Цель: Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.
Задачи:
- Развивать память, внимание и мышление.
- Учить инсценировать песню, импровизировать танцевальные движения, соответствующие характеру музыки и словам песни.
- Добиваться выразительности движений, дружного совместного исполнения песне и танцев.
- Приучать проявлять уважение к своим товарищам, умение слушать других.
Материал и оборудование: Ребенок-почтальон; посылка; музыкальное лото с нумерованными шариками; 3 картинки с изображением: сугроба, снежинки и ледяной горки; снежинки 3 цветов по количеству детей; и карточки с цифрами (от 1-8) на обратной стороне которых написаны буквы: (М, О, Л, О, Д, Ц, Ы, !) в порядке очередности; подставка; 2 воздушных шарика; музыкальный центр и аудиозаписи.
Ход занятия
Дети под соответствующую музыку выполняют поскоки, бег, боковой галоп и останавливаются в кругу (лицом к зрителю).
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их (поклон). Ребята, я хочу узнать с каким настроением вы пришли на музыкальное занятие. Если оно у вас хорошее – поднимите руки вверх и помашите ими. Замечательно, значит нам легко будет заниматься. А сейчас приготовьте ручки к упражнению «Моль».
Упражнение «МОЛЬ»
Движения: |
|
Исходное положение: Моль, моль, моль – |
Пальцы каждой руки собраны в «щепоть» на уровне груди. На каждое слово пальцы раскрываются и собираются вместе «моль ест одежду». |
Это маленький букашка. Моль, моль, моль, |
Обеими руками (можно поочередно) ударяют себя по коленкам. На каждое слово пальцы раскрываются и собираются вместе «моль ест одежду». |
Ядовитый таракашка. Моль, моль, моль – |
Обеими руками (можно поочередно) ударяют себя по коленкам. На каждое слово пальцы раскрываются и собираются вместе «моль ест одежду». |
Это маленький жучок, Который поедает Все вдоль и поперек Моль, моль, моль, |
Обеими руками (можно поочередно) ударяют себя по коленкам. Руки перед грудью, раскрытые ладошки рядом передвигаются вправо и влево. |
Съела папины штанишки. Моль, моль, моль, |
На каждое слово пальцы раскрываются и собираются вместе «моль ест одежду». Показать на ноги. |
Съела мамино пальто. Моль, моль, моль, |
На каждое слово пальцы раскрываются и собираются вместе «моль ест одежду». Взяться руками за плечи. |
Съела плюшевого мишку, Оделась, И пошла в кино! |
На каждое слово пальцы раскрываются и собираются вместе «моль ест одежду». Руки перед грудью. Одновременно каждой рукой рисуем круг. Показать руками как надеваем шапку. Руки согнуты в локтях. Ходьба на месте. |
(по окончании упражнения звучит марш и дети проходят на стульчики. Звучит музыка и в зал заходит ребенок-почтальон с посылкой и отдает ее муз. рук.).
Почтальон: Детский сад «Тополек»? Получите и распишитесь (уходит).
Муз.рук.: Посылка? Нам? Ребята, кто прочитает адрес на посылке? (выходит ребенок и читает адрес: детский сад «Тополек», группа «Рябинка. Спасибо (имя ребенка) ты мне очень помог(ла). От кого же она? (раскрываю посылку и достаю письмо и музыкальное лото, читаю):
«Дорогие ребята, посылаю вам «Музыкальное лото» и надеюсь, что вы выполните все задания, чтобы отгадать какое слово я зашифровала в этих цифрах. Удачи!» Фея Музыки.
Муз.рук.: Ну что, ребята, постараемся отгадать какое слово зашифровала для нас Фея Музыки? (ответ детей).
(Воспитатель подает кому-нибудь из детей вытянуть шарик и просит сказать ребенка какая цифра на шарике. На доске-подставке воспитатель каждый раз, как вытягивается шарик, выставляет карточку с такой же цифрой).
Муз.рук.: Этот шарик просит вас вспомнить в какой распевке, из знакомых вам, мелодия стоит на месте? (ответ); какую распевку мы начинаем петь с низких звуков, потом переходим к средним звукам, а далее к высоким? (ответ); в какой распевке мелодия движется поступенно вверх и вниз? А теперь споем их.
Распевки:
- «Абракадабра»
- «Часы»
- «Горошина»
(воспитатель подает «Музыкальное лото» другому ребенку, который вынимает следующий шарик)
Муз.рук.: Задание таково: исполнить песню, которую вы узнаете по вступлению 1-ый куплет – первый ряд, 2-ой куплет – второй ряд, и помнить, что припев пропевается высоким и тоненьким голоском.
