Формирование фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями на логопедических занятиях

Разделы: Начальная школа


Звуки буквы Чч и Щщ.

Этап работы:Дифференциация звуков [ч] и [ш’] и букв Чч и Щщ в словах и предложениях.

Цели занятия:

  • Совершенствовать навык различения звуков [ч], [ш’], имеющих акустическое сходство и букв ч и щ, начертание которых учащиеся путают на письме.
  • Тренировать в звуко-буквенном анализе и синтезе слов, развивая фонематический слух.
  • Развивать конструктивный праксис путём моделирования букв.
  • Закреплять осознание схемы тела; развивать слуховое внимание.
  • Обогащать активный словарный запас прилагательными, характеризующими личностные качества человека.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Повторим правило речи.

Дети:

Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

2. Введение в познавательную деятельность.

Логопед:

Сегодня мы с вами побываем в гостях у сказки. В далёкой сказочной снежной стране Лапландии жила Снегурочка со своим дедушкой Морозом. Как вы думаете, какой была Снегурочка?

Дети: Доброй, ласковой, сердечной, обаятельной.

Логопед: Можно ли человека с такими качествами назвать богатым? Почему?

Дети: Отвечают на вопросы.

Логопед: Все любили Снегурочку. По вечерам ей пели колыбельные песни метели и вьюги. Они убаюкивали её: ч-ч-ч.

Произнесение изолированного звука [ч].

Логопед: Какой звук произносили метели, когда убаюкивали Снегурочку?

Дети: Ч-ч-ч.

Артикуляционная характеристика звука [ч].

Логопед: Произнесите чётко звук [ч], понаблюдайте за органами речи в зеркало.

Дайте артикуляционную характеристику этому звуку.

В помощь предлагается план ответа.

Фонетическая характеристика звука [ч].

Логопед: Что вы знаете об этом звуке?

Дети: Согласный, глухой, шипящий, мягкий.

Соотнесение звука с буквой.

Логопед: Какой буквой обозначается звук [ч] на письме? Сколько звуков обозначает буква «ч»? Сколько элементов в строчной букве «ч»?

Дети: Отвечают на каждый вопрос.

Моделирование буквы «ч».

У детей на столах семечки и прищепки.

Логопед: А сейчас я предлагаю вам сделать букву «ч»самим. Из чего будем делать? Почему?

Дети: Из семечек, потому что в этом слове есть звук [ч].

Логопе: На другом краю света жил коварный Кащей Бессмертный. Он очень любил богатство. Как вы думаете, какой был Кащей и какое богатство он любил?

Дети: Коварный, жадный, злой. Любил золото, драгоценности.

Логопед: Кащей колдовством: щ-щ-щ всё стремился превратить в драгоценности.

Произнесение изолированного звука [ш’].

Логопед: Какой звук произносит Кащей, когда совершает своё колдовство?

Дети: Щ-щ-щ.

Артикуляционная характеристика звука [ш’].

Логопед: Произнесите чётко звук [ш’], понаблюдайте за органами речи в зеркало. Дайте артикуляционную характеристику этому звуку.

(с опорой на план ответа).

Фонетическая характеристика звука [ш’].

Логопед: Что вы знаете об этом звуке?

Дети: Согласный, глухой, шипящий, мягкий.

Соотнесение звука с буквой.

Логопед: Какой буквой обозначается звук [ш’] на письме? Сколько звуков обозначает буква «щ»? Сколько элементов в строчной букве «щ»?

Дети отвечают на каждый вопрос.

Моделирование буквы «щ» (из прищепок).

3. Сообщение темы и задач урока.

Логопед: Вы догадались, какая тема сегодняшнего занятия? Чему будем учиться? (различать звуки [ч] и [ш’], правильно писать буквы «ч», «щ», не путать их).

4. Сравнение звуков.

Логопед: Чем похожи звуки? Чем отличаются? Что поможет различать звуки? ([ч]- взрывной, краткий звук; [ш’] - щелевой, долгий звук).

Дети отвечают на каждый вопрос.

Логопед: Услышал Кащей, что Снегурочка владеет каким-то богатством. Очень ему не хотелось, чтобы кто-то на свете был богаче, чем он. Украл он Снегурочку и заточил её в темницу.

5. Физкультминутка.

Ребята, вам необходимо спасти Снегурочку, но сначала проверим, все ли готовы выдержать трудные испытания. Для тех, кто справится с заданиями, не страшны никакие коварства Кащея Бессмертного.

Дотроньтесь левой рукой до правого уха. А теперь правой рукой до левого уха. А теперь в быстром темпе: закройте ладонью левой руки правый глаз. Положите правую руку на правое колено, левую руку на левое колено. Положите правую руку на левое плечо, левую руку на правое плечо. Дотроньтесь левой рукой до левого носка, правой рукой до правого носка.

Молодцы, ребята!

6. Графический диктант:

- показывает, что звук короткий; - показывает, что звук длинный.

Используя данный приём, запишите буквы:

Логопед: Сколько букв ч, щ у вас получилось?

7. Определение места звуков [ч], [ш’] в словах.

