молокозаводы), предприятия по обеспечению населения самыми необходимыми продуктами питания (хлебозаводы), ремонтные предприятия, предприятия по обеспечению рациональной занятости населения (швейные цеха и фабрики) и др. Специализация таких центров выражена весьма нечетко. Прослеживаются следующие ее направления.
Козловка – машиностроение и пищевая (основные предприятия – комбинат автофургонов, маслозавод, хлебокомбинат).
Мариинский Посад – машиностроение и пищевая (основные предприятия – авторемонтный завод, опытно-экспериментальный завод, спиртзавод).
Цивильск – легкая и пищевая промышленность (ткацкая фабрика, хлебокомбинат, молокозавод).
Ядрин – легкая и пищевая промышленность (швейная фабрика, пищекомбинат, спиртзавод, маслозавод, хлебокомбинат).
Средние промышленные центры – Канаш, Алатырь, Шумерля. Имеют достаточно высокий промышленный потенциал. В состав производственного комплекса входит блок предприятий разных отраслей промышленности. Четко выражена специализация на машиностроение и металлообработку. Имеются достаточно крупные предприятия легкой и пищевой промышленности. Специализация по промышленным центрам выглядит следующим образом.
Канаш – машиностроение и пищевая промышленность (вагоноремонтный, авторемонтный, автоагрегатный заводы, завод резцов, завод электропогрузчиков, завод технологической оснастки, мясокомбинат, маслодельный завод).
Алатырь – машиностроение, легкая и пищевая промышленность (механический завод, "Электроприбор", электромеханический завод, "Электроавтомат", мясокомбинат, сыркомбинат, обувная фабрика).
Шумерля – машиностроение, легкая и пищевая промышленность) комбинат автофургонов, завод спецавтомобилей, кожгалантерейная фабрика, мясокомбинат, пищекомбинат, маслозавод).
Большой промышленный центр – Новочебоксарск. Имеет высокий промышленный потенциал. Блок промышленных предприятий разнообразен. Специализация отчетливо выражена. Это электроэнергетика (ТЭЦ, Чебоксарская ГЭС), производство стройматериалов (ЖБК, завод стройматериалов, асфальтобетонный завод), легкая промышленность (хлопкопрядильная фабрика).
Крупный промышленный центр – Чебоксары. Имеет очень высокий промышленный потенциал. Производственный комплекс сложен и разнообразен. Доминирующее положение занимает машиностроение и металлообработка, представленные широким спектром производств. Это и тракторное машиностроение (завод промышленных тракторов, агрегатный завод) и электротехника (электроаппаратный завод, "Чувашкабель") и приборостроение ("Электроприбор", "Энергозапчасть", "Текстильмаш"). Хорошо развита легкая промышленность, где представлено и текстильное (хлопчатобумажный комбинат, лентоткацкая фабрика) и трикотажное (чулочно-трикотажная фабрика) и швейное производства. Третье место по значению занимает производство строительных материалов. Имеющиеся здесь производства: завод стройматериалов, ЖБК, "Стройкерамика" и др. Как отрасль специализации можно рассматривать и пищевую промышленность.
Таким образом, в зависимости от промышленно-производственного потенциала и особенностей производственного комплекса все города Чувашии можно отнести к следующим типам:
1. Мелкие промышленные центры, как правило, с нечетко выраженной производственной специализацией (Козловка, Мариинский Посад, Цивильск, Ядрин).
2. Средние и полусредние промышленные центры со специализацией на машиностроении и металлообработке (Канаш, Алатырь, Шумерля).
3. Большой промышленный центр со специализацией на электроэнергетике и производстве стройматериалов (Новочебоксарск).
4. Крупный промышленный центр со специализацией на машиностроении и металлообработке, легкой промышленности и производстве строительных материалов (Чебоксары).
Место городов в системе расселения.
Города являются главными поселениями в сети населенных пунктов Чувашии. Однако значение их в этой сети различно.
В северной части территории республики расположен город Чебоксары. Это столица республики, республиканский центр. В поле его тяготения попадают все города республики, но интенсивность связей Чебоксар с другими городами убывает к периферии.
