Нетрадиционный урок истории "Звездный час" по теме "Россия в XVII в."

Разделы: История и обществознание


Класс: 7

Форма урока: игра “Звёздный час”.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация (приложение 2), оценочные листы для учащихся (приложение 1).

Цель: Контроль за уровнем знаний учащихся.

Задачи:

  1. Систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу Россия в XVII в.
  2. Развивать кругозор, познавательные потребности и интеллектуальные способности учащихся.
  3. Содействовать повышению культуры общения учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление цели урока и правил игры.

II. Основная часть.

1 тур “Даты”

1 этап

На экране:

1. 1613-1645 гг.
2. 1682 г.
3. 1632 г.
4. 1653-1655 гг.
5. 1654- 1667 гг.

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
  Церковная реформа патриарха Никона? 4
  Когда началась Смоленская война? 3
  Русско-польская война? 5
  Когда произошла отмена местничества? 2
  Годы правления Михаила Фёдоровича? 1
  О каком событии идёт речь: к середине XVII века стало ясно, что в русских церковных книгах много ошибок, которые необходимо исправить, необходимо изменить многие обряды, но мнения верующих в этом вопросе разделились. 4
  Какое событие произошло после воссоединения России с Украиной? 5
  Поводом, к какому событию послужила смерть Сигизмунда III? 3

Учащиеся заполняют оценочные листы.

2 этап

На экране:

1. 1649 г.
2. 1645- 1676 г.
3. 1670-1671 г.
4. 1689 г.
5. 1648 г.

Учитель читает вопросы.

Вопрос

ответ
1 В каком году было принято Соборное уложение? 1
2 В каком году произошёл Соляной бунт? 5
3 Годы правления Алексея Михайловича? 2
4 Назвать годы восстания Степана Разина 3
5 Второй Крымский поход В.В. Голицына? 4
6 Когда было окончательно оформлено крепостное право, закрепленное в основном законе страны? 1
7 О каком событии идет речь? Это событие началось походом за зипунами, затем превратилось в мощную волну народного движения. 3
8 Когда царь вынужден был не только отдать восставшим на расправу Плещеева, но и отправить в ссылку своего воспитателя Морозова? 5

Учащиеся заполняют оценочные листы.

3 этап

На экране

1. 1662 г.
2. 1654 г.
3. 1632-1634 гг.
4. 1687 гг.
5. 1676-1681 гг.

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1 1.В каком году произошёл Медный бунт? 1
2 Годы Русско-турецкой войны? 5
3 Первый крымский поход Голицына? 4
4 Переяславская Рада 2
5 Смоленская война? 3
6 О каком событии идёт речь: царь сам вел все переговоры с восставшими, давая обещания, но затем, собрав войска, жестоко с ними расправился. 1
7 Когда была открыта Славяно-греко-латинская академия? 4
8 Активным участником, какого события являлся Б. Хмельницкий? 2

Учащиеся заполняют оценочные листы.

2 тур “Исторические личности”

1 этап

На экране изображения с подписями:

1. Михаил Федорович
2. Алексей Михайлович
3. Никон
4. Аввакум
5. Б. Хмельницкий

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1 1. Кто стал первым русским царем из династии Романовых? 1
2 В годы царствования, какого царя существенной акцией Русского государства явилась борьба за воссоединение с Украиной? 2
3 Кто выступал выдающимся руководителем старообрядцев, и реформы Никона воспринял отрицательно? 4
4 Кто в 1658 г. в Успенском соборе публично отрекся от патриаршества и удалился в Новоиерусалимский монастырь? 3
5 При каком царе был создан “Приказ тайных дел”? 2
6 По просьбе кого 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше? 5
7 Кто за свою непокорность и непримиримость был заживо сожжен 11 апреля 1682г.? 4
8 Кто являлся сыном тушинского патриарха Филарета? 1
9 При каком правителе власть царя превращалась в абсолютную, не ограниченную другими органами управления? 2
10 Для суда над кем, был созван церковный собор в 1666г.? 3
11 Кто был руководителем восстания на Украине 1648-1654гг.? 5
12 Вступая на престол, какой царь обещал не править без Земского собора и Боярской думы? 1
13 Кому было поручено провести церковную реформу? 3
14 Кто является автором произведения “Житие протопопа…………” 4

Учащиеся заполняют оценочные листы.

2 этап

На экране:

1. Степан Разин
2. Симеон Полоцкий
3. Семен Дежнев
4. М. Стадухин
5. В.Поярков

Учитель читает вопросы.

