Опыт моей работы показал, что особенно интересными и увлекательными для речевого общения могут быть нетрадиционные формы - это познавательные программы, конкурсные программы, фестивали, викторины и т.д. (Приложение № 1).
Детство – самый важный этап в жизни человека. Он должен быть заполнен радостью открытия мира. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 – 15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Мы живем в такое время, что о чем бы мы ни говорили: об искусстве, науке, промышленности – это все масса проблем. Даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, отрицательные, тревожные явления. И опять же все это обрушивается на эмоциональное развитие ребенка. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость. Мой опыт показал, что дошкольники по - разному относятся к выступлениям - будь- то на занятии, в музыкальном зале или на сцене. Для некоторых детей это связано с огромным нервным напряжением.
Л. Фадеева очень точно передала подобное эмоциональное состояние ребенка в своем стихотворении «Первое выступление».
Стою на сцене, зал затих,
И я молчу, не вспомнить стих!
Стою и думаю о том,
Сейчас реветь или потом.
И эта неуверенность, бывает, преследует ребенка длительное время и доставляет ему дискомфорт. Коррекция такого поведения может осуществляться по многим направлениям. Мой опыт работы показал, что одним из этих направлений является коллективная театрализованная деятельность, а еще конкретнее – использование нетрадиционных форм художественно – речевого развития. Это викторины, игротеки, КВН, словесные игры, презентации (Приложение № 2), конкурсы, познавательные и интеллектуальные программы, фестивали (Приложения № 3), музыкально – литературные композиции, театр моды. Все эти нетрадиционные формы использовались в моей работе и дали неожиданный результат. Все дети хотели участвовать в том или ином мероприятии, не смотря на свою застенчивость или страх.
Основной целью моей работы над нетрадиционными формами художественно – речевого развития является гармонизация отношений детей с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний (Приложение № 4). Она рассчитана на сотворчество педагогов и родителей, которые не разучились играть и фантазировать. Задачи, которые я поставила перед собой при работе над темой «Нетрадиционные формы художественно-речевого развития» таковы:
- Учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, восхищенно, жалобно, тревожно и т.д.)(Приложение № 5).
- Воспитывать в ребенке готовность к творчеству; (Приложение № 6).
- Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и детьми в разных ситуациях.
- Формировать четкую, грамотную речь.
- Интегрировать нетрадиционные формы речевого развития во все виды деятельности (Приложение № 7)
Особое внимание уделяется взаимодействию нашей группы с родителями. Они наши первые помощники. Благодаря родителям у нас в группе работает кружок «Театр для всех», который побуждает детей к импровизации с использованием доступных как детям, так и взрослым, средств выразительности – мимики, жестов, движений. Дети по своей инициативе придумывают сказки, импровизируют диалоги, монологи, проводят игры – драматизации, придумывают вопросы для КВН, для викторин (Приложение № 8). Важнейшим условием успешности использования нетрадиционных форм художественно – речевого развития является организация предметно – игровой среды в соответствии с возрастными особенностями. В группе имеется разнообразный дидактический материал: различного вида театры, которые делают сами дети с родителями; шапочки; иллюстративный материал; дидактические игрушки; костюмы персонажей сказок; куклы из нетрадиционных материалов и т.д. На любом мероприятии органично сочетаются музыка, танец и речь, активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико–интонационная сторона речи, темп, выразительность речи. Общий интерес к делу влияет на построение взаимоотношений между детьми, которые приобретают целенаправленность. Все это вместе создает положительный микроклимат в группе, в отношениях с родителями, педагогами, а самое главное – готовит детей к обучению в школе, помогает адаптироваться в социальном окружении.
Перспективный план по нетрадиционным формам художественно-речевого развития на год в подготовительной группе
№ п/п | Формы | Тема | Цель | Сроки | Источник |
1. | Первое посещение музыкального зала в новом детском саду. | «Наш любимый зал опять очень рад детей встречать». | Формировать чувство уверенности в новой обстановке. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. | 1-я неделя сентября. | Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». |
2. | Совместное творчество с детьми. | «Учимся четко говорить». | С помощью сказки развивать фантазию детей. Отрабатывать дикцию проговариванием скороговорок. | 2-я неделя сентября. | Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». |
3. | Творческая игра со словом. | «Учимся говорить по-разному». | Обратить внимание на интонационную выразительность речи. Упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией. | 3-я неделя сентября. | Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». |
4. | Викторина по ПДД. | «Три чудесных цвета». | Упражнять в освоении детьми правил дорожного движения. | 4-я неделя сентября. | Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения». |
5. | Беседа. | «Деткам на заметку». | Учить осознавать необходимость соблюдения правил безопасности жизни. Развивать логическое мышление. | 1-я неделя октября. | Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения». |
6. | Чтение стихотворения. | И. Серяков «Пешеходный светофор». | Продолжать вырабатывать стереотип безопасного поведения на дороге. Развивать диалогическую речь. | 2-я неделя октября. | Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движжения». |
7. | Творческое задание. | «Попробуем измениться». | Создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Развивать интонационно-выразительную речь. | 3-я неделя октября. | Маханева М.Д «Театрализованные занятия в детском саду». |
8. | Конкурс на лучшую драматизацию. | Сказка «Курочка Ряба». | Развивать фантазию, творчество в процессе придумывания диалога к сказке. | 4-я неделя октября. | Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». |
9. | Игротека. | «Чемпионат неожиданнос-тей». | Учить детей дружеским взаимоотношениям. Развивать ловкость. | 1-я неделя ноября. | Журнал «Педсовет» №6 98г. |
10. | Мультвикторина. | В стране Мульти-пульти». | Побуждать к речевому активному общению. Развивать речь и умение строить диалог. | 2-я неделя ноября. | Журнал «Педсовет» №3 96г. |
11. | Беседа. | «Колесо истории». Древнейшее средство передвижения. | Закрепить и расширить знания детей о транспорте. Развивать речь. | 3-я неделя ноября. | Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения». |
12. | Презентация. | Новоселье в группе «Сказка». | Стимулировать эмоциональное восприятие детьми нетрадиционных праздников и активное участие в нем. | 4-я неделя ноября. | Сценарий. |
13. | Выставка новогодних поделок. | «Мастерская Деда Мороза». | Развивать фантазию. Активизировать интерес к изготовлению поделок для оформления участка, группы. | 1-я неделя декабря. | Пищикова Н.Г. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике».