Особенно тесными оказываются связи с городами ближнего пригорода – Новочебоксарском, Мариинским Посадом, Цивильском. Находясь в зоне часовой доступности, эти города имеют разнообразные связи с республиканским центром – трудовые, инфраструктурные, культурно-бытовые, производственные и др. Наличие прямого транспортного сообщения с республиканским центром способствует развитию маятниковых миграций населения. Менее прочными оказываются связи столицы республики с городами дальнего пригорода – Шумерлей, Канашом, Ядрином, Козловкой. Наименее тесными являются связи Чебоксар с единственным городом периферии – Алатырем.
Поля тяготения создает не только республиканский центр, но и другие города. По влиянию на окружающую территорию различают:
1) города – межрайонные центры;
2) города – районные центры;
3) города без районообразующих функций.
Влияние первых распространяются на территорию нескольких административных районов; вторые – на территорию своего административного района; третьих – не выходит за рамки своей городской черты.
Представляется, что развитым межрайонным центром в республике является город Канаш. Он удачно географически расположен и на нем замыкаются транспортно-инфраструктурные связи всех административных районов юго-востока республики – Шемуршинского, Батыревского, Яльчикского и Вурнарского.
Претендует на роль межрайонного центра и Шумерля. В отличие от Канаша географически она расположена не слишком удачно – лежит практически на западной границе республики. "Накрывает" своим влиянием Шумерля два административных района – Порецкий и Красночетайский.
Пять городов в Чувашии имеют полем тяготения только свой административный район. Это Козловка, Цивильск, Мариинский Посад, Ядрин и Алатырь.
Наиболее развитым районным центром такого типа можно считать Алатырь, поскольку велик его социально-экономический потенциал и тяготеющая территория находится на периферии республики, не перекрываясь влиянием других крупных центров.
На следующую ступень можно поставить Козловку и Ядрин. Эти малые города, которые расположены далеко от республиканского центра и имеют со своими районами тесные хозяйственные связи.
Свое отдельное место занимают Цивильск и Мариинский Посад. Это такие малые города, но находящиеся в зоненепосредственного тяготения республиканского центра или агломерированные города с функциями районных центров.
Особняком в группе городов Чувашии стоит Новочебоксарск. Это город-спутник Чебоксар, находящийся от республиканского центра в непосредственной близости и не имеющий сколько-нибудь значительной тяготеющей территории.
Таким образом по месту в системах расселения в Чувашии выделяются следующие типы городов:
1) республиканский центр – Чебоксары;
2) межрайонные центры – Канаш, Шумерля;
3) районные центры периферии республики и дальние пригороды Чебоксар – Алатырь, Козловка, Ядрин;
4) агломерированные города с функциями районных центров – Цивильск, Мариинский Посад;
5) агломерированные города без функций районных центров – Новочебоксарск.
Людность городов Чувашии и ее динамика.
В 9 городах Чувашии на 01 января 2007 года проживало 736,5 тысяч человек, что составляет 57,3% от всего населения республики.
Города значительно различаются по численности проживающего в них населения. Все города республики можно разделить на 4 группы:
1. крупные, с численностью населения 250-500 тыс. человек,
2. большие, с численностью населения 100-250 тыс. человек,
3. средние, с численностью населения 50-100 тыс. человек,
4. малые, с численностью населения менее 50 тыс. человек.
Крупный город в Чувашии один. Это столица Республики – Чебоксары. В 2007 году проживало 461,2 тыс. человек.
Большой город в области также один. Это город-спутник Новочебоксарск. В нем насчитывается 124,2 тыс. жителей.
К группе средних городов относится также один город. Это Канаш. В нем проживает 53,7 тыс. человек.
Самыми крупными группами, по количеству принадлежащих городов, являются полусредние (20-50 тыс. жителей) и малые города (до 20 тыс. жителей). К полусредним относятся 2 города: Алатырь (46,2 тыс. жителей), Шумерля (39,5 тыс. жителей). К малым – 4: Козловка (12,7 тыс. жителей), Мариинский Посад (11,0 тыс. жителей), Ядрин (11,0 тыс. жителей), Цивильск (11,0 тыс. жителей). В общей сложности в малых и полусредних городах проживает 131,4 тыс. человек.
