Урок математики в 1-м классе. Интегрированный курс "Грамота" (УМК "Начальная школа XXI в.")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обучение составлению и решению задач, используя рисунок.
  2. Формирование умения анализировать условие предложенной задачи.
  3. Вырабатывать умение выбирать операцию сложения, вычитания, умножения и деления в соответствии с пониманием условия задачи.
  4. Развитие мышления и речи, формирование языковой и математической грамотности
  5. Закрепление вычислительного навыка в пределах 10.
  6. Воспитание у школьников элементов экологической культуры.

Демонстрационный и дидактический материал, используемый на уроке:

  • учебник “Грамота”,
  • рабочая тетрадь №3,
  • индивидуальное наборное полотно,
  • цифры и знаки,
  • математический набор “Лего”,
  • цветные магнитные фишки,
  • корзинка демонстрационная,
  • картонные морковки и помидоры для счёта,
  • демонстрационное наборное полотно с цифрами.

Расположение материала на классной доске. (Приложение)

Записи и демонстрационный материал появляется на доске по ходу урока.

Буквы у Незнайки обозначают части задачи (памятка).

ХОД УРОКА

Организационная часть урока.

1. А) Блиц-игра “Вопрос-ответ”. Задача: развитие мышления и речи. Формирование языковой и математической грамотности. (5мин).

- Сегодня 7 февраля. Какое число было вчера? Будет завтра?

- Сколько зимних месяцев? – Назовите их.

- Который по чету февраль из зимних месяцев?

- Следующий за ним месяц? А предыдущий?

- Январь- середина зимы или начало?

Б) Открывается левая половина доски. (Запись на доске: пять, шесть, девять, семь, три, один, два, четыре)

- Какое число при счёте идёт за каждым из записанных чисел? – Прочитать, назвать следующее и предыдущее.

Учащиеся читают числа, записанные печатными буквами.

В) Догадайтесь, по какому признаку числа можно разделить по группам? (после классификации по группам учитель обводит мелом названные группы чисел)

2. Составление условия задач, анализ и решение. Задача: обучение составлению условия и вопроса задачи, умению анализировать условие предложенной задачи.(10мин.)

А) Работа по учебнику “Грамота” стр. 191.

- Прочитайте задачу и попробуйте ответить на вопрос задачи сразу. Сколько ягод клубники съели? (сказать ответ “на ушко” учителю);

- Прочитайте задачу ещё раз; найдите слова, которые помогут решить задачу; (на 2 ягоды осталось больше, чем съели)

- Посчитайте, сколько ягод на тарелке?

- Начните свои рассуждения так: “Если осталось на 2 ягоды больше, чем съели, то съели на 2 ягоды меньше, чем осталось”;

Дети должны повторить рассуждения и учитывая количество ягод на тарелке говорить: “Отсчитываю от 8 ягод 2, получу 6” ( на индивидуальном наборном полотне записывается решение задачи)

Физминутка: (1мин)

Раз, два – выше голова;
Три, четыре – руки шире;
Пять, шесть – ровно сесть;
Семь, восемь – в гости просим;
Девять, десять – тесто месим;
11, 12 – пора заниматься.

Основная часть урока.

3. Работа по составлению условия задач, используя рисунок. Задача: учить выбирать операцию сложения, вычитания, умножения и деления в соответствии с пониманием условия задачи.(15 мин.)

А) – Рассмотрите рисунок с помидорами, репками, морковками;

- Составим задачу с помидорами и морковками;

- Подумайте, как составить условие задачи, чтобы она решалась сложением?

- Учитель выслушивает составленные задачи детей.

- По ходу рассуждения вызванного ученика, появляется на доске корзина, в которую ученик складывает овощи;

Пример: “В корзине лежали 6 морковок и 4 помидора. Сколько всего овощей лежало в корзине?”

- Что означает число 6? (количество морковок)

- Что означает число 4? (количество помидоров)

- Какое слово в вопросе задачи указывает на выбор действия? (слово всего)

- Как узнать , сколько всего овощей в корзине? (к 6 прибавить 4)

- Составьте решение этой задачи на наборном полотне; (дети используют индивидуальное наборное полотно и “Лего” для составления записи решения)

- Прочитайте запись решения задачи; Дайте ответ задачи;

- Учитель заносит решение на доску “Сегодня на уроке”.

Б) – Составьте задачу про репки, чтобы она решалась вычитанием.

Вызванный ученик рассказывает задачу про репки: “На грядке росло 8 репок. Три репки взяли. Сколько репок осталось на грядке?”

- Ученик у доски составляет решение задачи. После выполнения учеником вычислений учитель заносит на доску “Сегодня на уроке”

Физминутка: (1 мин.)

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – крылья сложили назад.

В) Учитель составляет задачу на деление, демонстрируя условие на доске при помощи красных магнитных фишек.

Пример: “6 морковок разложили на тарелки по 2 на каждую. Сколько нужно тарелок?”

- Учитель на доске мелом обводит каждые 2 фишки.

- Сколько получилось тарелок? (3 тарелки)

- Что означает число 6? (означает количество морковок) – Что означает число 2? (по 2 морковки положили в каждую тарелку)

- Что означает слово “разложили”? (значит, разделили на части)

Вызванный ученик выкладывает из цифр наборного полотна решение задачи.

- Записываю решение задачи: 6 : 2 = 3

- Записываю ответ задачи: Ответ: 3 тарелки.

После решения задачи детьми учитель заносит решение на доску “Сегодня на уроке”.

Г). Составим задачу про морковки и кроликов. Но эта задача должна решаться умножением.

Ученик пробует составлять условие с помощью учителя.

Пример: “В клетке 2 кролика. Кроликам дали по 3 морковки. Сколько всего морковок дали кроликам?”

- Учитель выставляет на доске цифры 1 , 2; под каждой цифрой – по 3 фишки, обозначающие морковки.

- Каким действием можно решить задачу, посмотрите на рисунок – схему? (сложением)

- Можно ли заменить сложение умножением? (можно, так как складывать будем одинаковые числа)

- Значит, число 3 можно взять 2 раза?

- Запишите на наборном полотне как 3 взять 2 раза.

- Покажите, что получилось. (3 * 2 = 6)

Запись вносится на доску “Сегодня на уроке”.

Музыкальная пауза: (1мин.)

- Под мелодию “Точка, точка, запятая…” - дети выполняют упражнения, стоя.

4. Работа в тетради. (рабочая тетрадь №3, стр. 61; Задача: отработка вычислительного навыка в пределах 10. Воспитание у детей экологической культуры.(5 мин.)

- Сосчитай и составь слова.

- Комментирование и решение примеров с последующим составлением слов.

- 1-й, и 2-й столбики примеров ученики по очереди проговаривают вслух;

- 3-й столбик – решают самостоятельно.

Составляемые слова: синица, чиж, филин.

- Какие это птицы? ( Это зимующие птицы.) На доске иллюстрации птиц.

Е. Благинина написала такое стихотворение:

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду.
Тревожно за Жучку: в её конуре
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.

5. Итог урока: - Чему вы учились сегодня на уроке?

- Какие задачи решали?

- Молодцы! Вы дружно работали.

Звонок говорит о том, что пора отдыхать.