Статья "Развитие творческих способностей младших школьников на логопедических занятиях путем уровневой дифференциации"

Разделы: Начальная школа


Важным этапом возрастного развития и становления личности ребёнка является начальная школа. Она призвана помочь ребёнку, его родителям определиться в выборе индивидуального маршрута. В образовании непрерывно идёт поиск моделей обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учётом индивидуальных, психологических и интеллектуальных возможностей. Психолого–педагогические исследования показывают, что дети осваивают знания и способы деятельности по-разному. Различен темп, уровень, прочность, тип мышления, долговременность сохранения знаний в памяти, их перенос в иную ситуацию, различно и влияние знаний на развитие личности ребёнка, освоить же определённый минимум должен каждый обучающийся. Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебногопроцесса, обеспечивающей максимально благоприятные условия для ребёнка (при подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности), является дифференцированное обучение.

Смысл уровней дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям, каждого ученика, предъявить требования, соответствующие уровню его индивидуального развития.

Дифференцированным считается учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:

1. Внешняя дифференциация.

Предполагает создание особых типов школ и классов, в которые зачисляются учащиеся с определёнными индивидуальными особенностями.

Школы особого типа ориентированы на учащихся:

  • Имеющих определённые способности, проявляющих интерес к кому-либо циклу предметов, с высоким уровнем обучаемости и т.д. (гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением отдельных предметов);
  • С отклонениями в физическом или интеллектуальном развитии (коррекционные школы разных типов).

Внешняя дифференциация проявляется и в создании особых классов. В средней школе обычно организуются профильные классы с учётом проектируемой профессии, интересов, склонностей учащихся. В начальной школе создаются классы для детей с трудностями в обучении: классы компенсирующего обучения, классы коррекционно-развивающего обучения.

Внешняя дифференциация бывает профильная и уровневая. Профильная дифференциация означает создание профиля обучения, уровневая – учёт уровня развития учащихся.

2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы).

Она предполагает организацию работы внутри класса соответственно группами учащихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми индивидуальными особенностями.

Организация дифференциации включает несколько этапов:

  1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы учащихся для дифференцированной работы.
  2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
  3. Распределение учащихся по группам с учётом результатов диагностики.
  4. Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий для выделенных групп учащихся.
  5. Реализация дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах урока.
  6. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми могут изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Основными критериями деления учеников на группы является:

а) Готовность к обучению.

Важно учитывать как наличие определённых знаний и умений, так и психологическую готовность.

б) Обученность.

Умение учиться связано у ученика с уровнем сформированности различных компонентов учебной деятельности. Для изучения состояния знаний учителю важно определить, чего именно в знаниях учеников не хватает, какого уровня усвоения знаний он достиг, каковы качества знаний.

в) Обучаемость.

Обучаемость – это восприимчивость школьника к обучению. Уровень обучаемости определяется степенью сформированности различных качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности.

К таким качествам относятся глубина, гибкость, осознанность, самостоятельность ума, обобщённость и экономичность мыслительной деятельности.

Показателем обучаемости также является:

  • активность ориентировки в новых условиях;
  • самостоятельное обращение к более трудным заданиям;
  • настойчивость в достижении учебной цели;
  • умение работать в ситуациях помех, препятствий;
  • восприимчивость к помощи другого человека;
  • способность к самообучению;
  • работоспособность, выносливость.

Кроме основных критериев дифференциации – готовность к обучению, обученности и обучаемости, могут использоваться и другие, такие как отношение к учению, познавательные интересы, мотивы учения, познавательные способности.

При закреплении и повторении ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем ознакомлении с новым материалом. Чаще всего дифференцированный подход осуществляется на этапе закрепления ранее изученного материала, так как имеется возможность организовать самостоятельную работу учащихся. Выбор способа дифференциации определяется характером заданий, уровнем сформированности у детей навыков и умений, целями упражнений.

В зависимости от этого разрабатываются дифференцированные задания для разных групп. Главное – это продвижение учеников в развитии, усвоение ими знаний, умений и навыков, психологический комфорт детей на уроке. Способы дифференциации предполагают:

1. Дифференциацию содержания учебных заданий:

  • по уровню творчества;
  • по уровню трудности;
  • по объёму.