«Песенка-чудесенка» сл. и муз. Ю. Михайленко. (3 шарик)
Муз.рук.: А сейчас вам надо отгадать музыкальную загадку и ответ пропеть в характере песни. (звучит минусовая фонограмма песни, где вопрос пропевает музыкальный руководитель, а ответ – дети)
Песня «Мама». (4 шарик)
Муз.рук.: Этот шарик приглашает вас поучаствовать в ритмической игре, где вы должны сменой движения отмечать начало и окончание музыкальных фраз и предложений.
(Дети выходят в круг и музыкальной считалочкой «Катится яблочко» сл. и муз. народные, выбирают водящего. Звучит аудиозапись «А мы скажем» №9 (минусовый вариант). Кассета Е.Железновой «Первые уроки» песенки и игры для малышей от 0до1,5 лет)
Ритмическая игра «Подружись»:
(Водящий выходит в круг. На 1 часть музыки он двигается по часовой стрелке четкими ритмичными шагами, а все остальные – такими же шагами - против часовой стрелки. На 2 часть музыки, он подает ребенку, перед которым остановился, правую руку, тот ему кладет левую, потом – правую, выходят в круг и «лодочкой» двигаются внутри круга боковым галопом по часовой стрелке, а остальные дети ритмично хлопают им в ладоши. На короткий проигрыш между куплетами, 1-ый ребенок становится в круг, а 2-ой остается в кругу и продолжает игру сначала). (5 шарик)
Муз.рук.: Этот шарик предлагает вам вспомнить нашу любимую песню «Бабка Ежка» (Инсценирование песни. Надеть соответствующие атрибуты на ребенка, который будет Б/Е. Звучит минусовая фонограмма песни).
Инсценирование песни «Бабка Ежка» (сл. и муз. Т. Морозовой). (6 шарик)
Муз.рук.: Следующий шарик приглашает вас танцевать. (Дети, стоящие в кругу после инсценирования песни, поворачиваются лицом друг к другу, образуя пары, стоящие боком к центру круга и под минусовую фонограмму песни «Добрый жук» в замедленном темпе, пропевают соответствующие слова, выполняя движения танца).
Танец «Я не хочу с тобой танцевать»
(Дети стоя в кругу, разбиваются на пары (боком к центру круга), лицом к друг другу и на мелодию песни «Добрый жук», поют выполняя движения).
Слова : | Движения: |
|
|
(7 шарик)
Муз.рук.: А этот шарик просит вас подойти к (имя воспитателя) и взять 1 снежинку любого цвета. А теперь соберитесь около стульчика, где лежит снежинка вашего цвета и посмотрите на картинку, которая у вас есть. Вы сейчас все вместе должны подумать и договориться, как можно вашим кружком изобразить ту снежную фигуру, которая изображена на вашей картинке, а потом по очереди будете показывать эту фигуру, а остальные должны угадать, что вы изобразили. (думают) Готовы? Начинает кружок с голубой снежинкой. (Звучит инструментальная музыка соответствующего характера, дети легко на носочках кружатся и передвигаются по всему залу на слова, которые произносит муз. рук.:
Вы легкие, пушистые снежинки, которые закружила вьюга.
Вьюга кружит раз, вьюга кружит два,
Вьюга кружит три, на месте снежная фигура замри!
Дети строят соответствующую фигуру: (снежинку, сугроб, ледяную горку).
Игра «Вьюга кружит» (8 шарик)
Муз.рук.: И последний шарик. Он приглашает вас отдохнуть и посмотреть «Волшебный сон», в котором вы не заснете по-настоящему, а будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза. (Дети ложатся в произвольном порядке на ковер и закрывают глаза).
Релаксация «Волшебный сон»
(Под соответствующее музыкальное сопровождение, в записи, я начинаю спокойным голосом декламировать игровое упражнение по методике мышечной релаксации Д.Джекобсона):
Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем,
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,
Отдыхают. Засыпают. – (2 раза)
Дышится легко… ровно… глубоко…
Напряженье улетело, и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке,
Греет солнышко сейчас – руки теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас – ноги теплые у нас…
Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать. (декламирую бодрее, активнее)
Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
(Дети поднимаются с ковра и поворачиваются к муз.рук.)
Муз.рук.: Ну вот мы и выполнили все задания, которые приготовила для нас Фея Музыки. Теперь осталось расставить цифры по порядку, кто это сделает? (ребенок выставляет цифры по порядку). А теперь переверни их обратной стороной. Какое слово зашифровала Фея? (МОЛОДЦЫ!)
И я с ней согласна, вы действительно молодцы. А вот эти воздушные шарики помогут мне узнать изменилось ли ваше настроение. (на одном шарике изображено лицо девочки с веселой улыбкой и завязанным большим бантом, на другом – лицо мальчика в шапочке с грустной улыбкой). Подойдите к тому шарику, который передает ваше настроение.
Замечательно! Я рада, что у вас хорошее настроение, а теперь попрощаемся с нашими гостями. (звучит марш и дети покидают зал)