В Законе Российской Федерации "Об образовании" (1992 г.) закреплены два компонента стандарта - федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент стандарта определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России, а национально-региональный - те нормативы, которые относятся к компетенции регионов.
Одним из направлений модернизации образования является обновление его содержания с учетом природных и культурно-исторических особенностей регионов Российской Федерации, в связи с чем одной из задач проектирования школьного биологического образования признается задача разработки содержания его национально - регионального компонента.
Обобщив имеющийся материал, я разработала программу регионального компонента курса биологии 6 класса “Растительный и животный мир Ростовской области”.
Эпиграфом к Программе я взяла слова К. Симонова из стихотворения “Родина”:
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Основная ведущая педагогическая идея программы
Ведущей педагогической идеей стало создание условий для воспитания человека, влюбленного в родную природу, заботящегося о ней. Привлечение школьников к познанию родного края – это процесс дарования им Родины. Эта та сфера, где творчество учителя и учащихся может проявиться наиболее полно.
Разработка региональной составляющей содержания, во взаимосвязи с краеведческим подходом в обучении биологии, позволяет учащимся установить связь между известными фактами из окружающей действительности и изученным материалом, а также повысить качество усвоения биологических знаний.
Считаю, что региональный материал усваивается учащимися более осознанно, если он раскрывается на основе базового учебного материала. Включение регионального компонента в базовое содержание должно осуществляться, если оно методически обосновано, т.е. выявлены содержание, методы и средства обучения для реализации регионального компонента.
Разработанная мною рабочая программа включает в себя климатические, природные, экологические, исторические и экономические особенности Ростовской области, таким образом, осуществляется интегрированная связь с такими предметами как окружающий мир (1 ступень), география Ростовской области, история Дона (2 ступень), преемственность в изучении родного края от начальной школы к основной.
Новизна программы
Научная новизна состоит в том, что:
- выявлены теоретические основы построения регионального компонента содержания в курсе биологии;
- определены методические условия формирования основных биологических понятий на основе дополнения содержания федерального компонента региональным материалом;
- обоснованы и разработаны комплексы средств обучения для реализации регионального компонента.
Теоретическая значимость заключается в уточнении понятия "региональный компонент курса биологии"; обосновании принципов и критериев к отбору материала для регионального компонента обучения биологии; определении основных требований к региональным объектам, предназначенных для изучения в разделе "Животные и растения".
Практическая значимость состоит в разработке методического материала для изучения регионального компонента раздела "Животные и растения" на основе установленной взаимосвязи содержания федерального и регионального компонентов, которые могут быть использованы учителями для составления рабочих программ по биологии в Ростовской области.
Изучение родного края помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное. А это имеет огромное значение для воспитания патриотизма. Патриотические чувства, любовь к Родине у человека, прежде всего, связываются с родным краем.
Содержание программы органично переплетается с экологической деятельностью.
Проблема взаимоотношений человека, природы и общества стояла на всех этапах развития человечества, но особой остроты достигла на пороге 3 тысячелетия. Анализ подлинных причин экологического кризиса убеждает нас в том, что главное противоречие не между человеком и природой, а между культурой и деятельностью в природе. Поэтому основная задача сегодня - достижение экологической грамотности всего населения страны, и, прежде всего, наших детей.
Реализация идеи экологического обучения в курсе школьной биологии означает создание каждым школьником понимания данной проблемы, основанной на его личном опыте. Проблема активизации процесса обучения по данной теме не может на современном этапе развития рассматриваться без учета личной позиции обучаемого.
Целью программы является:
Изучение родного края как важнейший фактор формирования системы ценностей школьника.
Конкретизация общечеловеческих ценностей на краеведческом уровне осуществляется по следующим направлениям:
- сохранение природы края;
- лимитирование потребностей в ресурсах;
- готовность к трудовой деятельности и т.д.
Программа предусматривает реализацию ряда задач:
Образовательных
- Изучение законов природы, связи, зависимости между объектами и явлениями живой природы.
- Овладение нормами правильного отношения к природе
- Применение на практике знаний, полученных на уроках биологии
- Использование полученных знаний применительно к существующей экологической обстановке.
- Изучение особенностей природы России и Донского края
- Овладение навыками отбора необходимой информации
Воспитательных.
- Воспитание экологической культуры
- Воспитание патриотических и эстетических чувств, а так же чувства ответственности перед природой.
- Воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, взаимоподдержки
- Привитие детям любви, сострадания ко всему живому.
Исследовательского характера.
- Определение уровня загрязнения окружающей среды и разработка рекомендаций по улучшению экологической ситуации поселка Реконструктор Аксайского района;
- Постановка проблемы и поиск путей её решения путем развития аналитического и логического мышления;
- Развитие поисковых качеств, стремление постичь неизвестное, неизведанное, необъяснимое;
- Отражение в собственном творчестве изученного, познанного, увиденного.
Особенности образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения. Объем Программы 34часа (по 1 часу в неделю).
Технология опыта.
Непрерывное, поэтапное, комплексное становление биологических, экологических, познавательных, оценочных, прогностических умений у учащихся заложено в содержании программы.
Реализация содержания может осуществляться с помощью следующих педагогических технологий:
1. Коммуникативно-диалоговой;
2. Игровой;
3. Проблемно-поисковой.
Можно применять технологии коллективных способов обучения (КСО), где каждый обучает всех, все обучают каждого. При данной технологии некоторые функции учителя передаются учащимся. Класс заранее делится на несколько групп. В каждой группе выделяется лидер. Как правило, это ученики, проявившие склонность к предмету, умеющий работать с картой, схемами, таблицами. Вместе с лидерами готовится необходимое оборудование к новому уроку. КСО рекомендуется использовать как на уроках обобщения, так и на уроках контроля знаний.
Применение КСО на уроках помогает добиваться поставленной цели, способствует созданию творческой, соревновательной атмосфере среди учащихся. Свободная форма общения способствует их меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки взаимоконтроля, самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.
Предполагается возможность сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы с классом. В такой организации образовательного процесса создаются цепочки:
- предметная деятельность;
- общение;
- творчество.
Программа имеет разделы:
- Пояснительная записка
- Содержание (Приложение 1)
- Тематическое планирование (Приложение 2)
- Список литературы
- Знать, понимать и уметь
Последним разделом Программы является модуль “Контроль и диагностика”, который включает в себя такие разделы как:
- начальная диагностика, стартовый этап;
- промежуточная диагностика;
- конечная диагностика;
- результаты освоения Программы.
Программа имеет Приложения:
- Диагностический лист (Качество результатов деятельности учащихся при освоении данной Программы на разных этапах обучения)
- Учебно-методический и дидактический материал, включающий в себя информацию из Красной Книги России, Ростовской области, краеведческие материалы, тесты на проверку полученных знаний
- Исследовательские материалы на территории пос. Реконструктор
- Карты Ростовской области (Приложение 3)
- Медиаматериалы о животном и растительном мире, лекарственных растениях (Приложение 4) Ростовской области, звуковое сопровождение фото птиц и животных, сведения из “Красной книги Ростовской области” (Приложение 5).
- Нормативно-правовые документы по охране природы России и Ростовской области.