Урок математики с элементами краеведения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закрепить знания таблицы умножения и деления.
  2. Совершенствовать вычислительные навыки.
  3. Закреплять навыки решения задач.
  4. Дать доступные и полезные сведения о нашем городе.
  5. Расширять кругозор учащихся.
  6. Воспитывать любовь и уважение к родному городу, его достопримечательностям.
  7. Развивать наблюдательность, память.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Работа над темой урока.

Устный счет.

- Решив примеры и задачи, вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке.

  1. Во сколько раз 8 меньше 32? (4)
  2. На сколько 35 больше 5? (30)
  3. Увеличить 5 во столько же раз. (25)
  4. Уменьшить 17 на 9. (8)
  5. Слагаемое 26,сумма 50. Чему равно второе слагаемое? (24)
  6. Найти разность чисел 55 и 7. (48)
  7. Число 15 разделить само на себя и увеличить на 9. (10)
  8. Число 47 увеличить на 0 и уменьшить на 35. (12)
  9. Произведение чисел 8 и 0 увеличить на 2. (2)
  10. Я задумала число. Если его увеличить на 17 то получу 39. Какое число я задумала? (22)
  11. Для выступления шести девочек во Дворце Гагарина сшили одинаковые костюмы. На каждую юбку пошло 3 метра ткани, а на каждую кофточку 2 метра. Сколько всего ткани пошло на эти костюмы? ((3+2)•6=30)
  12. В Белом магазине я купила 3 книги по 7 рублей и 3 открытки по 5 рублей. Сколько денег я заплатила? ((7+5)•3=36)

- Расположите полученные ответы в порядке возрастания

(Дети называют ответы, а на доске открываются верхние половинки карточек с ответами)

2 4 8 10 12 22 24   25 30 30 36 48
                         

- Какое число лишнее и почему? (1 вариант ответа: Число 30, так как оно повторяется; 2 вариант ответа: Число 25, так как оно нечетное)

-Верно.

(После ответа детьми на этот вопрос открывается нижняя часть карточек, на которой дети читают)

                         
С Е Р Г И Е В   П О С А Д

Вывод: Итак, речь сегодня на уроке пойдет о нашем родном городе, о нашей малой Родине – о Сергиевом Посаде. Выполняя задания на уроке, вы будете узнавать интересные сведения о городе, которые будете заносить в карточки лежащие у вас на столе.

- Рассмотрите карточку. <Приложение1>

- Может ли кто-нибудь уже сейчас заполнить пропуски? Если можете, то сделайте это карандашом, а в ходе урока проверим, правильно ли вы заполнили.

Итак, приступаем к работе. Решив следующую задачу, вы узнаете, в каком веке был образован наш город.

Решение задачи после слухового восприятия.

- В новом одноподъездном доме 9 этажей по 4 квартиры на каждом этаже. А в старом доме – 50 квартир. В каком доме квартир больше и на сколько?

- О чем речь в задаче? (о домах)

- Сколько было домов? (два)

- Какие? (новый и старый)

- Что известно про новый дом? (1 подъезд, 9 этажей по 4 кв.)

- Что знаем про старый дом? (50 квартир)

- Какой главный вопрос? (Где кв. больше и на сколько)

- Можем ли сразу ответить на него? (нет)

- Почему нет? (не знаем сколько в новом доме)

- Как узнать? (по 4 взять 9 раз)

- Опираясь на краткую запись запишите решение в тетрадь.

  1. 4 • 9 = 36 (кв.)-в новом доме
  2. 50 – 36 =14 (кв.)
  3. 50 – 4 • 9 = 14 (кв.)

Ответ. В старом доме на 14 квартир больше.

Число 14 обозначает век, в котором был основан наш город. Кем?

Работа по учебнику стр.62 №3.

-Читаем задачу №3

-С чего начнем решать? (Узнаем сколько кг свеклы в одном ящике)

- Зачем нам это знать? (Чтобы сравнить, т.е. ответить на главный вопрос)

- Кто не знает, как решать задачу?

- Запишите решение задачи по действиям с пояснениями самостоятельно.

(Первые 3 ученика оцениваются)

  1. 60:6=10 (кг.) - свеклы в одном ящике.
  2. 10:5=2 (раза)

- Выберите правильное выражение к задаче. Докажите почему?

60 : 6 – 5   60 : 6 : 5

(Это выражение верное, потому что спрашивается «во сколько раз »)

- Какой ответ вы записали? (60:6:5)

Вы выбрали правильное выражение и узнали, как наш город назывался раньше – Загорск.

- А как надо изменить вопрос, чтобы задача решалась вторым выражением?

Работа по учебнику стр.62 №4.

- Даны числа 4, 5, 7, 8, 9, 12

- По какому признаку можно разделить их на 2 группы? (однозначные и двузначные; четные и нечетные)

- Какие числа называются четными?

