Цели:
- познакомить учащихся с буквой П, п и со звуками, которые обозначают эти буквы;
- продолжить работу по словообразованию;
- расширять кругозор детей, развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
- воспитывать самокритичность, активность.
Ход урока
Организационный момент.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.
Актуализация опорных знаний.
На доске записаны слова, по которым вы догадаетесь, какой у нас урок.
I Вариант – осел, барабан, утка, чашка, енот, нитки, игра, ель.
(Обучение грамоте)
II Вариант – гусь, ракета, астра, медведь, облако, тетрадь, ежи.
А для чего нужен нам этот урок? (чтобы учить звуки и буквы, учиться писать слова и предложения).
Сегодня мы продолжим учиться на нашем уроке.
Формирование новых знаний.
Отгадайте загадки.
Какой одинаковый звук есть в отгадках?
Жует, а есть, не ест! (пила).
Всякому мальчику по чуланчику! (перчатка).
Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает! (пылесос).
Хвост серпом, голова с гребешком! (петух).
Что можете о них сказать? (Согласные, т.к. их нельзя петь, воздух встречает во рту преграду; глухие, т.к. не чувствуем дрожи в горле, когда кладем пальцы на горло; [п] – [п‘] – могут быть твердые и мягкие. Звуки [п] – [п‘] – обозначаются буквой П).
Очень важно не путать звуки [б] и [п].
Игра “Звонкий-глухой”
Если в слове согласный звук [п] – встают мальчики, если [б] – встают девочки. (пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, баран, белка, Буратино, береза).
Физминутка.
Вы, наверное, устали? Да
И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: “ш-ш-ш!”
Пошипели, помолчали
И за кустиком пропали.
Работа с учебником стр.147.[1]
Чтение слогов парами.
Чтение “столбиков” слов (1-2 столб. – чтение "за диктором"; 3-4 столб. – чтение “цепочкой”).
Штриховка.
Ребята, а буква П может появиться прямо у вас сейчас. На парте у вас лежит буква Г. Разверните её. Что заметили? (получилась буква П). Заштрихуем любым цветом.
Работа по карточкам.
У вас есть листочки, на которых написаны предложения.
Прочитать предложения. Посчитать сколько слов с буквой П.
Папа.
У папы пила.
Папа пилил.
Он делал полку.
Сын помогал папе.
Папа и сын работали.
Игра “Превращение слов”.
Физминутка.
Перебираем слова со звуком [п]. “на полу” – приседаем, а если “на потолке” встаем и поднимаем руки вверх. (плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок).
Скороговорка.
Разучивание скороговорки.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
Почему мы взяли эту скороговорку? (Часто встречается звук [п]).
Формирование практических умений и навыков.
Творческая работа.
Придумать предложения, чтобы почти все слова начинались со звука [п]. (см. Приложение1)
Итог урока.
С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
Какие она обозначает звуки?
Какую скороговорку мы выучили?
Самооценка.
Какое у вас настроение? Давайте сделаем его еще лучше и украсим наш луг цветами.
Если считаете, что работали хорошо – красными цветами.
Если не достаточно хорошо – желтыми цветами.
Если что-то не получилось – синими цветами.
Каких цветов больше? Молодцы.
Урок окончен.
Приложение1
Творческие работы детей.
Якушева Саша.
Петушок Петя проснулся, потянулся. Подумал: “Пора петь петушиную песню”. Просыпайтесь поросенок Пик, пёс Пират, пчелка Паня, паучок Пум. Пора за работу.
Хализева Даша.
Папа пошел в парк. Пеликан плавает в пруду. Петушок Петя пошел погулять в поле. Павлик получил пятерку. Папа поехал за подарком Пете.
“Рисунок 1”
Борщев Коля.
Придумал поросенок Пятачок праздник. Пригласил пёсика Персика. Позвал петуха Петю. Принесли Пяточку подарки: пироги, пломбир. Приглашенные пели песни. Праздник прошел прекрасно, просто превосходно. Поздравляем!!!
“Рисунок 2”
Корныльева Соня.
Петушок поет песню. Полина пляшет польку. Папа принес полынь. Пушистый птенец пищал.
“Рисунок3 ”
Тунин Никита.
Папа Пети пожарник. Папа пригласил Петю в парк. Петя покатался на паровозике. Петя покормил птиц и пони.
“Рисунок 4”
Литература:
- Грамота. Учебник для 1 класса. Под. ред. Л.Е.Журовой. 2001г.
- В.В. Волина. Учимся играя. М. "Новая школа" 1994г.
- И.А. Гимпель. Азбука от А до Я. Мн.. "Асар" 1997г.