|
14. | Конкурс пословиц и поговорок. | «Путаница». | Учить детей с помощью средств интонационной выразительности, передавать различные эмоции. | 2-я неделя декабря. | Журнал «Педсовет» №3 99г. |
15. | Фестиваль придуманных сказок. | Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем. | Развивать творческое воображение. Учить выразительно передавать характерные особенности героев сказок. | 3-я неделя декабря. | Журнал «Педсовет» № 4 98г. |
16. | Новогодний утренник. | «Сказочный карнавал». | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки. Привлечь родителей к участию в кружке «Театр для всех». | 4-я неделя декабря. | Журнал «Педсовет» №8 97г. |
17. | Сюжетно-ролевая игра. | «Театр». | Осуществлять ролевое общение в соответствии с сюжетом игры с помощью речевых и неречевых средств (мимика, жесты). Общение друг с другом по поводу организации и проведения игры. | 2-я неделя января. | Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». |
18. | Познавательная программа. | Эти удивительные растения».
|
Закреплять умение логично, связно излагать мысли. | 3-я неделя января. | Журнал «Педсовет». №11 98г. |
19. | Молодецкие игры. | «Эй, ухнем!» | Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка. | 4-я неделя января. | Журнал «Педсовет». №10 98г. |
20. | КВН. | «Защитники Родины». | Воспитывать чувство патриотизма. Поддерживать и развивать стремление детей рассказывать по собственной инициативе. | 1-я неделя февраля. | Журнал «Педсовет». № 12 98г. |
21. | Рыцарский турнир. | «Боевые петухи». | Учить строить диалог между собой, учитывая характеры своих героев. Развивать коммуникабельность. | 2-я неделя февраля. | Журнал «Педсовет». №12 98г. |
22. | Развлечение. | «Дорожные знаки». | Продолжать учить вырабатывать стереотип безопасного поведения на дороге. Воспитывать вежливо общаться. | 3-я неделя февраля. | Поддубная Л.Б. «Правила дорожного движения». |
23. | Утренник. | «Материнские обереги». | Развивать социальные навыки общения. Воспитывать уважение к близким людям и желание порадовать маму. | 1-я неделя марта. | Журнал «Педсовет». №1 98г. |
24. | Вечер развлечений. | «Друг всегда придет на помощь». | Помочь детям понять взаимозависимость людей и их необходимость друг другу. Развивать разговорную речь. | 2-я неделя марта. | |
25. | Выставка рисунков. | «Пусть всегда будет солнце». | Совершенствовать умение эмоционально передавать свое настроение в рисунке. Закрепить умение логично излагать свои мысли при рассказе о своей работе. | 3-я неделя марта. | |
26. | Изготовление пальчикового театра. | «Кузнечик». | Привлекать родителей к подготовке декораций и театра. | 4-я неделя марта. | Петрова Т.И. «Театрализованные игры».
|
27. | Дружеская встреча детей и родителей. | «Город юмора». | Формировать умение эмоционально и выразительно общаться детям и взрослым. | 1-я неделя апреля. | Журнал «Педсовет». №1 98г. |
28. | Космический КВН. | «Предстартовый отсчет». | Поощрять творческую инициативу детей, желание брать на себя определенные действия и выполнять их. | 2-я неделя апреля. | Журнал «Педсовет». №1 98г. |
29. | Путешествие в страну сказок. | «Сказландия». | Активизировать в речи слова из сказок. | 3-я неделя апреля. | Петрова Т.И. «Театрализованные игры». |
30. | Викторина. | «Игралочка». | Побуждать родителей и детей к совместным театрализованным играм. Вызвать радостный эмоциональный настрой. | 4-я неделя апреля. | Петрова Т.И. «Театрализованные игры». |
31. | Музыкально-литературная композиция. | «Скажем войне – нет!». | Развитие коммуникативной функции речи. | 1-я неделя мая. | |
32. | Интеллектуальная игра. | «Умники и умницы». | Развивать и поддерживать интерес к родному краю. | 2-я неделя мая. | |
33. | Выпускной вечер | «Вот и стали мы на год взрослее». | Распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей его. | 3-я неделя мая. |