«Мы являемся свидетелями уникального явления: впервые за многолетнюю историю образования лидерами процесса модернизации информационного поля выступают именно дети. Семья и школа вынуждены идти вслед за своими воспитанниками, формируя собственную информационную компетентность».
В.В. Нестеров, министр общего и профессионального образования Свердловской области.
Сегодня уже очень многие говорят о том, что смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном жизнеустройстве. Накопление знаний, переход к новым технологиям во всех сферах жизни и даже в быту приводят к осознанному пониманию пересмотра не только того, чему мы учим детей, но и того, как мы это делаем. Меняющийся мир требует соответствующих изменений в образовании.
Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства. Базовое звено модернизации образования — общеобразовательная школа. Модернизация школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качественного образования. В общегосударственном плане новое качество это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовании является: развитие ресурсов образования для достижения социальной компетентности личности. Этой проблеме отводится большое внимание в программе развития образования Свердловской области.
Судьба любой конструктивной идеи, любого проекта, как известно, реализуется в гуще практики. Сегодня системные изменения в сфере образования, улучшение качества жизни граждан страны во многом соотносятся с приоритетным национальным проектом «Образование». Как оценивают его практики? Каковы его стратегические задачи? Есть ли место директорам школ страны, учителям, общественности в совершенствовании содержания проекта и способов его реализации? Много подобных вопросов появляется у представителей педагогического сообщества. Президент РФ определил национальные проекты как «новые механизмы решения государственных задач». Главное в предлагаемых приоритетах то, что они впервые четко демонстрируют осознание властью человекоформирующего и человекообразующего смысла своего конституционного предназначения.
Изучая нормативно-правовые документы, механизмы реализации проекта «Образование», анализируя материалы в средствах массовой информации по реализации национального проекта «Образование», участвуя в инструктивно-методических совещаниях, приходим к следующим выводам:
Развивая систему управления в конкретном образовательном учреждении, основанную на принципах корпоративной культуры управления ОУ, принимая цель запуска национального проекта в области образования, считаю:
Что в нашем образовательном учреждении деятельность по реализации национального проекта должна быть направлена на системное изменение образования в трёх аспектах: первый — изменение содержания образования, в соответствии с запросом общества. Второй аспект — изменение технологии преподавания, методик. И третий — изменение кадровой ситуации. Это «три кита», на которых базируется любая структура, а образование тем более.
Соотнеся свою управленческую деятельность с целями и задачами приоритетных направлений государственной политики в образовании, выделила для себя следующие проблемы:
- выбор эффективной стратегии управления развитием школы в быстроменяющейся и не всегда предсказуемой среде;
- развитие качеств необходимых руководителю, для успешного управления процессами адаптации школы к будущему.
В своей деятельности основной целью считаю: на основании результатов мониторинга, по реализации программы развития школы, выявить и создать условия для формирования и развития инновационных процессов в школе.
Для достижения указанной целевой установки ставлю перед собой следующие организационно-управленческие и научно-методические задачи:
- создание условий для повышения уровня мотивации членов педагогического коллектива и формирование готовности педагогов к инновационной деятельности;
- создание информационной основы системы управления образованием в современных условиях, представляющей собой комплексную диагностику качественных и количественных показателей эффективности функционирования тенденций развития образовательного процесса;
- развитие системы мониторинга результатов образования (отбор и апробация методик, обеспечивающих выявление уровня ключевых компетенций выпускника школы).
Мероприятия по развитию образования Свердловской области на 2004-2007 годы определяют в качестве «приоритета деятельности субъектов управления образованием развитие ресурсов образования, необходимых для достижения социальной (социально-профессиональной) компетентности». Важнейшим ресурсом образования для педагогов, обучающихся, управленцев, родителей, безусловно, является самообразование, способность и стремление человека, привлекать и эффективно использовать все доступные информационные условия.
Систематически организуя проблемно-ориентированный анализ результатов деятельности учреждения, пришла к выводу, о необходимости развития механизмов взаимодействия между субъектами образовательного процесса, для того, чтобы повысить уровень информированности родителей и учащихся, способствующий включению их в управление школой. Практика показывает – родители не всегда являются активными участниками образовательного процесса, не все проявляют заинтересованность в установлении более тесных контактов со школой, что отрицательно складывается на социализации детей.
Подтверждается потребность в обеспечении доступности всех существующих информационных ресурсов, их концентрации и развитии с учетом инфраструктуры образовательной системы, потребностей субъектов образования. А, следовательно, в качестве цели своей статьи определяю: проанализировать деятельность по созданию условий для развития, обучающегося как гражданина и члена общества на основе формирования информационных потребностей.
