Урок обучение грамоте. Тема: "Знакомство с буквой П, п, звуками (п), (п')

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить учащихся с буквой П, п и со звуками, которые обозначают эти буквы;
  • продолжить работу по словообразованию;
  • расширять кругозор детей, развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
  • воспитывать самокритичность, активность.

Ход урока

Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

Актуализация опорных знаний.

На доске записаны слова, по которым вы догадаетесь, какой у нас урок.

I Вариант – осел, барабан, утка, чашка, енот, нитки, игра, ель.

(Обучение грамоте)

II Вариант – гусь, ракета, астра, медведь, облако, тетрадь, ежи.

А для чего нужен нам этот урок? (чтобы учить звуки и буквы, учиться писать слова и предложения).

Сегодня мы продолжим учиться на нашем уроке.

Формирование новых знаний.

Отгадайте загадки.

Какой одинаковый звук есть в отгадках?

Жует, а есть, не ест! (пила).

Всякому мальчику по чуланчику! (перчатка).

Он охотно пыль вдыхает, не болеет, но чихает! (пылесос).

Хвост серпом, голова с гребешком! (петух).

Что можете о них сказать? (Согласные, т.к. их нельзя петь, воздух встречает во рту преграду; глухие, т.к. не чувствуем дрожи в горле, когда кладем пальцы на горло; [п] – [п‘] – могут быть твердые и мягкие. Звуки [п] – [п‘] – обозначаются буквой П).

Очень важно не путать звуки [б] и [п].

Игра “Звонкий-глухой”

Если в слове согласный звук [п] – встают мальчики, если [б] – встают девочки. (пенал, помидор, петух, плот, Петя, парта, баран, белка, Буратино, береза).

Физминутка.

Вы, наверное, устали? Да
И поэтому все встали,
Дружно вытянули шеи
И, как гуси, зашипели: “ш-ш-ш!”
Пошипели, помолчали
И за кустиком пропали.

Работа с учебником стр.147.[1]

Чтение слогов парами.

Чтение “столбиков” слов (1-2 столб. – чтение "за диктором"; 3-4 столб. – чтение “цепочкой”).

Штриховка.

Ребята, а буква П может появиться прямо у вас сейчас. На парте у вас лежит буква Г. Разверните её. Что заметили? (получилась буква П). Заштрихуем любым цветом.

Работа по карточкам.

У вас есть листочки, на которых написаны предложения.

Прочитать предложения. Посчитать сколько слов с буквой П.

Папа.

У папы пила.

Папа пилил.

Он делал полку.

Сын помогал папе.

Папа и сын работали.

Игра “Превращение слов”.

Физминутка.

Перебираем слова со звуком [п]. “на полу” – приседаем, а если “на потолке” встаем и поднимаем руки вверх. (плинтус, лампа, паркет, побелка, палас, паучок).

Скороговорка.

Разучивание скороговорки.

Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

Почему мы взяли эту скороговорку? (Часто встречается звук [п]).

Формирование практических умений и навыков.

Творческая работа.

Придумать предложения, чтобы почти все слова начинались со звука [п]. (см. Приложение1)

Итог урока.

С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

Какие она обозначает звуки?

Какую скороговорку мы выучили?

Самооценка.

Какое у вас настроение? Давайте сделаем его еще лучше и украсим наш луг цветами.

Если считаете, что работали хорошо – красными цветами.

Если не достаточно хорошо – желтыми цветами.

Если что-то не получилось – синими цветами.

Каких цветов больше? Молодцы.

Урок окончен.

Приложение1

Творческие работы детей.

Якушева Саша.

Петушок Петя проснулся, потянулся. Подумал: “Пора петь петушиную песню”. Просыпайтесь поросенок Пик, пёс Пират, пчелка Паня, паучок Пум. Пора за работу.

Хализева Даша.

Папа пошел в парк. Пеликан плавает в пруду. Петушок Петя пошел погулять в поле. Павлик получил пятерку. Папа поехал за подарком Пете.

“Рисунок 1”

Борщев Коля.

Придумал поросенок Пятачок праздник. Пригласил пёсика Персика. Позвал петуха Петю. Принесли Пяточку подарки: пироги, пломбир. Приглашенные пели песни. Праздник прошел прекрасно, просто превосходно. Поздравляем!!!

“Рисунок 2”

Корныльева Соня.

Петушок поет песню. Полина пляшет польку. Папа принес полынь. Пушистый птенец пищал.

“Рисунок3 ”

Тунин Никита.

Папа Пети пожарник. Папа пригласил Петю в парк. Петя покатался на паровозике. Петя покормил птиц и пони.

“Рисунок 4”

 

Литература:

  1. Грамота. Учебник для 1 класса. Под. ред. Л.Е.Журовой. 2001г.
  2. В.В. Волина. Учимся играя. М. "Новая школа" 1994г.
  3. И.А. Гимпель. Азбука от А до Я. Мн.. "Асар" 1997г.