Цель: Ознакомление учащихся с произведением с использованием различных, дополнительных источников информации.
Задачи:
І. Образовательные:
- совершенствовать умения литературоведческого анализа текста: структурного, лексического, логического.
- совершенствовать навык беглого чтения.
ІІ. Развивающие:
- развивать познавательную мотивацию учащихся на основе использования дополнительных источников информации.
ІІІ. Воспитательные:
- воспитывать сознательную дисциплину, умение высказываться и выслушивать других.
Оборудование:
- учебник “Литературное чтение”. 2 класс. Ефросининой Л.А.;
- рабочая тетрадь;
- иллюстрации птиц, рыб;
- энциклопедия “Я познаю мир”;
- запись голосов птиц, плеск воды;
- раздаточный материал для учеников.
. План урока.
1. Организационный момент | 1 м. |
2. Упражнения для активизации органов речи, для развития голоса | 2 м. |
3. Изучение нового | |
1) Игра “Кто быстрей?” | |
|
2 м. 2 м. 1 м. 1 м. |
2) Выявление объема знаний по теме | 2 м. |
3) Сообщение докладов, прослушивание записи голосов | 5 м. |
4) Чтение сказки учителем | 2 м. |
5) Логический анализ текста | 4 м. |
6) Моделирование | 6 м. |
7) Чтение сказки детьми | 7 м. |
8) Сообщение доклада | 2 м. |
9) Работа в тетради | 4 м. |
4. Обзор книг Д.Н.Мамина-Сибиряка | 2 м. |
5. Домашнее задание | 1 м. |
6. Итог | 1 м. |
Ход урока
1. Организационный момент
- Закончилась перемена,
Прозвенел звонок.
И мы начинаем
Чтения урок.
Тихо сели.
- Но сначала я хотела бы узнать ваше настроение, покажите его нашим гостям, хочу чтобы оно осталось таким до конца дня.
<Рисунок 1>
2. Упражнения для активизации органов речи (для развития голоса) – скороговорка.
…Воробей просил ворону
Ерша вызвать к телефону…
- Посмотрите на доску. Что написано?
(скороговорка)
- Читаем ее шепотом.
- Читаем ее громко.
- Читаем с вопросом.
- Читаем с чувством.
- Читаем повышая-понижая голос:
3. Изучение нового.
1) Игра “Кто быстрей?”
а) зачеркни повторяющиеся буквы, из оставшихся получи слово и
прочитай фамилию автора (букву М не трогать)
<Рисунок 2>
В Ы М С Я Г А Ф Т Ю С Л Е М Я И Ф Г В Ы Ю Е Л Т Н
б) биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик)
“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.
Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ “Емеля-охотник” был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ
“Зимовье на Студеной” писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности. В журнале “Детское чтение” им было напечатано более 600 произведений для детей.”
в) – Какое произведение Мамина-Сибиряка будем читать догадаетесь сами, если в пропущенных клеточках вставите глухие согласные.
<Рисунок 3> | (сказка) |
г) – Отгадав ребусы, вы догадаетесь, о ком эта сказка.
<Рисунок 4> 1) |
2) | Ш | Р | Ё | ||
(воробей) | (ерш) |
Вывод: Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про воробья и ерша; узнаете что-то новое (об этих животных); надеюсь на вашу активную работу.
2) Выявление объема знаний детей по теме.
- Что вы знаете про воробья?
- Про ерша?
3) Сообщение докладов; прослушивание записи.
- Обратимся к энциклопедии “Я познаю мир” стр. 258-260 (1 человек читает про воробья).
- Про ерша много узнала и расскажет нам…….. (1 человек).
Доклад о ерше.
“Ерш населяет большие реки и небольшие притоки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Цвет рыбы зависит от места обитания: ерш светлее в реках и озерах с песчаным дном, чем с илистым. Глаза у ерша большие, на выкате. Обычные размеры 10-15 см, вес 20-25 г, иногда достигает длины 25-30 см. и веса 200 г.
Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течении круглого года. Растет ерш медленно. Предельный возраст ерша 7-8 лет, но иногда доживает до 10 лет.
Ф-ка:
Птички в гнездышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят.
4) Чтение сказки учителем.
- Откройте учебник на стр.36.
- Я читаю сказку, а вы отметьте непонятные слова. (объяснение смысла слов)
5) Логический анализ текста. (работа по группам).
1 группа – “что понравилось в сказке?”
2 группа – “что не понравилось?” 4 чел.
6) Моделирование.
- Изобразим модель этой сказки.
- Приготовили листочки. Произведение какого жанра прочитали?
Доказать. (сказка, т. к………) Покажем на модели (круг).
- Какого вида? (о животных)
(круг коричневого цвета)
- А еще? Назовите автора. (Значит эта сказка авторская).
(прямоугольник красного цвета).
- Как озаглавил свою сказку?
(прямоугольник синего цвета).
Д. Мамин-сибиряк |
<Рисунок 5>
Сказка про Воробья Воробеича |
- Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича”; сказка о животных).
Ф-ка:
Это правая рука,
Это левая рука.
Справа- шумная дубрава,
Слева-быстрая река.
Обернулись мы и вот
Стало все наоборот.
Слева-шумная дубрава,
Справа-быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
7) Чтение сказки детьми (парами).
- Работаем в парах.
- Читаем сказку сами друг другу: 1 чел. – 36 стр.; 2 чел. – 37 стр.
- Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).
- Почему так обращаются друг к другу?(жили в большой дружбе,уважают друг друга).
- Чем угощали друг друга? (см. текст).
- Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).
- Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).
8) Сообщение доклада.
- Но есть птичка, которая могла бы прийти в гости к ершу. Это воробей, но какой…….. нам расскажет……….
Доклад про оляпку.
“А кто из носатых на дно нырнет, да сухим из воды выйдет? Это оляпка- водяной воробей. Небольшая птица (длина тела 18-20 см.), плотного телосложения, с короткими крыльями и длинными сильными ногами. Они хорошо бегают, плавают и ныряют, могут, собирая пищу, бегать под водой по дну. За 15-20 секунд способна пробежать до 20 метров. Глубина погружения не превышает полутора метров”.
9) Работа в тетради. Стр. 14 (самостоятельно с взаимопроверкой).
4. Обзор книг Д.Н. Мамина-Сибиряка.
- Мы с вами ходили в библиотеку им. А.П.Гайдара, где познакомились с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка, смотрели мультфильм, снятый по его сказке.
- А теперь послушаем школьного библиотекаря, который расскажет нам о книгах писателя.
5. Домашнее задание.
- Из рассказа библиотекаря мы узнали о том, что сказка, которую мы читали на уроке, дана в сокращении, поэтому нужно найти полный вариант и прочитать.
6. Итог.
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Что запомнилось?
- Трудно вам было?
- Какое у вас сейчас настроение? (показ рисунка)
- Спасибо за урок.
Литература.
- Учебник “Литературное чтение” часть 2. 2 класс, Москва “Вентана-Граф”, 1999 г., автор Ефросинина Л.А.
- “Литературное чтение” - рабочая тетрадь, Москва “Вентана-Граф”, 2004 г.
- “Русские писатели. Биобиблиографический словарь”. Под редакцией П.А.Николаева, Москва “Просвещение”, 1990 г.
- “Беседа с учителем. 2 класс”, Москва “Вентана-Граф”, 1999 г.
- Детская энциклопедия “Я познаю мир. Животные. Птицы. Рыбы”. Автор П.Р.Ляхов, Москва “Издательство АСТ”, 2003 г.
- Энциклопедия “Жизнь животных. Рыбы. Птицы”. Под редакцией Т.С.Расса. Москва “Просвещение”, 1971 г.
- Журнал “Начальная школа”, 2003 № 6; 2004 № 2.
- Приложение к журналу “Начальная школа” газета “1 сентября” 2004 г.