Логопедическое занятие на тему: "Звуки и буквы П–Т. Дифференциация в словах"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формирование оптико-пространственной ориентировки;
  2. Развитие зрительного анализа и синтеза;
  3. Воспитание конструктивной деятельности;
  4. Закрепить умение различать буквы П и Т;
  5. Обогащать словарный запас;
  6. Развивать фонематический слух;
  7. Развивать слуховое внимание, память.

Оборудование: Карточки с правильно и не правильно написанными словами, карточки для зеркального написания элементов, элементы букв П и Т, плакаты с зашифрованными словами, мяч, карточки для индивидуальной работы, карточки с цифрами, макет цветка.

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие по стране Грамматика. А помогать нам будет Звукоцветик (логопед демонстрирует макет цветка с лепестками, на которых написаны номера заданий). Логопед отрывает первый лепесток и говорит:

- Ты лети, лети лепесток через запад на восток.

Через север, через юг возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли, быть по-твоему вели.

(Логопед открепляет первый лепесток и читает задание)

Задание №1.

- Сядет тот, кто назовет номер слова правильно написанного на вашей карточке. (карточка у каждого ребёнка)

Пример:

  1. КАПОК.
  2. САТОГ.
  3. САЛФЕПКА.
  4. САЛЮП.
  5. КОПЕЙКА.
  6. ТЕПУХ.
  1. ПАНЕЦ.
  2. ТАЛЬМА.
  3. ЖЕЛТОК.
  4. СПАНОК.
  5. ТОРПФЕЛЬ.
  6. СПРОЙКА.

Разминка:

Логопед отрывает следующий лепесток:

Игра «Что изменилось?»

Логопед располагает на доске 4-6 картинок, дети запоминают их расположение. Логопед незаметно меняет их расположение. Дети должны сказать, что изменилось и сделать как было первоначально.

II. Основная часть занятия.

- Какие буквы мы учились различать на прошлом занятии? (П и Т)

- Вспомните, что помогло запомнить эти буквы? (У буквы П – две «ноги», у буквы Т – три ноги). Логопед отрывает лепесток и читает новое задание.

Задание №2.

- Сконструируйте из имеющихся у вас элементов букву П или Т, услышав соответствующий звук в слове (у каждого ребёнка в конверте элементы письменных букв П и Т вырезанных из наждачной бумаги). Логопед диктует слова: каток, сапог, лето, лейка, спелый, короткий, крепкий, стекло.

- Вспомните и назовите слова, которые я диктовала. Логопед отрывает следующий лепесток.

Задание №3.

Игра «Разведчики».

-Ребята, сейчас мы с вами будем разведчиками. Нужно прочесть зашифрованную запись. Как вы думаете, какую букву может обозначать цифра 2. Правильно, это буква П – у неё 2 «ноги». А цифра 3? Верно, это буква Т, у которой 3 «ноги». Дети читают шифровку по цепочке: 2ар3а, 2сло3ник, 2о3о2, 2ло3, 2у3ь, 2ш3е3, 3е2ло, 2ис3оле3, 2ианис3, 3улу2, 3ро2инка, 2лака3, 2и2е3ка. (проводится словарная работа)

Работа в тетрадях.

-Запишите расшифрованные слова в тетрадь.

Логопед отрывает следующий лепесток и произносит волшебные слова.

Задание №4.

Игра «Шифровальщики».

-Зашифруйте слова путем введения в запись вместо букв П и Т соответствующее количество палочек: плотина (плоlllтина), стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, запутал, переплыл потемнел, перепёлка, топот, пепел, попутный, победить.

Динамическая пауза.

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Логопед бросает по очереди мяч детям и называет слово. Ребенок ловит мяч и возвращает его логопеду, меняя при этом П на Т и наоборот: полк – толк, почка – точка, топил – попил, тара – пара, порт – торт, стал – спал, паять – таять, притушить – припушить.

Логопед отрывает следующий лепесток.

Задание №5.

Определите место звука в слове, подняв соответствующую карточку с цифрой.

Логопед загадывает загадки, а дети называют «дежурную» букву и порядковый номер буквы.

Загадки:

  1. Сетка густая мух не пускает (паутина)
  2. Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю.
    Им утру потоки слёз, не забуду и про нос. (платок)
  3. Когда видишь, то её не видишь, а когда не видишь – то видишь (темнота)
  4. Все меня топчут, а я все лучше (тропинка)
  5. Я сильней десяти коней.
    Где в полях пройду весной
    Летом станет хлеб стеной. (трактор)

- Молодцы.

Логопед отрывает новый лепесток.

Задание №6.

Индивидуальная работа на карточках.

Игра «Испорченная машинка»

- У меня сломалась печатная машинка, она стала пропускать буквы. Помогите мне вставить их на место. (Каждый ребёнок получает карточку под плёнкой. Дети, пользуясь фломастером, вставляют пропущенные буквы. Текст написан письменными буквами)

Пример:

Либо имена и фамилии, либо слова с безударными гласными, тогда уточняются правила правописания.

Мо_ок

Час_ь

_ачка

Мес_о

ни_ок

_оле

ва_ы

ку_ания

III. Итог.

- Вспомните слова со звуком П и Т.

Пароль на выход.

-Повторите скороговорку быстро и четко: от топота копыт пыль по полю летит.