Для достижения поставленной цели, выделяю следующие задачи:
- раскрыть особенности формирования и развития информационно-образовательной среды школы через реализацию программы развития;
- выявить возникающие противоречия и в связи с этим спроектировать свою дальнейшую управленческую деятельность;
Процессы самообразования, саморазвития с использованием информационных ресурсов происходят в образовательном учреждении на всех уровнях взаимодействия участников образовательного процесса: на уровне детей, педагогов, на уровне руководства. Педагоги и ученики осваивают основы компьютерной грамотности, дети на уроках, педагоги - на курсах повышения квалификации. Создавая условия для интеллектуального развития, самообразования и самореализации субъектов образовательного процесса, одновременно совершенствуем систему управления на уровне руководителя, заместителей, педагогов, самоуправления у детей.
Одна из задач Концепции формирования единого информационно-образовательного пространства Свердловской области является: повышение уровня культуры и качества принятия управленческих решений (на основе перевода системы управления на новый информационно-технологический уровень).
Для создания в школе определенной системы размещения информации и оперативного поиска её появилась необходимость создания дополнительных информационных баз:
- «Региональный банк педагогической информации».
- «Нормативно-правовая база школы» (доступ должен стимулировать её изучение).
- Психологическая служба.
- Статистическая, аналитическая информация.
- Учебно-воспитательный процесс.
- Кадры.
Погрузившись в этап накопления информации (сегодня информация – это снежный ком) возникла потребность развивать информационно-образовательную среду. На мой взгляд, этому способствуют:
- оптимизация образовательного процесса в условиях информатизации образования и, следовательно, повышение уровня информационной компетентности участников образовательного процесса;
- обеспечение современной компьютерной техникой и создание условий для эффективного использования техники в практику образовательного учреждения;
- создание и развитие системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.
Грамотный специалист имеет выбор: использовать или не использовать, что использовать и в каких объемах. Активно развивающийся процесс информатизации школы, являющийся одним из приоритетных направлений национального проекта, свидетельствует о наличии серьезного противоречия: так как происходящие действия необязательно могут привести к положительным результатам. Редко кто способен аргументировано доказать повышение уровня качества образования от стремительно развивающихся процессов информатизации.
Но, безусловно, хороший уровень информационно-образовательной среды позволяет школе существовать не изолированно от окружающей действительности, а быть частью открытого общества и использовать его потенциал.
Деятельность педагогического коллектива направлена на решение важной проблемы - подготовить обучающихся к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Реализуя образовательную программу, считаем, что выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами, являющимися ценностями:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их в практической деятельности;
- критически и творчески мыслить, быть коммуникабельным;
- самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем;
- грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы), в том числе с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникативных технологий.
В связи с этим мне особенно близка мысль одного из авторов школы адаптирующей педагогики Евгения Ямбурга, согласно которой основная цель образования - передать следующим поколениям ценности культуры и научить их жить в быстро меняющимся мире, то есть дать возможность ребенку не только получить готовое, но и достигать чего-то самостоятельно, помочь ребенку построить научную картину мира и создать все условия для его социализации.
Формирование информационно-образовательной среды является предметом совместной деятельности в рамках социального и профессионального партнерства субъектов образовательного процесса. Эта совместная деятельность осуществляется в следующих направлениях:
- определение содержания, методов и технологий обучения учащихся в условиях информатизации образования;
- обеспечение современной компьютерной техникой образовательное учреждение. Любой ученик и педагог имеют право на получение информационных ресурсов и услуг для создания условий информационного равенства всех субъектов образовательного процесса;
- создание условий для эффективного использования техники в практику образовательного учреждения;
- создание и развитие системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров.
Если смоделировать информационно-образовательную среду школы, то она представляется мне в виде пирамиды, основанием и боковыми гранями которой, являются осуществляемые направления деятельности. Замечательным свойством пирамиды является то, что каждая грань непосредственно примыкает к трем другим и именно высокая связность направлений информатизации – залог ее успеха.
Анализируя свою педагогическую деятельность, а также создание условий для повышения уровня информационной культуры коллег, прихожу к выводу, что: Инновационная деятельность, в которую включается учитель в школе, может стать мощным фактором его личностно-профессионального саморазвития, самостоятельного «взращивания» себя как свободного, самоценного человека и компетентного профессионала.
Анализируя исследования проведенные в коллективе, убедилась, что основываясь на принципах корпоративной культуры управления в коллективе создается положительная среда, способная повысить мотивацию сотрудников, способствовать их самореализации, личностному и профессиональному росту.
