ЦЕЛИ:
- Организовать мыслительную деятельность учащихся методом индукции, в рамках групповых форм работы, через освоение роли теоретиков, экспериментаторов, лаборантов.
- Вывести учащихся через самостоятельную форму работы на творческий уровень знаний.
Задачи урока:
- дать представление об атоме и молекуле как о модели строения вещества;
- выделить значение средств экспериментального исследования в процессе познания;
- подчеркнуть значение моделирования вещества в познаваемости явлений окружающего мира;
- продолжить работу по формированию умений делать более общие выводы из наблюдений;
- формировать убеждения учащихся в познаваемости явлений природы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке перед нами стоит трудная задача. На первом нашем занятии мы ввели понятие “вещество”. Еще две с половиной тысячи лет назад, обдумывая вопрос о строении вещества, греческий философ Демокрит выдвинул гипотезу(гипотезой называют любое предположение, которое объясняет имеющиеся факты). Нам с вами предстоит сегодня проделать тот же путь: ОТ ОПЫТНЫХ ФАКТОВ ЧЕРЕЗ РАЗМЫШЛЕНИЯ К НАУЧНОЙ ГИПОТЕЗЕ.
Проверяя гипотезу на различных фактах, решая задачи, мы возводим её в ранг закона. Именно такой метод используется в науке.
Чтобы начать с опытов, нам понадобится 5 рабочих групп. В каждой надо выбрать руководителя, экспериментатора, теоретика, лаборанта и научных сотрудников.
Вы будете выполнять задания в группах. Задания получают руководители групп, оборудование лаборанты, проводят опыты экспериментаторы, остальные им помогают. Затем все вместе обсуждают результаты и готовят выступления экспериментаторов и теоретиков. На научной конференции экспериментатор расскажет нам как проводились опыты, что наблюдалось, теоретик предложит объяснение.
2. Групповая работа.
Карточка № 1.
Приборы и материалы:
Мел, пузырек с кристаллами марганцево-кислого калия, 3 стакана с чистой водой, стеклянная палочка.
Ход работы
- Проведите пальцем по поверхности мела. Что вы наблюдаете? Что вы можете сказать о размерах частиц, из которых состоит мел?
- Бросьте в стакан с чистой водой несколько крупинок марганцовки. Размешайте раствор палочкой и перелейте несколько капель во второй стакан, затем повторите эту процедуру еще раз. Сравните цвет раствора во всех трех стаканах.
- Ответьте на вопросы:
- сохранилось ли основное свойство вещества – цвет?
- можете ли вы сделать предположение о том, сколько частичек марганцовки осталось в третьем стакане? А сколько их тогда было в первом стакане?
- вспомнив размеры кристалликов, брошенных вами в воду, можете ли вы сказать, что- либо о размерах мельчайших частиц вещества?
Карточка № 2.
Приборы и материалы:
Пустая колба, пробка с трубкой, бумажка, миска с холодной водой.
Ход работы
- Вставьте пробку с трубкой в колбу, охладите колбу, погрузив её широким концом в миску водой на несколько секунд. Переверните колбу, погрузив в воду трубку, обхватите её руками. Наблюдайте что произойдет.
- Попросите учителя зажечь бумажку и поместить её в колбу. Быстро закройте колбу пробкой и погрузите её в воду. Что вы наблюдаете? Объясните наблюдаемое явление.
Карточка № 3.
Приборы и материалы:
Колба с подкрашенной водой, пробка со вставленной в неё трубкой, маркер, штатив, асбестовая подставка, спиртовка.
Ход работы
- Положите подставку на держатель штатива, поставьте на него колбу, отметив маркером уровень воды в трубке. Попросите учителя зажечь спиртовку.
- Наблюдайте, что происходит с уровнем воды в течение 2-3 минут, после чего сообщите учителю об окончании опыта. Обсудите результат опыта.
Карточка № 4.
Приборы и материалы:
Дощечка с двумя вбитыми в неё гвоздями, монета, пинцет.
Ход работы
- Проверьте, легко ли проходит монета между вбитыми в дощечку гвоздями.
- Возьмите монету за край пинцетом и подержите её около одной минуты в пламени спиртовки. Проходит ли теперь монета между гвоздями?
- Объясните результат.
Карточка № 5.
Приборы и материалы:
Пузырек из-под шампуня, медицинский шприц.
Ход работы
- Сожмите пузырек руками как можно сильнее. Изменился ли объем воздуха в нем?
- Возьмите шприц, зажмите отверстие для иглы пальцем и попытайтесь сжать в нем как можно сильнее воздух. На какую часть своего объема он сжался? Попробуйте выдвинуть гипотезу о строении газа.
- ОБСУЖДЕНИЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ И ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА.
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Когда мы выдвинули гипотезу, надо проверить её, попытаться объяснить с её помощью различные факты. Давайте решим несколько задач.
- Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Священники в панике. Кто то украл золото! Или это чудо, знамение? Объясните на основе гипотезы Демокрита о существовании мельчайших частиц вещества, что же произошло.
- Износ обуви, углубления в ступенях древних лестниц, протирание локтей пиджаков, брюк… Не наводят ли эти будничные явления на глубокие научные размышления? На какие?
- Вы делаете уроки. Из кухни доносится аппетитный запах жаренной картошки…Как это могло произойти согласно гипотезы Демокрита? Не доказывает ли распространение запахов существование промежутков между молекулами?
Домашнее задание:
Параграф 6, 7 (составить план ответа), упр. 2.
План ответа:
Постановка цели – опыты – выводы –гипотезы – определения – применение новых понятий и законов для объяснения наблюдаемы явлений.
ИТОГ:
А теперь послушайте отрывок из сочинения римского поэта и философа Лукреция Кара, изложившего в своей поэме “О природе вещей” взгляды древнегреческих философов Демокрита и Эпикура на строение вещества. Подчеркнем, что именно эти наблюдения привели ученых Древней Греции к гениальной научной догадке о строении вещества.
Выслушай то, что скажу …..
Не доказывает ли это сочинение, как красива наука физика? Не доказывает ли наша с вами работа сегодня как она интересна и как много мы сами можем сделать, пользуясь методами физики, имя которым: опыт, размышления, гипотеза, практика?