2. Использование различных способов организации деятельности учащихся, при этом содержание заданий является единым, а работа дифференцируется:

  • по степени самостоятельности учащихся;
  • по степени и характеру помощи учащимся;
  • по характеру учебных действий.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания предлагаются ученикам на выбор. Умело организованная внутренняя дифференциация позволяет абсолютному большинству школьников добиваться успехов в учёбе без ущерба для здоровья, не подавляя других интересов и склонностей. Почувствовав уверенность в своих силах ученик способен двигаться дальше. Как считает американский психолог Бетти Лу Ливер учащихся класса можно разделить на визуальный, аудиальный и кинестетический типы. Учащимся визуального типа необходимо обращаться к зрительной памяти, так как им необходимо всё «видеть». Им лучше давать письменные инструкции, чем устные рекомендации. Визуальный тип учащихся учится посредством зрительного восприятия информации. Учащиеся аудиального типа воспринимают учебный материал на слух. Они предпочитают устные объяснения. Аудиальный тип учащихся учится посредством восприятия информации на слух. Кинестетикам необходимо движение. Кинестетический тип учится на собственном деятельностном опыте. Учителю необходимо адаптировать свой учебный план и виды деятельности на уроке. (Приложение 1)

Разные педагоги – исследователи предлагают различное количество уровней усвоения учебного материала. У нас имеется выбор в определении уровней внутренней дифференциации. Традиционно выделяются три уровня обучения (быстрее всего это связано с тем, что мы имеем три официальные положительные оценки (3, 4, 5).

Сопоставим три уровня усвоения учебного материала с теорией поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину), а также с типами учебной деятельности (по Л.С. Выготскому).

Минимальный уровень – репродуктивная деятельность (по Л.С Выготскому), т.е запоминание и воспроизведение фактов. Этот уровень соответствует первому типу ориентировочной деятельности (по П.Я.Гальперину) – ориентировке на случайные единичные признаки. Психологический механизм – узнавание, припоминание. Этот уровень соответствует оценке «3».

Общий уровень – реконструированная деятельность (воспроизведение способов получения фактов) и второй тип ориентировки (на локальные признаки). Психологический механизм – анализ. Этот уровень соответствует оценке «4». Продвинутый уровень – вариативная деятельность (перенос способов получения фактов из одной области в другую). Психологический механизминсайт (озарение, вдохновение). Этот уровень может соответствовать оценке «5».

Существует и четвёртый уровень – креативный – соответствующий творческой деятельности, связанной с производством новых знаний (оценка «превосходно»). (Приложение 2)

Деление на группы в классе осуществляется с учётом данных обследования психолога, логопеда и наблюдений и тестирования учителя. Высокая степень ответственности за детей лежит на логопеде – всё зависит от его способности оценивать потребности учащихся, изобрести такие виды деятельности на занятиях, которые устроили бы всех учащихся, найти необходимые для этого средства и, наконец, преодолеть губительное воздействие стандартизации и ограниченности во времени. (Приложение 3)

Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учётом множества определяющих факторов. Дифференцированный подход осуществляется на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. В процессе коррекции устной и письменной речи учитываются общие и специфические закономерности развития детей.

Нарушения письменной речи у детей являются распространённым речевым расстройством, имеющий сложный патогенез. Логопедическая работа носит дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребёнка.

В коррекционно-образовательном процессе мы ориентируемся на достижение каждым учеником того уровня образованности, который соответствует его потенциальным возможностям. В зависимости от степени интеллектуального развития, а следовательно, и уровня обучаемости, для каждого ученика определена индивидуальная работа. Известно, что несформированность языкового анализа и синтеза выражается в виде нарушений процессов чтения и письма (фонематическая дислексия и дисграфия). Языковой анализ и синтез предполагают разбор предложений на слова и объединение слов в предложение; слоговой анализ и синтез; фонематический анализ и синтез. Практика работы показывает, что многие учащиеся не могут полностью овладеть навыками языкового анализа и синтеза. Эти дети нуждаются в более углублённой логопедической работе по анализу речевого потока. Эта работа должна вестись с использованием разнообразных по форме, содержанию и сложности игр и упражнений.