Анализ работы позволил подвести основные итоги информатизации учреждения:
1) Располагаем современной компьютерной техникой, мультимедийной проекционной системой,
2) Сокращение численности учащихся на одно рабочее место, оборудованное компьютером, (планируется открытие второго кабинета информатики, информационно-методического центра);
3) Увеличение численности педагогических работников, прошедших подготовку по использованию новых информационных технологий в образовательном процессе (87% от общей численности педагогов.);
4) Инновационная деятельность в управлении, технологиях и содержании образовательного процесса рассматривается как одно из важных условий развития школы. Педагоги различных учебных дисциплин стали активнее использовать аппаратно-программные средства в своей деятельности. В связи с информатизацией расширяются возможности профессионального роста педагогических работников, их самообразования, творческой работы, повышается уровень информационной культуры, эффективность управленческой деятельности;
5) Большая часть обучающихся владеют начальными навыками работы на компьютере. В основном работа на ПК осуществляется на уроках информатики, для создания проектов и презентаций, оформления рефератов. Результаты итоговой аттестации, областной контрольной работы подтверждают мнение педагогов, о том, что у обучающихся сформировано понимание значимости информации для осуществления успешной учебной деятельности. Повысилась мотивация обучения. Учащиеся достаточно уверенно владеют навыками представления информации в различных видах (таблицы, диаграммы, графики, планы). Можно отметить совершенствование организации досуговой деятельности обучающихся, расширение возможностей получения информации в соответствии с индивидуальными потребностями, реализация творческих способностей и развитие творческого потенциала, активизация самостоятельной деятельности обучающихся;
6) Вместе с тем из-за недостаточности материально-технической базы, доступа к ресурсам Интернет отмечается недостаточное влияние процесса информатизации на развитие возможностей индивидуального подхода к обучающимся;
Проанализировав практику взаимодействия работника библиотеки и педагогических работников, администрации, обучающихся и их родителей при реализации образовательной программы, программы развития школы, в том числе обеспечения аттестационных процессов, научно-методической, учебно-исследовательской и иной деятельности, можно сделать следующие выводы:
Нормативная база учреждения, имеющиеся информационно-образовательные ресурсы и кадровый потенциал коллектива, соответствуют задачам развития информационно-образовательной среды, обеспечивают условия для самообразования педагогов и обучающихся. Исходя из приоритетов региональной образовательной политики, придерживаясь целевого ориентира учреждения, считаю что, управленческая деятельность направлена на создание условий для достижения учащимися главного результата образования – социальной компетентности для всех категорий учащихся. Создаются условия для самовыражения, самопознания и самооценки ребенка, необходимые ему для вступления в мир социальных отношений. Применяемые в работе технологии, методы и формы работы с педагогами дают положительный эффект. Следовательно, можно сделать вывод о том, что применяемые мною методы педагогически целесообразны и результативны.
2007 год стал временем активной реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Государство сделало первый реальный шаг обещанного «возвращения в образование». В общей сложности впервые за всю историю постперестроечного образования в 6 раз увеличен ресурс развития отрасли.
Эффективная организация реализации ПНПО достигается через решение следующих групп задач:
- Понять смысл и предназначение приоритетного национального проекта «Образование». До сих пор мы имеем дело с двумя его крайними пониманиями. С одной стороны, национальный проект как своего рода «раздача слонов» стремление кого-то наградить, не вызывая никаких изменений в системе образования. С другой - при реализации ряда компонентов проекта многим явно не хватает осознания того, что все делается не только для утверждения самоценности образования, но и для общества, для конкретных детей и их родителей, ради которых работают наши учителя. Достичь ясного понимания предназначения приоритетного национального проекта - наша совместная задача.
- Вторая группа задач связана с пониманием того, какие компоненты включены в проект и как они связанны друг с другом. Мы должны понять, в частности, что принципы нормативного подушевого финансирования и платы за качество образования, обозначенные Президентом РФ, пронизывают большинство компонентов национального проекта.
- Третья группа задач - это организация наших действий. Предстоит своевременно проводить конкурсные процедуры, принимать нормативные документы, отслеживать прохождение финансов, детально, шаг за шагом, выстроить все действия, ход отбора инновационных школ и лучших учителей.
- И, наконец, четвертая группа задач - организация мониторинга и отчетности по проекту. От своевременно организованной отчетности зависит, насколько вовремя мы будем получать федеральные субсидии и субвенции. А это, в свою очередь, скажется на своевременной выплате классным руководителям, лучшим учителям, инновационным школам и талантливой молодежи.
Первая группа задач связана с постижением смысла приоритетного национального проекта «Образование». Он разработан таким образом, чтобы:
- Поддержать системные изменения по основным направлениям развития образования России. Именно опора на системные изменения только и даст ожидаемый эффект;
- Эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и проектного образовательного менеджмента. Есть шанс, что при грамотно организованных процедурах отбора учителей, школ и талантливой молодежи будет внесен вклад в выращивание слоя будущих проектных управленцев в системе образования.
Считаю, можно сделать вывод, созданные условия по развитию единой информационно-образовательной среды позволяют организовать доступ к социально-гражданской информации всем участникам образовательного процесса. Следовательно, можно сказать: В образовательном учреждении развивается информационно-образовательная среда, позволяющая, ему становится, образовательным и информационным центром.