Цели:
- сформировать у родителей отчётливое представление о роли, возможностях, путях преемственности младшего школьного возраста и среднего звена;
- обновление и совершенствование взаимодействия семьи и школы;
- привлечение родителей к сотрудничеству в воспитании обучении детей;
- педагогическое просвещение родителей.
Время проведения:
первая четверть учебного года.Место проведения:
класс (малый зал).Участники собрания:
классные руководители 4 и 5 классов, родители, учителя-предметники, школьный психолог, учащиеся 4 и 5 классов.Подготовительная работа:
I. Анкетирование- 1) Анкетирование родителей 4 класса (Приложение 2);
- 2) Анкетирование родителей 5 класса (Приложение 3);
- 3) Анкетирование детей 5 класса (Приложение 4).
II. Работа с педагогическим коллективом школы.
- Классный руководитель пятого класса беседует с учителем начальной школы, выпустившим пятый класс, и вырабатывает свои представления о проблеме преемственности;
- Консультации с психологом;
- Индивидуальные беседы с учителями-предметниками об успехах детей.
IV. Выработка представлений о сценарии, участии родителей и учителей, решение родительского собрания, о способах активизации участия родителей в обсуждении данного вопроса.
V. Разучивание частушек детьми 5 класса.
VI. Подготовка пригласительных билетов.
Форма билета: большой кленовый лист. Кленовые листочки делают ребята. Кто-то вырезает их из цветной бумаги, кто-то раскрашивает. Текст, набранный на компьютере, вырезают и приклеивают на свой листик.
Рисунок 1.
Ход собрания
1. Орг. момент
1.1. Встреча приглашённых.
Участники рассаживаются по группам:
- Родители учеников 4 класса
- Родители учеников 5 класса
- Приглашённые учителя, психолог
1.2. Приветствие
Мы рады приветствовать всех участников нашего собрания.
Учитель:
Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете.
Приветливо осень стучится в окошко -
Сегодня встречаемся не понарошку.
У нас собрание нынче мам и пап,
Но вы не хмурьте брови:
Здесь не прочтут морали вам,
Не причинят вам боли.
Мы будем все общаться,
Друг друга понимать,
Надеюсь, настроение и улыбку
Вы не забыли взять.
Самым главным предметом нашего сегодняшнего разговора являются дети. Какими они вам представляются, мы сейчас узнаем.
1.3. Упражнение “Комплимент”
1.4. Работа в группах. Методика “Силуэт”.
<Рисунок 2>
Это упражнение позволит нам узнать, какими детей видят родители и учителя.
2. Представление 4 класса
Под музыку
Я, ты, он, она!
Вместе дружная семья,
Вместе школьная страна
Учитель:
И ещё так много “Я”
1-й ученик:
Большеглазых!
2-й ученик:
Озорных!
3-йй ученик:
Умных!
4-й ученик:
Шумных!
5-й ученик:
И смешных!
6-й ученик:
Грустных!
7-й ученик:
И весёлых!
Все:
В нашей пятой школе!
1-й ученик:
Мы – 4 класс!
2-й ученик:
И рассказ пойдёт о нас!
3-йй ученик:
Как учиться будем в пятом?
4-й ученик:
Кто с нами будет рядом?
5-й ученик:
Знать должны родители!
6-й ученик:
Хотите иль не хотите вы!
7-й ученик:
Всё!
3. Представление 5 класса.
1-й ученик 5 класса:
Вам споём сейчас частушки
И расскажем, как живём.
Мы, мальчишки и девчонки,
В нашем классе озорном!
1)
Мы, весёлые ребята,
Вам частушки пропоём.
Прошло детство, пролетело –
В пятом классе мы живём
2)
Стали много задавать
Уж пятёркам не бывать.
Дома безобразие!
Где разнообразие?
3)
Раньше мамы нам читали
про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Про планеты и луну.
4)
Наш учитель ждёт ответа
От кого-то долго.
Ни ответа, ни привета,
Никакого толка.
5)
Любим мы решать задачи
Кто быстрей и кто вперёд!
А задачи-то, какие!
