Размножение организмов. Бесполое размножение (9-й класс)

Разделы: Биология

Класс: 9


Опыт моей работы показал, что особенно интересными  и увлекательными для речевого общения могут быть нетрадиционные формы - это познавательные программы, конкурсные программы, фестивали, викторины и т.д. (Приложение № 1).

Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Мы живем в такое время, что о чем бы мы ни говорили: об искусстве, науке, промышленности – это все масса проблем. Даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, отрицательные, тревожные явления. И опять же все это обрушивается на эмоциональное развитие ребенка. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость. Мой опыт показал, что дошкольники по - разному относятся к выступлениям - будь- то на занятии, в музыкальном зале или на сцене. Для некоторых детей это связано с огромным нервным напряжением.

Л. Фадеева очень точно передала подобное эмоциональное состояние ребенка в своем стихотворении «Первое выступление».

Стою на сцене, зал затих,
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.

И эта неуверенность, бывает, преследует ребенка длительное время и доставляет ему дискомфорт. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям. Мой опыт работы показал, что одним из этих направлений является коллективная театрализованная деятельность, а еще конкретнее – использование нетрадиционных форм художественно – речевого развития. Это викторины, игротеки, КВН, словесные игры, презентации (Приложение № 2), конкурсы, познавательные и интеллектуальные программы, фестивали (Приложения № 3), музыкально – литературные композиции, театр моды. Все эти нетрадиционные формы использовались в моей работе и дали неожиданный результат. Все дети хотели участвовать в том или ином мероприятии, не смотря на свою застенчивость или страх.

Основной целью моей работы над нетрадиционными формами художественно – речевого развития является гармонизация отношений детей с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний (Приложение № 4). Она рассчитана на сотворчество педагогов и родителей, которые не разучились играть и фантазировать. Задачи, которые я поставила перед собой при работе над темой «Нетрадиционные формы художественно-речевого развития» таковы:

  1. Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, восхищенно, жалобно, тревожно и т.д.)(Приложение № 5).
  2. Воспитывать в ребенке готовность к творчеству; (Приложение № 6).
  3. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях.
  4. Формировать четкую, грамотную речь.
  5. Интегрировать нетрадиционные формы речевого развития во все виды деятельности (Приложение № 7)

Особое внимание уделяется взаимодействию нашей группы с родителями. Они наши первые помощники. Благодаря родителям у нас в группе работает кружок «Театр для всех», который побуждает детей к импровизации с использованием доступных как детям, так и взрослым, средств выразительности – мимики, жестов, движений. Дети по своей инициативе придумывают сказки, импровизируют диалоги, монологи, проводят игры – драматизации, придумывают вопросы для КВН, для викторин (Приложение № 8). Важнейшим условием успешности использования нетрадиционных форм художественно – речевого развития является организация предметно – игровой среды в соответствии с возрастными особенностями. В группе имеется разнообразный дидактический материал: различного вида театры, которые делают сами дети с родителями; шапочки; иллюстративный материал; дидактические игрушки; костюмы персонажей сказок; куклы из нетрадиционных материалов и т.д. На любом мероприятии органично сочетаются музыка, танец и речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико–интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Общий интерес к делу влияет на построение взаимоотношений между детьми, которые приобретают целенаправленность. Все это вместе создает положительный микроклимат в группе, в отношениях с родителями, педагогами, а самое главное – готовит детей к обучению в школе, помогает адаптироваться в социальном окружении.

Перспективный план по нетрадиционным формам художественно-речевого развития на год в подготовительной группе

№ п/п Формы Тема Цель Сроки Источник
1. Первое посещение музыкального зала в новом детском саду. «Наш любимый зал опять очень рад детей встречать». Формировать чувство уверенности в новой обстановке. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. 1-я неделя сентября. Маханева М.Д.

«Театрализованные занятия в детском саду».

2. Совместное творчество с детьми. «Учимся четко говорить». С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок. 2-я неделя сентября. Маханева М.Д.

«Театрализованные занятия в детском саду».

3. Творческая игра со словом. «Учимся говорить по-разному». Обратить внимание на интонационную выразительность речи. Упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией. 3-я неделя сентября. Маханева М.Д.

«Театрализованные занятия в детском саду».

4. Викторина по ПДД. «Три чудесных цвета». Упражнять в освоении детьми правил дорожного движения. 4-я неделя сентября. Поддубная Л.Б.

«Правила дорожного движения».

5. Беседа. «Деткам на заметку». Учить осознавать необходимость соблюдения правил безопасности жизни. Развивать логическое мышление. 1-я неделя октября. Поддубная Л.Б.

«Правила дорожного движения».

6. Чтение стихотворения. И. Серяков «Пешеходный светофор». Продолжать вырабатывать стереотип безопасного поведения на дороге. Развивать диалогическую речь. 2-я неделя октября. Поддубная Л.Б.

«Правила дорожного движжения».