Предложенный материал разделён на уровни по степени сложности игр и упражнений:

«Развитие слогового анализа и синтеза» и «Развитие анализа структуры предложения».

Используя в коррекционной работе игры и упражнения предложенных разделов, рекомендуется работу проводить поэтапно. Это позволит осуществлять дифференцированный подход в коррекции несформированности языкового анализа и синтеза.

Развитие слогового анализа и синтеза.

1-ый уровень сложности.

  1. Назвать только гласный звук слога; все гласные звуки в слове.
  2. Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  3. Записать только гласные буквы названных слогов.
  4. Записать только слоги, которые начинаются с гласных звуков (оканчиваются гласным).
  5. Придумать и назвать слог с соответствующим гласным звуком.
  6. Придумать и назвать слоги, в которых гласный стоит на первом, втором и третьих местах.
  7. Выписать из слов только гласные.
  8. Прочитать и записать слова, вставляя вместо точек пропущенный слог.

а) на – (…род, …ходка, тиши…, па…ма, мали…, паути…, …шёл, воро…, за…веска, вес…, гли…); ки – (нос…, …но, оч…, зам…, конь…, …ты, маар…, …нул, кус…, руч…, …пит).

б) вставить слоги: «са» или «ты»: колё…, пар…, …хар, кус…, солда…, …ды, кар…, по…дил, бога…ри, кро…, поло…, хала…, ли…, лис….

«го» или «ба»: …зар, …лос, …рох, …гаж, …лет, …тон, борь…, …рода, зара…тывать, за…родка, …рабанил, …лодать.

  1. Поднять карточку с цифрой в соответствии с количеством слогов в слове. Машина, цветы, мотор, мама, сон, барабан, песок, поле, заяц, бабушка, кит, кот, бумага.
  2. Составить из данных слогов слова (работа с разрезной азбукой). Во, на, ра, ва, та, ро, пар, я, ли, ю, бей, ца, но, у, се, ма. (Вата, парта, нора, ворона, воробей, яма, Юра)

2-ой уровень сложности.

1. Разложить слова под различными графическими схемами.

а – а, о – о ы – а и – ы е – а
носки, крыша грибы стакан белка
лента, мешок забор миска рыба

2. Определить сколько слогов в названии картинок.

3. Записать слоги в тетрадь в соответствии схемой: ры, як, ус, ши, ре, ха, ют, вы, ел, ост, енк, рам, тру, шил, шли, ист, чте, ест, кор, сва.

4. Придумать и записать слова к графическим схемам: о – а, у – а, а – а – а, о – о – о.

5. Поднять карточку с цифрой в соответствии с количеством слогов в слове: Самолёт, сад, куст, жадина, музыка, метро, рука, писк, дерево, мальчик, урок, рот, мост.

6. Записать слова в 3 столбика а зависимости от количества слогов в словах: Пушка, суп, кошка, сапоги, тыква, ключ, вишни, лук, ребята, стон, щука, капуста, тишина, рысь, брат, мальчик, ракета, дома, маки, ночь.

7. Переставить местами звуки в слогах и назвать получившийся слог:

Ар, ом, ез, ув, ин, як, ит, га, ро, ду, си, фи, жа, лу.

8. Изменить слово так, чтобы получилось в слове два, затем три слога. Например: дом – дома – домики.

Дом, гриб, сом, крот, куст, стол, нож, лист, кот.

9. Игра «Слоговой аукцион».

а) закончить слово: по – ра, жар, вар, пал, гас, шёл; со – да, ва, ты, кол, вет.

б) придумать и назвать слова, которые начинаются на слоги му, гу, но, бу.

10. Вставить пропущенные слоги в слова: …шина, …жама, …рожок, …бушка, …жина, …силёк, ра…о, мо…зы, ма…зин, звёз…ка, аз…ка, ско…рода.

11. Убери один слог так, чтобы получилось новое слово: Кусок, сокол, фасоль, майка, чайник, смородина, мелки, коньки, бабочки, дорога, огоньки, стрекоза.

3-ий уровень сложности.

1. Выделить первый слог из названий картинок и записать его. Объединить слоги в слова, слова в предложение и прочитать (записать) его.

Например: Утюг, домино, мама, больница, шарик, якорь, сова, баран, каток. (У дома большая собака).

