Экологическая тропа

Разделы: Внеклассная работа


Наша школа находится в небольшом промышленном городке, в котором есть крупный химический комбинат, завод бытовой химии, ГРЭС. И все эти предприятия не очень благоприятно влияют на экологическую обстановку нашей малой Родины.

Вот почему одним из основных направлений внеклассной работы является экологическое воспитание школьников. Я хочу рассказать об экологической тропе, созданной в районе школы силами учащихся и преподавателей. Идея создания экологической тропы была продиктована желанием учащихся сохранить замечательный уголок природы на левом берегу реки Кубани, который находится по соседству с нашей школой. Много лет ученики 4-11 классов занимаются исследованиями по биологии, химии, экологии. Темы исследований помогли разработать различные станции экологической тропы, такие как: «Пришкольный участок», «Зеленая аптека», «Пробная площадка», «Дендрарий», «Свалка», «Болото», «Автомагистраль», «Река Кубань», «Здоровье».

Путешествие по экологической тропе начинается с экологического гимна, который призывает всех людей нашей планеты беречь Землю, защищать животных, растения, все живое на земле, не загрязнять окружающую среду.

Экскурсоводы – это учащиеся 7-8 классов рассказывают о каждой станции:

1 станция «Пришкольный участок».

Пришкольный участок закладывался одновременно со строительством школьного здания в 1973 году на месте старой школы. Площадь его составляет 0,75 гектара. В его состав входят дендрарий, учебно-опытный участок, клумбы, теплица. Пришкольный участок – это зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений, используют их как наглядный материал для занятий на уроках ботаники. Зеленый наряд школы достаточно разнообразен, он представлен 45 видами деревьев и кустарников, множеством травянистых растений. Роскошные тополя, пушистые сосны, кудрявые березы, ароматная черемуха были посажены ребятами вместе с учителями. Живая изгородь из кустарников весной вспыхивает желтыми кострами цветущей форзиции и, как снегом заметается белыми цветениями сирени и душистого жасмина. Очень украшают участок хвойные деревья и кустарники. Они насажены у парадного входа школы. Это сосны, туи, можжевельник, которые круглый год насыщают воздух фитоцидами, убивающими бактерии. Цветочное оформление, в основном, состоит из многолетних растений, которые цветут в разное время, что обеспечивает длительный декоративный эффект и возможность вести научные наблюдения. Создание устойчивых зеленых насаждений – один из самых доступных и эффективных способов улучшения окружающей среды. При закладке зеленых насаждений на пришкольном участке принимались во внимание газопоглотительные и очистительные свойства различных видов деревьев и кустарников. Территория школы по внешнему периметру защищена полосой из деревьев и кустарников, которые очищают воздух от пыли, закрывают школьную территорию от ветра, снижают уровень шума, что создает учащимся условия для игр, отдыха и занятий физкультурой.

2 станция «Зеленая аптека».

Школьный участок включает в себя полевой, производственный, овощной и коллекционный отделы. В коллекционном собраны разнообразные лекарственные растения, такие, как девясил, крапива двудомная, мята кучерявая, мята перечная, мелисса, календула, зверобой, чабрец, мать-и-мачеха, шалфей, валериана, полынь, пижма, ревень. А в этом году на участке поставлен опыт по выращиванию расторопши, листья, стебель и корень которого используют для лечения заболеваний печени. Как вы считаете, а нужно ли в век прогресса, когда медицина располагает значительным арсеналом медицинских препаратов, идет поиск новых эффективных лекарств, собирать и выращивать лекарственные растения? Не секрет, что многие лекарственные препараты искусственного происхождения вызывают побочные эффекты: аллергию, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта, головную боль и т.д.

Существует мнение, что даже простое душевное общение с растениями благотворно действует на человека, а неспешно, с любовью выполняемый сбор трав – уже начало лечения. Препараты из растений воздействуют на организм мягко, т.к. содержат биологически активные вещества в небольших количествах. Поэтому лечение можно проводить продолжительное время, не опасаясь привыкания. Если сбор трав и лечение проводить правильно, то выздоровление обязательно наступит.

Растительный мир подарил человечеству огромное богатство, которое всегда было источником жизни, пищи и здоровья человека, поэтому очень важно сохранить богатство и разнообразие растений: заготавливать растения так, чтобы не наносить вреда природе, или выращивать их.

3 станция «Пробная площадка».