Города – устойчивая группа поселений. За последние 20 лет количество городов в республике не изменилось. Однако произошло перераспределение городов разными их группами.
Так из категории малых городов в категорию средних перешел город Канаш. Быстрорастущий Новочебоксарск, хотя и возник всего 41 год назад, тем не менее не долго был в категории малых, затем средних городов. Сейчас город по праву относится к крупным городам.
Распределение населения по различным типам городов в Чувашии выглядит следующим образом:
1. 59,8% городских жителей проживает в столице республики,
2. 17,0% горожан проживает в малых и полусредних городах,
3. 16,1% горожан проживает в большом городе,
4. 6,9% горожан проживает в среднем городе.
Значение разных типов городов в размещении городского населения республики меняется. Здесь наблюдаются следующие тенденции:
- во-первых, происходит относительная концентрация городского населения в крупном и большом городах. В Чебоксарах и Новочебоксарске проживает почти 77% всего городского населения Чувашии,
- во-вторых, снизилась доля малых и полусредних городов. С 1979 по 2007 гг. она уменьшилась с 29% до 17,8%. Это изменение произошло из-за роста численности населения города Канаша, теперь он считается средним городом.
Анализ учебных программ и учебников по географии Чувашии.
Место изучения городов Чувашии в географии своего края.
Города Чувашии необходимо изучать в курсе экономической географии России – 9 класс. Место темы авторы определяют по разному. В программе базового содержания географического образования Т.П.Герасимова предлагает тему: "Численность и плотность населения, размещение. Трудовые ресурсы", где необходимо рассмотреть и население своей республики. Также она предлагает практическую работу: "Выявление изменений соотношения городского и сельского населения (по диаграммам). Выявление особенностей размещения городского и сельского населения (по карте "Плотность населения"). Выявление особенностей городского и сельского населения своего края".
Конкретной темы "Города своего края" нет. Города Т.П.Герасимова предлагает изучать в теме "Экономические районы России", где характеристика всех экономических районов дается по одному плану и упоминаются крупные города данного экономического района. Есть в программе Т.П.Герасимовой сноска, где говорится, что своя область (край) изучается как составная часть знаний об экономическом районе, в который она входит. Я считаю, что такой подход к изучению своего края будет недостаточным, ведь в первую очередь ребята должны знать и любить свой край, свой город.
В программе по географии для массовых общеобразовательных и инновационных школ А.С.Ермошкиной, также не предусматривается изучение населения или городов своего края. Изучается в целом население России. Это является существенным пробелом.
В программе предложенной В.Я. Ромом, В.П.Дроновым города изучаются в теме "Урбанизация в России". Он предлагает изучение крупных городов и агломераций и уделяет внимание проблеме малых городов. Темы по изучению городов своего края, также нет. Есть блок под № 3 "Географические особенности и проблемы родного края", где даются общие методические рекомендации. Темы занятий по этому разделу очевидно остаются на усмотрение учителя.
Авторы программы базово-географического образования А.В.Доринский, И.В.Асеев, также не предусматривают изучение городов своего края. Изучается население в целов в России.
Программа предложенная авторами Э.В. Ким, А.П. Кузнецовым, Г.Я. Лисенковой, С.Н. Трудневой, также не предусматривает изучение городов своего края, хотя предлагается в разделе "Население" изучение городов-гигантов на фоне малых и средних городов.
Тематическое планирование по теме "Города Чувашии".