Сам профессор не поймет.
6)
Всем бы был хорош ребёнок,
Было б всё в порядке,
Если б меньше нам предметов,
Что играют в прятки.
7)
Все науки одолеем,
Всё у нас получится!
Потому что педагоги
С нами тоже учатся.
2-й ученик 5 класса:
Добрые папы! Милые мамы!
Мы продолжаем нашу программу.
С нами вы делите горе и смех,
Слезы, сомненья, улыбки, успех!
Оценки же нашей совместной работе
Уже через семь лет в аттестатах найдете!
Чтобы они появились все там –
Будет много работы учителям.
(Дети уходят)
4. Сообщение темы собрания
- А мы поговорим с вами о проблеме преемственности, о трудностях, которые испытывают дети, при переходе из начальной в старшую, и как их к этому подготовить, какую посильную помощь можно оказать пятикласснику в первые самые сложные дни. Сегодня мы строим откровенный разговор, мы хотим, чтобы вы пообщались, поговорили о проблемах открыто, мы призываем вас к активному участию в играх и обсуждениях. 6.
5. Результат анкет
6. Что такое преемственность?
Преемственность трактуют по-разному, понимая ее как внутреннюю связь между отдельными частями единого курса, либо просто как использование полученных в начальных классах знаний при дальнейшем изучении предмета, либо как постоянство и единство требований, предъявляемых к учащимся.
Действительно, рассматривая преемственность на “практическом” уровне, обращают внимание на три аспекта:
- преемственность в содержании курса;
- преемственность в формах и методах работы;
- преемственность в требованиях к учащимся.
7. Выступление учителя начальной школы о работе по подготовке к 5 классу
8. Выступление классного руководителя пятого класса
- Уважаемые родители! Как классный руководитель я очень довольна классом в настоящее время. По сравнению с первым месяцем обучения они стали ответственнее, активнее. Мы стараемся участвовать во всех школьных делах и не отставать от старшеклассников.
В целях формирования чувства достоинства, своей нужности и полезности в классе появился “Дневник”, куда помещаются фотографии мероприятий, которые понравились ребятам, грамоты класса. В классе будем оформлять уголок пятиклассника.
При проведении разных мероприятий анализируем наши успехи. (Нам удалось потому, что мы хорошо подготовились, потому, что все участвовали и т.д.) Это способствует формированию адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности своих товарищей.
Ученики словесно поощряются за хорошие достижения в учёбе, за творчество, трудолюбие, оказание помощи товарищам.
В дальнейшем мною запланировано:
- Формирование учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности.
- Выявление и коррекция школьной тревожности.
- Создание доброжелательных отношений в классе.
9. Выступление психолога
Основные аспекты выступления:
- Что понимается под адаптацией?
- Новая обстановка, новый классный коллектив, новые учителя, новые правила обучения.
- Длительность адаптации
- Уровень адаптации детей к средней школе: высокий, средний, низкий.
- Роль родителей на данном этапе обучения.
- Сотрудничество всех участников процесса обучения.
10. Выступление учителей предметников о требованиях к своим предметам.
11. Высказывания родителей, беседа со всеми участниками собрания.
В этой части собрания предполагается обсуждение и осмысление сказанного выше через диалог заинтересованных людей. Родители могут задавать вопросы, приводить свои доводы и пожелания педагогам, а также побеседовать наедине с интересующим его участником разговора.
12. Решение родительского собрания.
Участники вырабатывают и записывают, протоколируют принятые решения.
13. Заключение.
Час общенья – к делу веха.
Полуночничать всяк рад.
Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь.
Не прощаемся мы с вами,
Говорим: До новых встреч!
14. Рефлексия.
У вас на столах находятся листочки (Приложение 7). Желающих просим заполнить их - поделиться с нами своими впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.
Литература:
- Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей/ Под ред. Н. П. Майоровой. – СПб.: Издательство “Образование-Культура”, 2002. – 288 с.
- 2. Скворцова О. Г. Открытое родительское собрание "Будем знакомы" http://www.zankov.ru/article.asp?edition=3&heading=18&article=326