«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием».
В.Г.Белинский.
«.... Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».
Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.
Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.
Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.
Свою работу по обучению детей пейзажной живописи, я начала со средней группы. Диагностическое обследование детей по изобразительной деятельности показало, что у них имеются определённые проблемы. Дети в группе имеют нарушения зрения: косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия. У них понижена острота зрения, поэтому они не могут видеть достоверно окружающий мир, у многих нарушено цветовое восприятие. Некоторые не могут правильно оценить глубину пространства, объём предмета, так как нет бинокулярного зрения. Дети плохо ориентируются на микро - и макроплоскости.
Учитывая это, я поставила перед собой следующие задачи:
1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:
- создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;
- показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.
2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы:
- развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.
3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.
Я заметила, что ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляю в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых мною систематических наблюдений.
На прогулках обращаю внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.
Придаю большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. Когда знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, то одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.
В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи. Свою работу планирую с учётом возрастных особенностей детей, подбираю произведения, соответствующие программе воспитания, доступные по содержанию и исполнению. Наши дети – слушатели, а не читатели. Поэтому, эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависит от того, как доносит его педагог.
Я собрала и оформила подборку художественного слова: стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок по временам года. Материал для этого подбираю доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.
Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень... В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. Вместе с детьми играли с собранными листьями («Найди такой же по цвету и форме»), предлагала составить из листьев композиции (например, осенний лес, где листья изображали деревья). Старалась давать детям возможность пофантазировать, что можно сделать из этого материала. При этом мы не наклеивали картинки, а просто раскладывали и смотрели со всеми детьми, кто что придумал.
Свою работу старалась построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращала внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображали при рисовании на темы «На деревья, на лужок тихо падает снежок», «Дремлет лес под сказку сна».
Предлагала детям для рассматривания репродукции картины И.Шишкина «Зимний лес». Обращая внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле, читала стихотворение:
«Зимний лес, что шапкой
Принакрылся чудной.
И заснул под нею
Крепко, непробудно».
Восприятие художественного образа в картине И.Шишкина и слушание стихов помогают детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес. Когда все рисунки расположили на доску, они образовали общую картину. Дети с интересом рассматривали их и находили новые детали: «Вот там я вижу следы на снегу, наверное, зайчик пробегал», «А вот под этим деревом, наверное, в берлоге спит медведь», «А здесь большие следы, это волк пробегал».
Предлагала и другие варианты картин зимней природы, которые дети изображали после чтения мною стихотворения И.Сурикова:
«Белый снег пушистый в воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело».
Я спрашивала детей, как можно нарисовать зиму, после чего они сами выбирали сюжет и рисовали. Зимняя тематика для дошкольников интересна тем, что включает также образы новогодних персонажей: Снеговика, Деда Мороза, Снегурочки, зверушек, которые пришли на новогодний праздник в лес.
Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, цветы.
В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой я обращаю внимание детей. Например, увидев ромашки с нежными белыми лепестками, дети ещё лучше изобразят эти цвета, услышав стихотворение М. Познанской:
«На лугу, у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке –
Белый, с жёлтеньким глазком.
Я цветы сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит: «Не тронь!»
В этом стихотворении выражена любовь поэта к первым летним цветам. Читая стихи, я интонацией голоса выражаю эмоциональное отношение к этому образу. В конце учебного года организую экспозицию детских 2пейзажей» для того, чтобы ребята увидели все времена года, которые они изобразили в рисунках. Такой просмотр даёт им возможность вновь побывать в осеннем или зимнем лесу, полюбоваться картинами весенней природы. Считаю, что рассматривание работ полезно также тем, что каждый ребёнок на выставке находит свои рисунки и может сравнить результаты собственного творчества, увидеть, чему он научился. С другой стороны, дети испытывают радость от возможного общения в новой для них ситуации («Мы пришли на выставку, смотрим наши картины», «Мы, как художники, сами их нарисовали»).
Когда дети перешли в старшую группу, я стала больше использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. Рисование красками я чередую с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами. Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Экспериментирование с различными материалами (красками, фломастерами, цветными мелками, углём) даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно- выразительные средства в рисунке.
При рисовании осени я предлагала детям предварительно протонировать лист бумаги. Дети сами выбирали соответствующий фон, на котором должны выделяться краски. Перед рисованием я обращала внимание детей на то, что вначале надо нарисовать землю, деревья, а потом уже осенние листья. Во время рисования напоминала детям, чтобы они брали краски разных цветов, тогда действительно деревья будут в ярком осеннем наряде. Дети любовались своими картинами золотой осени.
Поощряю самостоятельное рассматривание детьми картин, иллюстраций, наблюдение явлений и объектов природы, а также показ детьми друг другу некоторых приёмов изображения. Среди методов использую индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитываю его индивидуальные и возрастные особенности.
Очень важно не допускать зрительного утомления. Наши дети, имеющие нарушения зрения, требуют особого подхода, хотя цветовосприятие у них не нарушено. У двоих детей (Вани и Димы) диагноз – астигматизм (левый глаз 1,0, а правый - 0,2 «ленивый глаз»). Чтобы поднять остроту зрения, мальчики носят постоянно окклюзию на здоровый глаз. У Гали оперированное косоглазие, страдают глазомерные функции. У Насти – спазм аккомодации, глаза находятся в постоянном напряжении. Часто провожу с детьми упражнения на общее расслабление («Мороженое», «Волшебный сон»), использую упражнение «близко-далеко».
Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники, и психологи- исследователи детского рисунка. Ещё Микеланжело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает». Исследователи В.И. Кириенко, А.Г.Ковалёв, Н.П. Сакулина подчёркивают необходимость развития глаз и рук, координированности их движений.
Зрительный контроль за процессом изображения осуществляю на основе имеющегося у ребёнка представлений о предмете, явлении. Направляя взором действия рук при создании рисунка, он всё время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться. Поэтому очень важно создать у детей отчётливое представление о том, что предстоит им изображать.
При восприятии произведений искусства я не стремлюсь к массовому охвату детей. Кратковременный, но доверительный разговор с 2-3 детьми иногда может оказаться гораздо эффективнее, чем беседа со всей группой. Общение с прекрасным не терпит суеты и фронтальных форм работы.
Специальные занятия по ознакомлению с живописью включаю в другие виды занятий: ознакомление с окружающим миром (природные явления), развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Темы занятий планирую так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогают детям обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию. Например, рисование на тему «Зима» провожу после занятия по рассматриванию произведения И.А.Попова «Первый снег».
Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отвожу свободной самостоятельной деятельности. Для этого я создала в группе соответствующие условия. Рабочих мест хватает на всех детей. В основном, после полдника или ужина на столы выкладываю изобразительные материалы, имеющиеся в группе. Дети выбирают их самостоятельно и рисуют. Чтобы у них не потерялся интерес к рисованию, я периодически демонстрирую новые интересные приёмы работы с уже известными им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии (рисование пальчиками, ладошкой, углём, на сырой бумаге, на сырой ткани, ниткографию). Положительно оцениваю инициативу детей, независимо от полученного им результата. Заинтересованно, уважительно и деликатно отношусь к детскому творчеству.
Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности (Настя, Кристина). Рисуя пейзаж, ребята стремятся к отражению лишь характерных, на их взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети в средней группе передавали лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. В старшей группе они стремятся уже выделить старые и молодые ели, большие и маленькие, разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои веток, разное строение и окраску ствола. Происходит индивидуализация в деталях (стала встречаться чаще в детских рисунках).
Чтобы эффективно решить задачи по воспитанию эстетических чувств через пейзажный рисунок, я выступила на родительском собрании с сообщением «Как прекрасен этот мир, посмотри!» о пользе наблюдений отдельных явлений и состояний природы и дала рекомендации. Многие родители прислушались к моим советам и в результате пришли к выводу, что воспитание
детей через общение с живой природой – это великолепное условие, где ребёнок получает эмоциональную отдушину, знания, а главное, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности.
В свободное время родители вместе с детьми стараются чаще бывать на природе. Они наблюдают не только за сезонными изменениями в природе, но и стали замечать некоторые особенности («Видели дерево, похожее на Бабу Ягу», «А звёзды на небе переливаются разноцветными огоньками», «Луна мне улыбалась»).
Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника». Родители вместе с детьми стали чаще посещать выставки в городской Картинной галерее, в городской детской Картинной галерее.
Работа по воспитанию эстетических чувств у детей при рисовании пейзажей будет продолжаться. Надеюсь, что успехи её будут заметны, если активными помощниками в этом будут мамы и папы моих воспитанников.
Наблюдения показали, что такая системная ежедневная работа побуждает детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием рисуют, создают коллажи по временам года. Дети свободнее владеют пространственным ориентиром, поэтому композиция чаще стала иметь многоплановый характер, предметы располагаются «ближе - дальше». Ребята научились работать разными материалами, в разной технике. Дошкольники стали проявлять волевое усилие, целеустремлённость, заинтересованность, так как хотят выполнить работы на новом качественном уровне. В октябре 2006 года принимали вместе с детьми участие в городской выставке «Я – педагог и художник». Работы детей украшают интерьеры группы и разные помещения образовательного учреждения.
Перейдя в подготовительную группу, дети сами стали интересоваться пейзажем, как жанром живописи, его видах и особенностях. Дошкольники уже ознакомились с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской, горный, космический. Это даёт возможность расширить решение задач по развитию эстетических чувств дошкольников. Продолжаю развивать композиционные умения (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости), совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков).
Таким образом, можно сделать вывод, что эстетические чувства закладываются день за днём с дошкольного возраста, а воспитание их через пейзажную живопись способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество.
Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
Доклад хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Литература:
- Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
- Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».
- Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития». 1997 г.
- Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательство Карапуз-дидактика, г. Москва, 2006г.
- Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006г.
- Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». Пособие для воспитателей детских садов г. Москва, 1985.
- Кулакова Н. «Художественное слово в эстетическом воспитание детей». «Дошкольное воспитание» №2/1984 г. Стр. 15.
- Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Библиотека программы «Детство» г. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.
- Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». «Цветные ладошки» Издательство Карапуз-дидактика, г. Москва, 2006.
- Плаксина Л.И.»Программа для специальных коррекционных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду», Москва, 1999 г.
- Плаксина Л.И. «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» Москва,1998 г.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
- Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада. г. Москва «Просвещение», 1992 г.