7. Творческое задание. «Попробуем измениться». Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать интонационно-выразительную речь. 3-я неделя октября. Маханева М.Д

«Театрализованные занятия в детском саду».

8. Конкурс на лучшую драматизацию. Сказка «Курочка Ряба». Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. 4-я неделя октября. Маханева М.Д.

«Театрализованные занятия в детском саду».

9. Игротека. «Чемпионат неожиданнос-тей». Учить детей дружеским взаимоотношениям. Развивать ловкость. 1-я неделя ноября. Журнал «Педсовет» №6 98г.
10. Мультвикторина. В стране Мульти-пульти». Побуждать к речевому активному общению. Развивать речь и умение строить диалог. 2-я неделя ноября. Журнал «Педсовет» №3 96г.
11. Беседа. «Колесо истории». Древнейшее средство передвижения. Закрепить и расширить знания детей о транспорте. Развивать речь. 3-я неделя ноября. Поддубная Л.Б.

«Правила дорожного движения».

12. Презентация. Новоселье в группе «Сказка». Стимулировать эмоциональное восприятие детьми нетрадиционных праздников и активное участие в нем. 4-я неделя ноября. Сценарий.
13. Выставка новогодних поделок. «Мастерская Деда Мороза». Развивать фантазию. Активизировать интерес к изготовлению поделок для оформления участка, группы. 1-я неделя декабря. Пищикова Н.Г.

«Работа с бумагой в нетрадиционной технике».

 

14. Конкурс пословиц и поговорок. «Путаница». Учить детей с помощью средств интонационной выразительности, передавать различные эмоции. 2-я неделя декабря. Журнал «Педсовет» №3 99г.
15. Фестиваль придуманных сказок. Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем. Развивать творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказок. 3-я неделя декабря. Журнал «Педсовет» № 4 98г.
16. Новогодний утренник. «Сказочный карнавал». Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки. Привлечь родителей к участию в кружке «Театр для всех». 4-я неделя декабря. Журнал «Педсовет» №8 97г.
17. Сюжетно-ролевая игра. «Театр». Осуществлять ролевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты). Общение друг с другом по поводу организации и проведения игры. 2-я неделя января. Маханева М.Д.

«Театрализованные занятия в детском саду».

18. Познавательная программа. Эти удивительные растения».

 

Закреплять умение логично, связно излагать мысли. 3-я неделя января. Журнал «Педсовет». №11 98г.
19. Молодецкие игры. «Эй, ухнем!» Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. 4-я неделя января. Журнал «Педсовет». №10 98г.
20. КВН. «Защитники Родины». Воспитывать чувство патриотизма. Поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе. 1-я неделя февраля. Журнал «Педсовет». № 12 98г.
21. Рыцарский турнир. «Боевые петухи». Учить строить диалог между собой, учитывая характеры своих героев. Развивать коммуникабельность. 2-я неделя февраля. Журнал «Педсовет». №12 98г.
22. Развлечение. «Дорожные знаки». Продолжать учить вырабатывать стереотип безопасного поведения на дороге. Воспитывать вежливо общаться. 3-я неделя февраля. Поддубная Л.Б.

«Правила дорожного движения».

23. Утренник. «Материнские обереги». Развивать социальные навыки общения. Воспитывать уважение к близким людям и желание порадовать маму. 1-я неделя марта. Журнал «Педсовет». №1 98г.
24. Вечер развлечений. «Друг всегда придет на помощь». Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Развивать разговорную речь. 2-я неделя марта.  
25. Выставка рисунков. «Пусть всегда будет солнце». Совершенствовать умение эмоционально передавать свое настроение в рисунке. Закрепить умение логично излагать свои мысли при рассказе о своей работе. 3-я неделя марта.  
26. Изготовление пальчикового театра. «Кузнечик». Привлекать родителей к подготовке декораций и театра. 4-я неделя марта. Петрова Т.И.

«Театрализованные игры».

 

27. Дружеская встреча детей и родителей. «Город юмора». Формировать умение эмоционально и выразительно общаться детям и взрослым. 1-я неделя апреля. Журнал «Педсовет». №1 98г.
28. Космический КВН. «Предстартовый отсчет». Поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя определенные действия и выполнять их. 2-я неделя апреля. Журнал «Педсовет». №1 98г.
29. Путешествие в страну сказок. «Сказландия». Активизировать в речи слова из сказок. 3-я неделя апреля. Петрова Т.И.

«Театрализованные игры».

30. Викторина. «Игралочка». Побуждать родителей и детей к совместным театрализованным играм. Вызвать радостный эмоциональный настрой. 4-я неделя апреля. Петрова Т.И.

«Театрализованные игры».

31. Музыкально-литературная композиция. «Скажем войне – нет!». Развитие коммуникативной функции речи. 1-я неделя мая.  
32. Интеллектуальная игра. «Умники и умницы». Развивать и поддерживать интерес к родному краю. 2-я неделя мая.  
33. Выпускной вечер «Вот и стали мы на год взрослее». Распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его. 3-я неделя мая.