Тема урока | Цель урока | Методы и приемы | Оборудование |
1. История возникновения городов (3 урока). | Познакомить с историей возникновения городов. | Беседа, рассказ учителя, доклады учащихся о городах, практическая работа с контурными картами. | Карта Чувашии, контурная карта. |
2. Транспортно-географическое положение городов Чувашии. | Дать оценку транспортно-географического положения городов Чувашии, его влияние на развитие городов. | Беседа, рассказ учителя, практическая работа с контурными картами. | Карта Чувашии, контурная карта. |
3. Функциональный профиль городов Чувашии. | Дать понятие о специализации городов Чувашии. Провести градацию городов по особенности функционального профиля. | Объяснение, рассказ, беседа, практическая работа. | Карта Чувашии, контурная карта. |
4. Место городов в системе расселения. | Дать понятие города. Межрайонные центры, районные центры, города без районообразующих функций. Провести градацию городов. | Объяснение, рассказ, беседа, практическая работа. | Карта Чувашии, контурная карта. |
5. Людность городов Чувашии и ее динамика. | Познакомить с расселением населения республики. Показать место городов в системе расселения. Провести градацию городов по людности. Проанализировать динамику людности населения республики. | Беседа, рассказ, объяснение, самостоятельная работа. | Карта Чувашии, контурная карта, статистический материал. |
Анализируя программы необходимо отметить, что большинство авторов не уделяют достаточного внимания изучению городов и тем более городов своего края, а ведь это существенный пробел в знаниях учащихся.
Часто школьники знают лучше соседние регионы, чем свой край. Возможно это невнимание к городам и населению своего края связано с недостатком информации, знаний, методических разработок по данной теме. Но именно вопросы о городах своей республики вызывают у учеников неподдельный интерес, ведь здесь их знания основаны на их опыте, каждый ученик сможет дополнить учителя и конечно, вынести для себя много нового.
Я считаю, что изучение городов своего края необходимо вынести на отдельные уроки в конце учебного года. В учебнике Э.Я.Дмитриева, В.Ф.Кудров География Чувашской АССР, 1985, города изучаются после рассмотрения населения и общей характеристики хозяйства республики, до изучения транспорта республики. Я бы рассмотрение транспорта и транспортно-географического положения республики начала раньше изучения городов, т.к. транспорт играет важную роль в формировании, развитии, процветании или упадке экономической базы города.
Города в учебниках Е.И.Арчиков, З.А.Трифонова География Чувашской Республики, (1998)2002, рассматриваются упрощенно, нет классификации городов по генезису, функциональному профилю, транспортно-географическому положению и т.д. Каждый город как бы рассматривается "сам по себе", нет их общего обзора, мало уделено внимания истории формирования городов.
Делая вывод необходимо указать, что изучать свой край и города своего края необходимо и материалы этой методической разработки окажут в ней неоценимую помощь при подготовке к урокам.
Урок по теме: "История возникновения и экономико-географическое положение городов Чувашии".
Цели урока:
1. Познакомить с историей возникновения городов Чувашии, провести классификацию городов по их генетическим типам.
2. Дать оценку экономико-географического положения городов республики.
3. Сравнить города по удаленности от республиканского центра, сформировать понятие" "дальний пригород", "ближний пригород", "периферийная зона".
4. Оценить транспортно-географическое положение городов.
5. Дать понятие "республиканский центр", "районный центр", "межрайонный центр", "города не имеющие районообразующих функций".
6. Продолжить формировать умения:
- работать с географическим текстом и картами различного содержания,
- заполнение контурных карт,
- составление диаграмм,
- построение графиков и схем.
Оборудование.
- карта Чувашии,
- контурные карты республики,
- сборник статистического управления.
Рекомендации к проведению занятия.
Изучение данного материала целесообразно проводить в форме лекции, с сочетанием самостоятельной работы учащихся.
Урок следует начать с рассказа учителя о истории заселения Чувашии. Этим рассказом учитель создает эмоциональный настрой в класс. Обращая внимание на то, что современная сеть городов республики – это результат длительного исторического развития, дается классификация городов республики по времени возникновения:
1. Города старые, возникшие как города-крепости на Волге и Суре;
2. Города, выросшие из волжских сел-пристаней;
3. Города относительно молодые, выросшие из железнодорожных станций на линии Москва – Казань.
4. Город молодой, спутник, выросший практически на пустом месте во второй половине XX века.
После этого учащиеся на контурной карте Чувашии, с отмеченными на ней городами, закрашивают пунсоны в соответствии с генезисом городов. В условных обозначениях дается объяснение каждого цвета.
Затем классом заслушиваются доклады учащихся о истории возникновения городов из каждой группы (соответственно Ядрин, Мариинский Посад, Шумерля, Новочебоксарск), подготовленные по материалам данной методической разработки.
