Использование дополнительных источников информации на уроках литературного чтения. Д.Мамин-Сибиряк. "Сказка про Воробья Воробьеича и Ерша Ершовича"

Разделы: Начальная школа


Цель: Ознакомление учащихся с произведением с использованием различных, дополнительных источников информации.

Задачи:

І. Образовательные:

  • совершенствовать умения литературоведческого анализа текста: структурного, лексического, логического.
  • совершенствовать навык беглого чтения.

ІІ. Развивающие:

  • развивать познавательную мотивацию учащихся на основе использования дополнительных источников информации.

ІІІ. Воспитательные:

  • воспитывать сознательную дисциплину, умение высказываться и выслушивать других.

Оборудование:

  • учебник “Литературное чтение”. 2 класс. Ефросининой Л.А.;
  • рабочая тетрадь;
  • иллюстрации птиц, рыб;
  • энциклопедия “Я познаю мир”;
  • запись голосов птиц, плеск воды;
  • раздаточный материал для учеников.

. План урока.

1. Организационный момент 1 м.
2. Упражнения для активизации органов речи, для развития голоса 2 м.
3. Изучение нового
1) Игра “Кто быстрей?”

а) узнай автора
б) доклад о писателе
в) узнай жанр произведения
г) узнай главных героев

2 м.
2 м.
1 м.
1 м.
2) Выявление объема знаний по теме 2 м.
3) Сообщение докладов, прослушивание записи голосов 5 м.
4) Чтение сказки учителем 2 м.
5) Логический анализ текста 4 м.
6) Моделирование 6 м.
7) Чтение сказки детьми 7 м.
8) Сообщение доклада 2 м.
9) Работа в тетради 4 м.
4. Обзор книг Д.Н.Мамина-Сибиряка 2 м.
5. Домашнее задание 1 м.
6. Итог 1 м.

Ход урока

1. Организационный момент

- Закончилась перемена,

Прозвенел звонок.

И мы начинаем

Чтения урок.

Тихо сели.

- Но сначала я хотела бы узнать ваше настроение, покажите его нашим гостям, хочу чтобы оно осталось таким до конца дня.

<Рисунок 1>

2. Упражнения для активизации органов речи (для развития голоса) – скороговорка.

…Воробей просил ворону

Ерша вызвать к телефону…

- Посмотрите на доску. Что написано?

(скороговорка)

- Читаем ее шепотом.

- Читаем ее громко.

- Читаем с вопросом.

- Читаем с чувством.

- Читаем повышая-понижая голос:

3. Изучение нового.

1) Игра “Кто быстрей?”

а) зачеркни повторяющиеся буквы, из оставшихся получи слово и

прочитай фамилию автора (букву М не трогать)

<Рисунок 2>

В Ы М С Я
Г А Ф Т Ю
С Л Е М Я
И Ф Г В Ы
Ю Е Л Т Н

б) биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик)

“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.

Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ “Емеля-охотник” был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ

“Зимовье на Студеной” писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности. В журнале “Детское чтение” им было напечатано более 600 произведений для детей.”

в) – Какое произведение Мамина-Сибиряка будем читать догадаетесь сами, если в пропущенных клеточках вставите глухие согласные.

<Рисунок 3> img3.gif (1555 bytes) (сказка)

г) – Отгадав ребусы, вы догадаетесь, о ком эта сказка.

<Рисунок 4>

1)

2) Ш Р Ё
(воробей) (ерш)

Вывод: Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про воробья и ерша; узнаете что-то новое (об этих животных); надеюсь на вашу активную работу.

2) Выявление объема знаний детей по теме.

- Что вы знаете про воробья?

- Про ерша?

3) Сообщение докладов; прослушивание записи.

- Обратимся к энциклопедии “Я познаю мир” стр. 258-260 (1 человек читает про воробья).

- Про ерша много узнала и расскажет нам…….. (1 человек).

Доклад о ерше.

“Ерш населяет большие реки и небольшие притоки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Цвет рыбы зависит от места обитания: ерш светлее в реках и озерах с песчаным дном, чем с илистым. Глаза у ерша большие, на выкате. Обычные размеры 10-15 см, вес 20-25 г, иногда достигает длины 25-30 см. и веса 200 г.

Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течении круглого года. Растет ерш медленно. Предельный возраст ерша 7-8 лет, но иногда доживает до 10 лет.

Ф-ка:

Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.

4) Чтение сказки учителем.

- Откройте учебник на стр.36.

- Я читаю сказку, а вы отметьте непонятные слова. (объяснение смысла слов)

5) Логический анализ текста. (работа по группам).

1 группа – “что понравилось в сказке?”

2 группа – “что не понравилось?” 4 чел.

6) Моделирование.

- Изобразим модель этой сказки.

- Приготовили листочки. Произведение какого жанра прочитали?

Доказать. (сказка, т. к………) Покажем на модели (круг).

- Какого вида? (о животных)

(круг коричневого цвета)

- А еще? Назовите автора. (Значит эта сказка авторская).

(прямоугольник красного цвета).

- Как озаглавил свою сказку?

(прямоугольник синего цвета).

Д. Мамин-сибиряк

<Рисунок 5>

Сказка про Воробья Воробеича
и Ерша Ершовича

- Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича”; сказка о животных).

Ф-ка:

Это правая рука,
Это левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева-быстрая река.
Обернулись мы и вот
Стало все наоборот.
Слева-шумная дубрава,
Справа-быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?

7) Чтение сказки детьми (парами).

- Работаем в парах.

- Читаем сказку сами друг другу: 1 чел. – 36 стр.; 2 чел. – 37 стр.

- Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).

- Почему так обращаются друг к другу?(жили в большой дружбе,уважают друг друга).

- Чем угощали друг друга? (см. текст).

- Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).

- Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).

8) Сообщение доклада.

- Но есть птичка, которая могла бы прийти в гости к ершу. Это воробей, но какой…….. нам расскажет……….

Доклад про оляпку.

“А кто из носатых на дно нырнет, да сухим из воды выйдет? Это оляпка- водяной воробей. Небольшая птица (длина тела 18-20 см.), плотного телосложения, с короткими крыльями и длинными сильными ногами. Они хорошо бегают, плавают и ныряют, могут, собирая пищу, бегать под водой по дну. За 15-20 секунд способна пробежать до 20 метров. Глубина погружения не превышает полутора метров”.

9) Работа в тетради. Стр. 14 (самостоятельно с взаимопроверкой).

4. Обзор книг Д.Н. Мамина-Сибиряка.

- Мы с вами ходили в библиотеку им. А.П.Гайдара, где познакомились с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, смотрели мультфильм, снятый по его сказке.

- А теперь послушаем школьного библиотекаря, который расскажет нам о книгах писателя.

5. Домашнее задание.

- Из рассказа библиотекаря мы узнали о том, что сказка, которую мы читали на уроке, дана в сокращении, поэтому нужно найти полный вариант и прочитать.

6. Итог.

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Что запомнилось?

- Трудно вам было?

- Какое у вас сейчас настроение? (показ рисунка)

- Спасибо за урок.

Литература.

  1. Учебник “Литературное чтение” часть 2. 2 класс, Москва “Вентана-Граф”, 1999 г., автор Ефросинина Л.А.
  2. “Литературное чтение” - рабочая тетрадь, Москва “Вентана-Граф”, 2004 г.
  3. “Русские писатели. Биобиблиографический словарь”. Под редакцией П.А.Николаева, Москва “Просвещение”, 1990 г.
  4. “Беседа с учителем. 2 класс”, Москва “Вентана-Граф”, 1999 г.
  5. Детская энциклопедия “Я познаю мир. Животные. Птицы. Рыбы”. Автор П.Р.Ляхов, Москва “Издательство АСТ”, 2003 г.
  6. Энциклопедия “Жизнь животных. Рыбы. Птицы”. Под редакцией Т.С.Расса. Москва “Просвещение”, 1971 г.
  7. Журнал “Начальная школа”, 2003 № 6; 2004 № 2.
  8. Приложение к журналу “Начальная школа” газета “1 сентября” 2004 г.