2. Назвать мебель, посуду, овощи, фрукты, животных, в названии которых два или три слога.

3. Назвать пропущенный слог в словах (картинках).

Ло…та, ры…ки, лю…ки, пи…тель, соло…й, ке…р, по…да, ра…та, ма…зин, ма…нист.

4. Составить слова из слогов, данных в беспорядке.

На, по, ля; рё, за, бе; на, кор, зи; га, ро, до; ты, би, ле; лит, ка,ка; воч, де, ка; рев, ня, дер; ный, де, жур; на, ма, ши; даш, ка, ран; да, ве, ран; ло, мо, ло; зе, га, та; го, я, ды;

5. Подчеркнуть в предложении или в тексте слова, состоящие из 2 или 3 слогов.

Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре!»

6. Дети делятся на две команды. Первая команда придумывает слова со слогом «кры», вторая команда со слогом «кре». В конце члены команды читают записанные слова. За каждое не повторяющееся слово команда получает очко.

7. Придумать ряд слов так, чтобы последний слог предыдущего слова стал первым слогом следующего слова. Например: Шары – рыба – базар – заря – ряды – дыра и т.д.

8. На столе перемешаны картинки с одно-, двух- и трёхсложными словами. Три ребёнка собирают картинки по группам: один подбирает картинки с односложными названиями предметов, второй - с двухсложными, третий – с трёхсложными.

9. Изменить слова так, чтобы в каждом слове стало два слога. Дуб, кот, дождь, сад, гриб, лист, стол, друг, слон, винт, лоб, мяч, гвоздь, ключ.

10. Изменить слова так, чтобы в каждом слове был один слог.

Носы, кони, круги, братья, кран, слоги, врачи, хвосты, зонты, волки, звери.

Образовать от данных слов трёхсложные слова (если это возможно).

11. Переставить слоги в словах так, чтобы получилось новое слово.

Например: рады – дыра. Рады, наши, насос, кабан, нора, какой, качай, жилы, камыш, навес, сев, весна.

Развитие анализа структуры предложения.

1-й уровень сложности.

  1. Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нём.
  2. Составить предложение из 3-х слов.
  3. Составить схему предложения: Выпал первый снег.
  4. Определить количество слов в предложении.
  5. Разделить текст на предложения.

а) Мы жили на даче около дачи была роща.

б) В лесу росла сосна там было дупло в дупле жила белка у белки были детки они малы.

в) В деревне.

У дедушки дом в деревне около деревни пруд летом Тёма был у дедушки дедушка подарил Тёме удочку Тёма ходил на пруд и ловил рыбу рыбу бросал в ведро это тяжёлый труд ловить рыбу.

г) Котята.

У маленьких котят открылись глазки и прорезались зубки малыши первый раз выбрались из корзины один залез под шкаф другой заполз под кровать под кроватью стояли красные сапожки Лоры пушистый котёнок залез в сапог и крепко заснул.

  1. Поставить предложения в нужном порядке:
  • Вдруг он залаял.
  • Ребята шли по лесу.
  • Под кустом лежал ёжик.
  • Впереди бежал Шарик.
  • Вася положил его в шапку.

2-ой уровень сложности.

  1. Распространить предложение, постепенно наращивая количество слов: Девочка чистит. Девочка чистит яблоко. Девочка чистит спелое яблоко. Девочка чистит спелое яблоко брату. Девочка ножом чистит спелое яблоко брату. Предложения для распространения: Ребята играют. Оля моет. Кошка сидит. Солнышко светит. Мальчики гуляют.
  2. Составить предложения из данных слов: ребята, речка, в, купаются; кошка, комнаты, из, выскочила; бабочка, полянкой, над, над, порхает; Варя, фиолетовые, нашла, васильки.
  3. Составить предложения из данных слов. Выделенные слова должны быть первыми. спелые, Я, орешки, щёлкаю; помощь, Больному, врача, нужна, лечащего; семья, на, плавала, Большая, пруду, утиная; тишине, В, лесной, шевелилась, веточка, еловая; В, раздался, сучьев, треск, лёгкий, кустах; пушистая, У, рыжая, кота, шерсть;
  4. Составить предложения из данных слов: 1) За школой. Большой, и, нашей, за, огород, школой, сад; много, в, ягод, саду; грядах, огурцы, на, морковь, горох, растут; собирают, ученики, урожай, осенью, хороший. 2) Зима. Чудесен, лес, зимой, сказочен, и, русский; снег, украшает, пушистый, деревьев, ветви; шишки, висят, смолистые, ели, на; вершинам, по, перелетают, елей, клесты-еловики; в, попискивают, хлопотливые, сучьях, синицы.
  5. Переставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст:

Мурка.