После этого учащиеся выясняют количество городов Чувашии. В тетради чертится таблица, заполнение которой будет проводиться на протяжении всего урока.
Название города. | Генетический тип. | Удаленность от республиканского центра. | Районообразующие функции. | Транспортно-географическое положение. |
Заполняются две первые графы таблицы. Далее, опираясь на личный опыт учащихся, выясняется за какое время можно добраться от Чебоксар до различных городов республики. Дается понятие "зона часовой доступности или ближний пригород", "зона двухчасовой доступности или дальний пригород" и "периферийная зона".
На контурной карте вычерчиваются и заштриховываются все эти зоны. Выясняются связи, существующие между городами и столицей республики. Учителем разъясняется, что с удалением от республиканского центра интенсивность этих связей снижается.
Учащиеся самостоятельно заполняют третью графу таблицы.
Далее по карте Чувашии и справочнику "Административно-территориальное деление Чувашии" учащиеся выясняют районообразующие функции городов. Заполняют четвертую графу таблицы. На контурной карте Чувашии различным цветом показывают республиканский центр, районные центры.
По методическому пособию "География Чувашии" и карте выясняются какие транспортные магистрали проходят через Чувашию, их значение для экономики республики, роль Волги для экономики республики.
В соответствии с этим дается типология транспортно-географического положения городов Чувашии:
1) города, расположенные на железнодорожной ветке;
2) города, расположенные на железнодорожной магистрали;
3) города, расположенные в узле железных дорог;
4) города, расположенные на межобластной автомагистрали;
5) города, расположенные на внутриреспубликанской автомагистрали;
6) города, расположенные в узле межобластных автомобильных дорог;
7) города, расположенные в узле внутриреспубликанских автомобильных дорог;
8) города, расположенные на водной магистрали (Волга);
9) города, расположенные на водной транспортной артерии (Сура).
Заполняется пятая графа таблицы.
В качестве домашнего задания определяется следующая ситуация: "Шумерля считается межрайонным центром. Обоснуйте это. Выясните, какие моменты экономико-географического положения города этому способствуют. Какие районы к нему тяготеют. Какие существуют между ними связи”.
К итоговому занятию можно предложить ребятам подготовить реферат на тему: “Наши города”. Любой город необходимо описать по плану:
1. Физико- и экономико-географическое положение.
2. История возникновения.
3. Характеристика основных функций.
4. Население города: людность и ее динамика, половозрастная структура, национальный состав.
5. Архитектура, культурно-исторические памятники.
6. Знаменитые люди.
Для написания реферата можно пользоваться третьей главой данной методической разработки, а также сборником статистического управления.
Конференция на тему: “Население Чувашии”.
Учебно-воспитательные задачи:
- Помочь школьникам осознать значимость, количество национального состава, плотности, уровня образования населения Чувашии.
- Продолжить формировать умения по работе с текстом, картой, статистическим материалом.
- Помочь учащимся выявить основные экономические и экологические проблемы и попытаться найти их пути решения.
Оборудование:
- сборник статистического управления,
- справочник “Административно-территориальное деление Чувашии”,
- карта Чувашии.
Рекомендации к проведению конференции:
I этап. Подготовительный.
Участвует весь класс. Материал подбирает учитель и раздает ученикам.
Класс делят на группы по количеству вопросов, которые будут рассматриваться. В каждой группе вопрос разбивается еще на несколько подтем. Отдельно – группа “журналистов”. Они задают вопросы под контролем учителя.
Вопросы к конференции:
1. Используя материалы сборника статистического управления установить, как изменяется численность населения Чувашии, численность городского и сельского населения.
2. На примере трех городов республики охарактеризовать проблемы их развития: с чем связан быстрый (медленный) рост численности населения, какие социальные и экологические проблемы наблюдаются в этих городах.
В классе выделяют три группы, изучающие проблемы развития каждого города и докладывающие их на конференции. Остальные учащиеся принимают участие в дискуссии и оценивают разработки каждой группы (по материалам данной методической разработки, по сборнику статуправления).