Травянистые растения более многочисленны и разнообразны как в природе, так и в городской среде. Поэтому изучать их более сложно, но и более интересно, показательно. Если деревья в нашем городе в большинстве посажены руками человека, то травы, за исключением центральных газонов, растут самостоятельно. Большинство растений, приспособившихся жить в городской среде, засухоустойчивы, имеют приспособления для успешного распространения семян, жесткие стебли и листья спасают их от вытаптывания в парках и скверах. Очень редко в городе приживаются лесные, влаголюбивые травы. Для изучения состава растительности и наблюдения за состоянием растительного сообщества на экологической тропе заложено три пробных площадки:

  • площадка №1 – во дворе школы;
  • площадка №2 – луг на левом берегу р. Кубань;
  • площадка №3 – парковая зона на правом берегу р. Кубань.

На различных участках тропы можно проследить все стадии изменения растительного покрова от «идеального» до сплошного вытаптывания. Уплотненная ногой человека почва мертва. Здесь вы не найдете ни одного выхода дождевого червя, ни одного следа жизнедеятельности крота. Фактор вытаптывания губителен и для нежных всходов растений. Помните! Каждый шаг, сделанный в сторону от дороги, наносит вред большому количеству живых существ. И если один человек оставляет след, то десять человек прокладывает тропу, а тысяча – превращает это место в пустыню.

4 станция «Дендрарий».

Слово «дендрарий» (от греческого «дендрон»– дерево) означает – участок открытого грунта, где культивируются деревья, систематизируемые по экологическим, декоративным и другим научным целям. В этом уголке пришкольного участка произрастают плакучие ивы, пирамидальные и серебристые тополя, рябина, черемуха, туя, вяз, клен, айлант, акация, конский каштан, ясень, орех; ярусом ниже – сирень, форзиция, спирея, бульдонж, кизильник, калина и др. Мы привыкли к нашим «зеленым друзьям», порой проходим мимо, не замечая их. А между тем, среди них есть очень интересные экземпляры. Например, ива – род этих деревьев является одним из рекордсменов по численности видов. Их более 500, есть древовидные и кустарниковые формы. Отличительной особенностью ив является то, что они имеют почку в виде; колпачка-чешуйки. Ивы хорошо размножаются семенами и вегетативно. Воткнув в почву черенки с карандаш величиной, можно не беспокоиться – они дадут корни. У плакучей ивы роскошная свисающая крона с длинными тонкими ветвями, касающимися почти самой земли. Незабываемый эффект производит она около прудов.

Можжевельник – имеет пирамидальную крону, слегка граненые побеги. Светло-зеленые хвоинки собраны по три вместе. Спелые ягоды можжевельника не только птичий корм, но и целебное лекарственное сырье. В зеленой аптеке его настоями улучшают пищеварение, повышают аппетит.

Боярышник – в переводе «сильный», «крепкий». Кустарник так называли из-за его крепкой древесины, а также потому, что колючки служат ему хорошей защитой. Из плодов и цветков боярышника получают сердечные капли.

Шиповник – ветки этого кустарника обильно покрыты шипами (их надо отличать от колючек. Шипы – это выросты поверхностных тканей, а колючки – видоизмененные листья. Особенно густо усеяны ими молодые побеги, чтобы защитить растение от поедания травоядными животными. Плоды шиповника богаты витамином C. В 4 граммах плодов содержится его суточная норма. Шиповник – родоначальник всех наших красавиц роз. Они были получены методом селекции из этого колючего кустарника.

5 станция «Свалка».

Кругом налево и направо, как бы остатки пирамид
Лежит здесь мусор, как отрава, пугает видом и смердит.
Но мы мириться не желаем, а объявляем бой ему.
И жителей всех призываем начать масштабную воину.

(Струговцова Катя, 8а класс).

Человеку свойственно в процессе деятельности оставлять за собой всевозможный мусор и различные отходы. За одну человеческую жизнь их скапливается очень много. И как человек поступит с ними – зависит от его культуры и воспитанности. Или он сбросит его здесь или – в отведенное для мусора место. Твердые бытовые отходы, скапливающиеся на таких несанкционированных свалках состоят из:

  • бумаги – 41%;
  • стекла – 12%;
  • пластмассы – 5%;
  • резины и кожи – 3%;
  • пищевых отходов – 21%;
  • железа – 10%;
  • древесины – 5%;
  • текстиля – 2%.