- Уменьшите четные числа в два раза и запишите ответы.(2, 4, 6)

- Какую закономерность вы заметили?(Каждое следующее число на 2 больше предыдущего)

- Продолжите цепочку. (8, 10, 12)

- б) Нечетные числа увеличьте в 9 раз? (45,63,81)

- Какова закономерность? (1. Сумма всех цифр в числе равна 9; 2. Разница между соседними числами равна 18; 3.Число десятков в каждом числе увеличивается на 2, а число единиц уменьшается на 2)

- Назовите следующее число, увеличив его на 18. (99)

- Если и дальше продолжать эту закономерность, то когда-нибудь мы получим число 1991.

a) 1991 год –это год, когда Загорск переименовали в Сергиев Посад.

б) Главная магистраль, которая проходит через весь город с юга на север – Ярославское шоссе.

Физкультминутка.

Собери картинку.

- У каждого из вас есть фрагмент картинки, на оборотной стороне которого написан пример. Решив пример, каждый прикрепит свой фрагмент картинки на нужное число, которое будет являться ответом вашего примера. Таким образом, мы соберем главную достопримечательность нашего города. <Приложение 2>

- И что у нас получилось?

<Рисунок 1>

- Что вы узнали на этой картинке? (Лавру. Здесь видны: Колокольня, Трапезная, Успенский собор, братские кельи (общежитие монахов), Пятницкая башня, купол от Введенской церкви)

Лавра- главная достопримечательность нашего города.

Нахождение S фигуры. Построение фигуры. Графический диктант.

- Будьте очень внимательны!

- Поставьте (•) А.

Опуститесь вниз на 3 см и поставьте (•) В.

От (•) В вправо проведите отрезок, длина которого равна 5 см и поставьте (•) С.

От (•) С вверх поднимитесь на 3 см.Это (•) Д.

И вот от (•) Д влево отложите отрезок равный 5 см.

- В какой точке вы оказались? (в(•)А)

- Что за фигуру мы начертили? (прямоугольник)

- Найдите S прямоугольника.

- Как найти S ? (длину умножить на ширину)

- В каких единицах измеряется площадь? (в квадратных единицах) (3•5=15(кв. см))

-Если число 15 увеличить в 100 раз, то получим протяженность крепостной стены вокруг Лавры.

- Кто поможет? (15•100=1500)

Протяженность крепостной стены вокруг Лавры равна 1500 метров или 1,5 км.

Нахождение периметра Р фигуры. (Устно)

-Данные какой фигуры вы видите на доске?

Дано:

АВ=ВС=СD=AD (квадрата, так как все стороны равны)

-Чему будет равен периметр Р этого квадрата?

- (3•4=12см)

Число 12 соответствовало числу башен в крепостной стене. Но до наших дней одна башня Соляная не сохранилась, и поэтому сейчас 11 башен.

(Пятницкая башня, Красная воротная башня, Сушильная, Каличья, Плотничья, Уточья, Звонковая, Келарская, Пивная, Водяная и Луковая башни.)

Цепочка.

- Кто быстрее решит цепочку примеров с доски, тот первый узнает высоту колокольни.

6 • 8 +8 : 7 + 27 : 5 +80 =

Высота колокольни 87 метров.

Задание на внимание.

- На доске записаны уравнения, около каждого своя буква.

Верно отвечая на мои вопросы, вы из этих букв сложите слово:

  1. 80 : х = 8 (О)
  2. а • 2 = 20 (М)
  3. 52 + с = 97 (О)
  4. к – 36 = 10 (Г)
  5. х : 0 = 30 (Н)

М 1.В каком уравнении корень равен 10?

Н 2. Какое уравнение решить нельзя? Почему?

О 3. В каком уравнении делимое в 10 раз больше частного?

Г 4. Корень какого уравнения находится действием сложения?

О 5. Корень какого уравнения действием вычитания?

- Какое слово получилось. (Много)

- Так чего же у нас в городе много? Назовите.

- А ещё, с самых давних времён, наш город славился своими мастерами. В городе был очень богат и разнообразен промысел. Тут изготовляли:

  • ювелирные изделия;
  • писали иконы;
  • вышивали золотом и, конечно же, делали деревянные игрушки – богатырей, матрёшки, шкатулки.

Все игрушки очень ценились за границей и изготавливали их на фабрике игрушек. Вот одна из матрёшек с этой фабрики. Но и она не просто так появилась на нашем уроке. В каждой из матрёшек спрятано задание.

Прочитай выражение и найди его значение. (Дети открывают по одной матрёшке, читают выражение и находят его значение)

  • 9 • 2 : 3 = (6)
  • 30 : 5 • 4 = (24)
  • 3 + 6 • 2 = (15)
  • 50 – 40 : 5 = (2)
  • 2 • 7 + 0 = (14)
  • 5 • 5 • 0 = (0)

(В самой большой матрёшке результат урока для детей «МОЛОДЦЫ!»)

III. Итог урока.

  1. Чему был посвящён наш урок?
  2. Над чем мы работали?
  3. Что мы повторяли?
  4. Что нового вы узнали?

IV. Домашнее задание.

Список литературы:

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. «Математика. Учебник для 3 кл. нач. шк.» Ч.1., М. Просвещение, 2004.
  2. О.А. Мокрушина Поурочные разработки по математике 3 класс. М. «ВАКО», 2005.
  3. Календарь «Святые места России». Санкт – Петербург, 2004.
  4. В. Балдин Загорск. «Искусство», 1984.