3. Используя сборники статуправления выделить ареалы с самой высокой плотностью населения:
а) Какие различия в плотности населения существуют в республике.
б) Где сосредоточены районы высокой плотности населения, с чем это связано.
в) Какие экологические и социальные проблемы возникают в связи с этим.
4. Выясните основные занятия населения Чувашии.
5. Выясните особенности национального состава населения республики: быт, обычаи, обряды, религиозные традиции чувашей.
II этап. Проведение самой конференции (45 минут).
III этап. Подведение итогов. Учитель или ученики оформляют стенды и проводят устный анализ.
Литература.
- Адамеску А.А., Акиньшин Н.Н. Проблемы развития и размещения производительных сил Волго-Вятского района. – М.: Мысль,1974
- Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. – М.: Мысль, 1983
- Андреев С.И. Почвы Чувашской АССР. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980
- Арчиков Е.И. География Чувашской Республики. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1998
- Арчиков Е.И., Трифонова З.А. География Чувашской Республики. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002
- Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. – М.: Географгиз, 1956
- Викторов В.Н. Население и трудовые ресурсы Чувашской АССР – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981
- Волго-Вятский район (экономико-географическая характеристика /под редакцией Г.П.Матвеева/) – М.: Географгиз, 1961
- Вопросы социологии и демографии Чувашской АССР (сб.статей) – Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1978
- Городское население Чувашской АССР: (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) /Чувашреспупрстат/ – Чебоксары, 1990
- Димитриев А.Д. Экология Чувашской республики. – Чебоксары: Чув.кн.изд-во, 1996
- Дмитриев С.К. Городское населении Чувашии во второй половине XIX – начале XX века /из истории дореволюционной Чувашии/ – Чебоксары, 1990
- Дмитриева Э.Я., Кудров В.Ф. География Чувашской АССР (учебное пособие для 7-8 классов средней школы). – Чебоксары: Чув.кн. из-во, 1985
- Дмитриева Э.Я. Города Чувашии. – Чебоксары: Чув.кн. из-во, 1984
- Иванов В.П. Национальный состав населения Чувашии //Иванов В.П. Расселение и численность чувашей: Этнографический отчерк// – Чебоксары, 1992
- Кибальчич О.А., Лейзерович Е.Е., Шопхоев Е.С. Дробное экономическое районирование Волго-Вятского района. – В сб.: Теоретические и прикладные вопросы Экономической географии. – М., 1975
- Кудрявцев О.А. Концепция каркаса расселений: сущность и значение. – Архитектура СССР, 1981
- Лаппо Г.М. Опорный каркас территориальной структуры народного хозяйства. – В сб.: Территориальная организация производительных сил СССР. – М., 1978
- Малый город. Социально-демографическое исследование небольшого города. /отв.ред. Хореев Б.С./ – М.: Изд.Моск.ун-та, 1972
- Национальный состав населения Чувашской АССР: (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г.) /Чуваш.респ.упр.стат./ – Чебоксары, 1990
- Население и трудовые ресурсы Чувашской Республики. – Чебоксары: Из-во Чуваш.ун-та, 1992
- Общие сведения о Чувашской Республике /Иванов Л.Н. Социально-экономические и медико-биологические аспекты экологии Чувашии/ – Чебоксары, 1996
- Опорные центры расселения. Сборник научных трудов. – Горький: Изд-во Горьк.пед.ин-та, 1983
- Орфанов И.К. Районные центры Волго-Вятского экономического района и тенденции их развития. – В сб.: Теоретические и прикладные вопросы экономической географии. – М., 1975
- Покшишевский В.В. Население и география. – М.: Мысль, 1978
- Сборник программ для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 5-10 классы (География). – М.: Просвещение, 2006
- Соколов А.П. Динамика национального и языкового состава городского населения Чувашской АССР. – Чебоксары, 1976
- Социально-демографическая обстановка в Чувашской Республике в условиях рынка. (ЧГУ: Отв.ред.Л.П.Кураков. – Ч: Из-во Чув.ун-та), 1992
- Хореев Б.С. Проблемы городов. – М.: Мысль, 1975
- Хореев Б.С. Территориальная организация общества. – М.: Мысль, 1981