Вопрос

ответ
1 Кто был приглашен в Москву для воспитания детей Алексея Михайловича? 2
2 Кто в ходе восстания 1670-1671г. предстал в облике крайне жесткого вождя, не щадившего не только врагов, но и ослушавшихся его приказы казаков? 1
3 Кто в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и крайнего Севера России? 3
4 Кто прошел через Становой хребет, дошел до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю? 4
5 По чьему предложению в 1665г. при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа? 2
6 Против кого воевода князь Ю.Барятинский возглавил карательную экспедицию в 1670г.? 1
7 Кто был организатором похода на реки Оймякон и Анадырь? 4
8 Кто в 1648г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой? 3
9 Кто руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья? 5
10 Под чьим предводительством было самое крупное народное выступление в 17 веке? 1
11 Кто стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану? 5

Учащиеся заполняют оценочные листы.

3 этап

1. Ф. Романов
2. Е. Хабаров
3. М. Шеин
4. С. Ушаков
5. В. Голицын

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1. Кто из них является художником 4
2. Назовите первопроходца 2
3. Филарет 1
4. Назовите людей являвшихся военачальниками 3,5
5. Кто был являлся соправителем и носил титул “великого государя” 1
6. Кто совершил два крымских похода 5
7. Кто является автором икон “Спас Нерукотворный” и “Троица”. 4
8. В честь кого на карте нашей страны названы город и железнодорожная станция на Дальнем Востоке. 2
9. Назовите полководца, участника Смоленской войны 3
10. Кто длительное время находился в польском плену. 1
11 Кто является автором “Чертежа реки Амур” 2
12 Кто из названных исторических деятелей трудился в Оружейной палате. 4

Учащиеся заполняют оценочные листы.

3 тур “Понятия”

1 этап

На экране:

1. Мануфактура
2. Крепостничество
3. Быдло
4. Протопоп
5. Поземельная подать

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1 Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной техники? 1
2 Обиходное название старшего православного священника (протоирея)? 4
3 В прямом значении рабочий скот; в переносном - люди, бессловесно выполняющие для кого-то тяжёлую работу 3
4 Налог, исчислявшийся из количества закреплённой земли? 5
5 Наиболее тяжёлая форма зависимости крестьян, проявлявшаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала? 2

Учащиеся заполняют оценочные листы.

2 этап

На экране:

1. Бобыль
2. Промышленник
3. Предприниматель
4. Владельческие крестьяне
5. Черносошные крестьяне

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1 1.Лицо, вложившие средства в развитие предприятия или какого-либо вида хозяйственной деятельности. 3
2 Представитель бедного, иногда без дворового зависимого населения, несшего сокращённые феодальные повинности? 1
3 Лицо, владеющее промышленным предприятием на правах частной собственности? 2
4 Лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности? 5
5 Крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций? 4

Учащиеся заполняют оценочные листы.

3 этап

На экране:

1. Всероссийский рынок
2. Подворная подать
3. Социальная база
4. Белые слободы
5. Мелкотоварное производство

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1 1.Название различных поселений, население которых временно освобождали от государственных повинностей? 4
2 Часть государственного налога, определенного властью для городской или сельской общины и распределенная между дворами? 2
3 Усиление хозяйственных связей и обмен товарами между различными частями России , основанный на экономической специализации территорий? 1
4 Система, основанная на производстве небольших партий товаров, предназначенных для продажи на рынке? 5
5 Категории населения, поддерживающие кого-либо? 3

Учащиеся заполняют оценочные листы.

4 этап

На экране:

1. Наемный труд
2. Голытьба
3. Гетман
4. Изразцы
5. Стан

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1 1. Керамические плитки для облицовки печей, стен и т.п.? 4
2 Административно-территориальные единицы, из которых состоял уезд? 5
3 До середины 17 века так называли на Украине главу реестровых казаков. 3
4 Городская и сельская беднота, не имевшая постоянного места жительства и нанимавшаяся на различные работы (их называли также “гулящими” людьми)? 2
5 Труд работников, лишенных средств производства и вынужденных продавать свою рабочую силу? 1

Учащиеся заполняют оценочные листы.

5 этап

На экране:

1. Самодержавие
2. Волость
3. Парча
4. Тафта
5. Реестровые казаки.

Учитель читает вопросы.

Вопрос ответ
1 1. Монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя? 1
2 Часть украинских казаков, принимаемая на службу правительством за жалование и внесенная в особый список? 5
3 Ткань на шелковой основе с золотым шитьем, имеющая сложные узоры? 3
4 Плотная хлопчатобумажная или шелковая ткань? 4
5 Административно-территориальная единица, занимавшая промежуточное положение между станом и уездом? 2

Учащиеся заполняют оценочные листы.

Максимальное количество баллов - 86 б

Итоги урока: подсчитывается количество баллов, по шкале они переводятся в оценки. Дополнительно учитель награждает особо отличившихся учащихся призами.