В результате этого нарушается один из основных экологических законов – круговорот веществ в природе, т.к. человечество на протяжении многих лет беззастенчиво изымало из природы и внедряло в природу чуждые ей вещества. К примеру – всем нам знакомые пластинки. Выброшенные на свалку, они многие годы будут засорять почву, т.к. в природе нет ферментов, грибов или бактерий, способных их переработать. В настоящее время количество выбрасываемого городом мусора является показателем его культурного развития. Что можно сказать об уровне экологической культуры жителей нашего микрорайона?

Учащиеся нашей школы неоднократно проводили акции по ликвидации этой свалки. Удалось частично засыпать ее. Для этого с помощью шефствующей воинской части и при поддержке администрации города было завезено 10 машин грунта, который разбросали, выровняли, скрыв вид на свалку со стороны жилого фонда.

Но со стороны р. Кубань ее по-прежнему можно наблюдать во всей красе, потому что несознательная часть жителей продолжает сбрасывать мусор. Они не понимают, что этот мусор, разлагаясь, с ливневыми и талыми водами загрязняет нашу реку. Призываем всех выбрасывать мусор только в специально отведенных для этого местах, и тогда наш микрорайон будет чистым и красивым. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не сорят.

6 станция «Болото».

Различают 3 вида экологических систем: наземные, водные и переходные. Примером переходных экосистем может служить болото. Болота – постоянно переувлажненные участки суши, поросшие влаголюбивыми растениями. Они возникают на месте лесов, лугов, при зарастании прудов и озер. Болота бывают мховыми, травянистыми, лесными. Травянистые болота отличаются большим разнообразием трав. Обратите внимание, как среди типичной луговой растительности, состоящей, в основном, из злаков (матлика, пырея ползучего, бобовых: горошка, клевера) и разнотравья (лютики, одуванчики, ромашки и др.) вдруг вздымается стеной рогоза высотой до 2 метров. На влажных и заболоченных местах луговые травы сменяются осоками.

Осоки листьями похожи на злаки, но отличить их можно по плотному трехгранному стеблю без вздутых узлов.

Болота имеют в природе большое водоохранное значение. Накапливая и удерживая воду на окружающей территории, они поддерживают более высокий уровень грунтовых вод. Болота служат источником воды для малых рек, поэтому с исчезновением или осушением болот происходит обмеление и высыхание малых рек, гибель лесов и другие изменения.

7 станция «Автомагистраль».

Все виды современного транспорта наносят большой ущерб биосфере, но наиболее опасен для нее автомобильный транспорт. Сегодня в мире примерно 900 млн. автомобилей. В среднем каждый из них выбрасывает в сутки 3,5-4 кг. угарного газа, значительное количество оксидов азота, серу, сажу, свинец. «Вклад» автомобильного транспорта в загрязнение атмосферы – не менее 30%. В нашем городе он составляет 60%. Сегодня невозможно представить себе человечество без автомобиля, но возможно значительно снизить его вредное воздействие за счет совершенствования двигателей, применения новых видов топлива, озеленения автомагистралей. Исследования в США показали, что на озелененных дорогах гораздо меньше бывает аварий. Это связано с благоприятным влиянием зелени на психику людей, на внутриглазное давление, слух и кровообращение. Растения, произрастающие вдоль дорог, задерживают целый комплекс вредных веществ, выделяемых автомобилями. В этой связи представляется совершенно ненормальным, когда почва распахивается вплоть до самого полотна автомобильной дороги с интенсивным движением. Токсические вещества, выделяемые автомобилями, накапливаются в высеваемых культурных растениях, а затем, вместе с пищей поступают в организм человека. Поэтому целесообразно высаживать вдоль дорог древесные и кустарниковые растения, обладающие ярко выраженной способностью поглощать вредные вещества. Примером таких растений являются тополь бальзамический, дерн белый и другие.

8 станция «Река Кубань».

О Кубани мне хочется песню сложить,
Да такую, чтоб люди ее подхватили.
Даже те, кто потом, после нас будут жить
Чтобы тоже ее никогда не забыли.
А пока лишь немного о ней расскажу.
Может быть, вы запомните это.
Потому, что рекой этой дорожу,
Как любовью, весною и светом.

Река Кубань – главная водная артерия нашего города, рождается высоко в горах Кавказа у западного склона Эльбруса и образуется путем слияния рек Уллукам и Учкулан. Общая ее протяженность 970 км. Кубани приходится «работать»больше других рек Ставропольского края. Она, собирая громадное количество воды, без устали размывает твердые горные породы и выносит за год в Азовское море около 13 кубических километров воды и миллионы тонн наносов. Кроме этого она имеет наибольшую из всех рек края скорость течения. За сутки в районе Невинномысска вместе с водой незаметно «проплывает» в виде мути не менее 1000 вагонов глины по 50 тонн каждый, т.е. около 40 вагонов каждый час.

