Организация исследовательской работы в старших классах.

Разделы: Математика


Одной из актуальных проблем в образовании является проблема активности личности в обучении. Решением проблемы является создание таких условий, в которых ученик может занять активную личностную позицию и выразить свою индивидуальность. Эти условия, то есть появление познавательных мотивов и интересов, творчества, обеспечивает исследовательская деятельность.

В предыдущей статье я делилась опытом по обучению всех учащихся, начиная с 5 класса, работе с учебником математики. В каждом классе есть дети, увлеченные математикой. С такими учащимися в 8-11 классах веду индивидуальные занятия по обучению их исследовательской работе. Навыки исследовательской деятельности помогут им в дальнейшем самостоятельному изучению математики и расширят их математический кругозор. Исследовательская работа ученика предполагает умение работы с различными источниками информации, прежде всего, с книгой. Она создает условия, при которых учащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями для познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают системное мышление.

Исследовательская работа включает следующие этапы.

Начинается приобщение к исследовательской работе на обычном уроке. Учитель на уроке видит успехи и неудачи своих учеников, видит, есть ли у того или иного ученика стремление к самостоятельной работе, или он удовлетворен тем, что дали ему на уроке. Именно на уроке начинается подготовительный этап организации исследовательской деятельности. Учитель должен обратить снимание на специальные особенности ученика: уметь четко выражать свои мысли, делать обобщение или выводы, уметь работать с литературой, обладать способностями выше среднего, желание выяснить причины и смысл любого события.

Исследовательская работа эффективна и возможна только на добровольной основе. Поэтому на первом этапе я формирую группу учащихся , желающих заниматься творческой деятельностью.

На втором этапе учитель планирует такую деятельность. Для этого я составляю следующий план:

  1. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы. Отсюда следует тема исследования. Иногда с учеником мы тему формулируем только после того, когда исследование завершено. Тем должно быть столько, чтобы у ученика была возможность выбора. Они должны быть интересными и выполняемыми.
  2. Определение источника информации, литературы по данной проблеме.
  3. Определение прогнозируемых результатов исследования.
  4. Планирование предстоящей групповой и индивидуальной работы с учащимися.
  5. Установление сроков и формы промежуточного и итогового представления результатов исследовательской работы.

На третьем этапе я начинаю групповую работу.

С целью ознакомления учеников с основными приемами и необходимыми знаниями по организации исследовательской работы, проводятся консультации для всей группы. На теоретических занятиях рассматриваются следующие вопросы:

  1. Обсуждение и выбора тем для исследования (некоторые ученики выбирают сами, кому-то требуется помощь учителя).
  2. Составление плана работы над данной темой.
  3. Сбор данных по теме, его анализ и обобщение. Подбор и изучение литературы. Ознакомление со структурой библиотеки. Применение компьютерной технологии.
  4. Консультирование по систематизации исследованного материала и анализу полученных результатов.
  5. Общие требования к оформлению результатов исследовательской работы. Чаще всего это в виде реферата. Работа над введением, основной частью и заключением.
  6. Изучение и заслушивание исследовательских работ учащихся-победителей прошлого учебного года.

На четвертом этаже проводятся индивидуальные консультации. Заранее составляется … этих консультаций. С каждым учеником определяются цели, задач, проблемы данной темы, обсуждается актуальность выбранной темы, составляется индивидуальный план работы над темой, устанавливаются сроки работы, прогнозируются результаты исследовательской деятельности и решается вопрос о форме представления (защиты) своей работы.

5 этап – самый главный этап. На пятом этапе начинается индивидуальная самостоятельная деятельность ученика по его плану. Учитель при необходимости координирует и консультирует работу ученика.

На шестом этапе учащиеся докладывают о результатах работы, готовят ее презентацию и оформляют итоги работы в виде реферата. Учитель и ученик анализируют и оценивают результаты своей совместной деятельности по поиску вариантов решения поставленной проблемы или выдвинутой гипотезы.

На седьмом этапе проводится научно-практическая конференция школьного уровня, затем городского и республиканского уровней, где наши ученики успешно выступают со своими работами.

Предложенная мной данная система организации исследовательской работы опробована в течение 5 лет, и показала хорошие результаты. Работы учениц 11 класса Абашевой Эльмиры, Рошановой Юлии, Соломиной Софии заняли призовые места на научной сессии студентов Глазовского государственного педагогического института. Темы их исследовательских работ: “Платоновы тела”, “Божественная пропорция и искусство”. Работа Трефиловой Анны по теме “Среднее. В среднем. О средних” заняла первое место на городской конференции учащихся. В 2006-2007 учебном году 14 выпускников 11 классов сдали на “отлично” экзамен по геометрии в форме защиты исследовательской работы. В 2007-2008 году 8 учащихся 9 классов выбрали такую же форму сдачи экзаменов по геометрии. Исследовательские работы этих учащихся уже готовы, осталось оформить их для представления. Шкляева Анна, ученица 9 класса, представила свою работу по теме “Золотое сечение и Леонардо да Винчи” на республиканскую конференцию. Ученица 9 класса Кардапольцева Ксения готовится к защите своей работы по теме “Музыка и теорема Пифагора” на городской конференции. Она подтвердит теоретическую часть реферата игрой на домре.

Я считаю, что самое главное в ходе исследовательской работы – это не только опора на интеллектуальные умения ученика, а развитие этих умений и навыков. К ним относятся навыки самообразования, системный подход к решению поставленных задач, умение логически мыслить, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе. Эти умения универсальны относительно любого выбора направления жизненного пути.

Индивидуальная исследовательская деятельность является частью личностно ориентированных технологий. Она способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию значимых для него способов учебной работы, овладению умениями самообразования.