  • На полке была рыба.
  • Кошка Мурка сыта, а нам рыбы нет.
  • Кошка искала еду.
  • Мама и дети ушли.
  • Мурка взяла рыбу и ела на полу.
  • На полке была рыба.

Жук.

  • Он никак не мог улететь.
  • Жук помахал крыльями, пожужжал и улетел.
  • Наташа выбежала на лужок.
  • Наташа пожалела жука.
  • Она увидела на дороге жука.
  • Она перевернула жука веткой.
  • Жук лежал животом вверх.
  1. Определить границы предложений в тексте.

Зимой в лесу.

Зимой друзья пошли в лес вот с сосны упали снежные хлопья это прыгнула пушистая белочка в сучьях деревьев было жильё зверька над елью кружила стайка клестов.

Зимой.

Трещат морозы сонный стоит лес пушистый снег укрыл полянки пеньки надели снежные шапки у корней сосны нора лисицы в яму под елью залёг медведь лесник Иван Григорьевич кладёт в кормушку сено для зверей.

3-ий уровень сложности.

1. Составить предложения, поставив слова в нужном порядке и падеже:

Моя, мама, печатать, машинка, на; собирать, дети, в, шишки, лес, еловый; Лена, букет, на, собирать, луг, цветущий; налить, Маша, кувшин, из, молоко; под, гора, речка, течёт, быстрая; вьюга, поле, гуляла, над, чистым; чижик, в, Маша, у, живёт, клетки; ужи, трава, в, шуршат; покрыты, пушистый, снег, кусты; в, спешит, Саша, школа;

2. Составить предложения из данных слов:

Ненастные дни.

Стоят, дни, ненастные; тучи, солнце, закрывают, тяжёлые; с, моросит, утра, позднего, до, вечера, дождь; деревьев, с, ветер, срывает, яростно, листья; стало, в, грустно, лесу.

Лосиха с лосёнком.

Выходят, на, лесную, рыжий, лосиха, лосёнок, и, поляну; мать, в, окунает, ручей, морду, лохматую; резво, лосёнок, обегает, лужайку; он, теперь, атаковать, ножками, стал, задними, мать; пить, перестаёт, она, сразу; бежит, за, лосиха, озорником; стали, бодаться, они; на, устал, лёг, и, землю, малыш; мать, своего, лижет, сыночка.

3. Переставить предложения в нужном порядке, чтобы получился текст:

В парке.

  1. Уже цветут липы.
  2. Был тёплый весенний день.
  3. Там красивая липовая аллея.
  4. Ребята весело гуляли в парке.
  5. Возле цветов жужжат пчёлы, шмели.
  6. Дети сели отдыхать на скамью под липой.

Друзья.

  1.  Вот Алёша бросил палку за куст.
  2. Скоро он стал большой собакой.
  3. Бим несёт мальчику палку.
  4. Бим ел молоко, суп и хлеб.
  5. Щенку дали кличку Бим.
  6. Часто друзья играли в парке.
  7. Алёша принёс щенка домой.

4. Составить предложения по сюжетным картинкам.

5. Определить границы предложения.

Осенью.

Мы часто ходим в ближний лесок красив русский лес осенью яркие краски радуют глаз падают сухие листья земля покрылась пёстрым ковром шуршит под ногами сухая трава в лесу смолкли птичьи песни вода в лесных ручьях чистая хорошо дышать свежим воздухом.

Весна пришла.

Ласковые лучи солнышка посылают на землю тепло тают снега по канавкам бегут звонки ручейки быстро шагает весна на реках, озёрах треснул лёд набухли и лопнули почки цветёт ива стоит вся в пушистых барашках скоро деревья наденут новый наряд оживут поля, леса школьники будут работать в саду.