Уровень воды повышается в весенне-летнее время, т.к. в этот период происходит активное таяние ледников. Река сносит мосты, размывает берега, несет много коряг. В августе-сентябре уровень ее спадает, с октября по май Кубань течет сравнительно спокойно.

Люди традиционно селились по берегам рек. Это было удобно: рядом вода для питья и хозяйсвенных нужд, можно ловить рыбу, легко передвигаться в любом направлении. Людей со временем становилось все больше и больше. Огороды и дома вытесняли с берегов деревья, а реки стали мелеть и мутнеть. В городах судьба рек еще труднее. Городские власти, обычно ревностно следящие за чистотой скверов и тротуаров, не замечают, что берега рек превращаются в свалки. Ливни и талые воды выносят продукты разложения в реку.

Мало заботясь об охране рек, мы почему-то хотим иметь в быту чистую, безопасную для здоровья воду. Мы не много платим за воду, но для коммунальных служб она обходится дорого. А для природы чистая вода просто бесценна. Воду надо беречь!

Посмотрите, как расходуется вода в домашнем хозяйстве:

  • мытье машины из шланга – 680 л;
  • полив огорода в течение 10 мин – 280 л;
  • стирка в стиральной машине – 230 л;
  • прием душа в течение 10 мин. – 110 л;
  • подтекающий кран – 100 л;
  • чистка зубов при открытом кране – 10 л.

Значение реки для города огромно. Наличие и качество запасов воды во многом определяет инфраструктуру промышленности города. Водные ресурсы при их умелом использовании будут долгие годы приносить огромную пользу людям. Поэтому охрана водных ресурсов становится одним из факторов выживания человечества. Так давайте постараемся вместе сделать так, чтобы наша река всегда оставалась чистой, красивой и полезной людям.

9 станция «Здоровье».

Мы подошли к реке и избавились от городского шума, где:

Бьют по нервам будильники,
Верещат телефоны,
Громыхают лифты,
Скрежут прямо по мне машины
Тормоза и моторы,
Холодильники и пылесосы,
Транзисторы, отбойные молотки,
Вертолеты, соседи, вагоны
Нас пытают мучительной пыткой
По какой, не знаю, вине...

(перевод В.Солодухина).

От воздействия шума у человека нет защиты, поэтому к шуму не надо привыкать, с ним надо бороться. Одно из средств борьбы с шумом пребывание на лоне природы. Природа – великий врачеватель и целитель. Голоса природы – шум травы, пение птиц, журчание ручейка, шум ветра – необходимы человеку также, как чистый воздух, как зелень деревьев, как солнце над головой. Природа удивительно бесшумна. Нет, она не безмолвна, а именно бесшумна. Природа звучит ровно столько, на сколько это необходимо для нормального существования всего живого. Каждое звучание природы несет определенную информацию, оно гармонично, музыкально и гуманно. Звуки природы легко «читаются»и прекрасно дополняют друг друга, а главное, успокаивают нервную систему человека, придают бодрость и здоровье.

Хорошо бы человеку помнить такие слова: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях» (Арманд).

Гомогенные или агрессивные поля вызывают у человека неприятные ощущения. На фоне однообразных по форме и цвету плит, заборов, зданий и окон трудно что-либо выделить взглядом. На психику человека влияет и цвет. Природа является наиболее комфортной визуальной средой. Она богата красками, формами, размерами, в ней отсутствует однообразие, она успокаивает человека, привлекает его внимание. Разнообразный и привлекательный эстетический природный ландшафт оказывает благотворное влияние на здоровье человека, в этом его гигантская ценность. Зеленые насаждения снижают утомляемость, повышают работоспособность, улучшают самочувствие. Ионизированный воздух, комфортный микроклимат, аромат трав и эстетические привлекательные пейзажи оздоровляют человека. А на этом фоне формируется и познавательное отношение к животным.

«Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя».

Так сказал Евгений Евтушенко. Задумайтесь над этим! Ведь природа уникальна и неповторима. Долг человека – беречь ее.

После путешествия по экологической тропе у ребят появляется желание расширить уже имеющуюся информацию, открыть новые станции не изведанные. Многие задумываются об экологических проблемах, возникающих в городе, стране, мире. Появляется желание внести свой посильный, пусть даже маленький вклад в решение экологических вопросов.