Логопед: Зашифруем то, что поможет нам в спасении Снегурочки. Слова, которые вы услышите, постарайтесь запомнить:

  • находчивость;
  • удача;
  • чуткость;
  • щедрость;
  • честность.

Вначале уточняется, какой звук в слове (ч или щ), затем определяется его место в слове.

У детей в тетрадях запись: ч6, ч4, ч1, щ1, ч1.

Логопед: Какие слова мы зашифровали? Какие слова вам непонятны? Как это поможет нам в спасении Снегурочки?

Дети отвечают на каждый вопрос.

Логопед: Если вы правильно составите карту и правильно вставите буквы ч, щ, вы узнаете, где ключ от темницы.

Дети из частей складывают карту, вставляют пропущенные буквы.

Дети получают ключ.

Соотнесение слова «ключ» с графической схемой.

На доске 3 замка с изображёнными на них схемами. На одном замке схема слова «ключ».

Логопед: Найдите, какой замок мы должны открыть? К какому замку подходит ключ?

Дети анализируют слово «ключ», выбирают замок с графической схемой этого слова.

Логопед: Темница открыта, Снегурочка освобождена. Кащей так и не понял, каким богатством обладала Снегурочка. Как вы думаете, какое богатство важнее иметь: то, что имела Снегурочка, или то, что было у Кащея?

Снегурочка благодарит вас за помощь. Она прислала вам телеграмму:

Спасибо за помощь! Вы очень находчивые учащиеся. Удачи вам в учёбе!

Графическая запись текста телеграммы.

Дети в тетрадях записывают текст телеграммы:

─ ─ щ.

─ ч ч чщ.

ч ─ ─ ч.

8. Итог занятия.

  • Какие звуки и буквы учились различать?
  • Какое задание вам понравилось больше всего?
  • Что было трудным?

Дифференциация р-л в слогах, словах, словосочетаниях.

Задачи:

  • Закрепление навыков дифференциации звуков [р-л] в слогах, словах, словосочетаниях.
  • Формирование звуко-буквенного анализа и синтеза.
  • Активизация и расширение словарного запаса детей, развитие логического мышления, памяти, внимания.
  • Воспитание самоконтроля во время выполнения задания.

Средства обучения:

  • буквы;
  • звуковые символы;
  • слоги;
  • картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске висят картинки с изображением сказочных героев.

- Ребята, каких героев сказок вы узнали на картинках?

Сегодня на занятии мы встретимся с героиней одной из сказок, побываем у нее в гостях. Вы узнаете, кто это, если соберете слово по буквам.(на доске - буквы а р с у л о к ч а).

- Правильно, это русалочка (вывешивается картинка моря, русалочки.)

- Давайте составим схему слова из звуковых символов.

2. Работа над звуко-буквенным анализом и синтезом.

Дети составляют схему слова, уточняем количество звуков в слове, выделяем 1 звук -р-, Даем его характеристику, уточняем артикуляцию, затем выделяем 5 звук –л-, уточняем артикуляцию, даем характеристику звука. Сравниваем.

- Сегодня на занятии мы будем различать эти звуки в слогах и в словах.

3. Работа со слогами.

Игра «Пройди по дорожке».

На «дорожке» написаны слоги с р-л в разном порядке.

  • ра-ра-ла-ра;
  • ла-ла-ра-ла;
  • ла-ла-ла-ра.

Дети выполняют задания:

  • Запомни слоги и воспроизведи (устно или письменно).
  • Запомни цепочку из слогов на слух, повтори.
  • Вспомни и назови закрытый слог на дорожке.

4. Работа по дифференциации р-л в словах.

- Ребята, найдите на нашей картине моря предметы, в названии которых есть звуки р, л и определите место звука по звуковой линейке.

Дети называют слова и определяют, какой по счету звук р или л в слове.

  • Р - ракушка(р1), краб(р2), пещера(р5), рыбы(р1) и т.д.
  • Л – акула (л4), плавник (л2), волны (л3) и т.д.
  • Р – Л кораллы, водоросли, русалка, корабли.

5. Физминутка.

  • Имитация движений пловца.
  • Имитация движений волн (пальцы рук сцеплены в замок, волнообразные движения руками).
  • «Штиль-шторм» (волны руками меньше-больше).

6. Работа над словарем, словообразованием.

- Ребята, посмотрим на украшения русалочки.

Дети рассматривают картинки, логопед называет словосочетания, образуем прилагательные.

  • корона из золота - золотая корона;
  • браслет из гранатов - гранатовый браслет;
  • ожерелье из алмазов - алмазное ожерелье;
  • колье из изумрудов - изумрудное колье;
  • шкатулка из серебра - серебряная шкатулка;
  • зеркало из хрусталя - хрустальное зеркало.

7.

- Ребята, а на чем можно плыть по морю?

- Правильно, на корабле.

- Давайте построим корабль, на котором поплывем обратно.

Дети берут детали корабля, вырезанные из бумаги, на каждой детали написано ее название с пропущенной буквой р или л.

Дети вписывают букву и «строят» корабль.

Детали корабля – палуба, парус, флаг, штурвал, корпус, спасательный круг.

8. Итог:

- Ребята, вам понравилось путешествие? Какие новые слова вы узнали, какие звуки мы различали?