Разработка урока биологии в 6-м классе по теме "Органы цветкового растения"

Разделы: Биология


Цель:

  1. Обобщить знания об основных частях растения, как единого целого;
  2. Проверить усвоение базовых понятий по теме»Органы цветкового растения»;
  3. Использовать полученные знания для дальнейшего развития понятия об организме как едином целом.

1. Вводное слово учителя.

Так уж складывается жизнь современного человека, что большинству из нас не часто удаётся бывать на природе. Мы мало знаем о ней, и не каждый способен выжить, окажись он вдруг вдали от цивилизации. Но тем, кто знаком с растениями, с их удивительными свойствами, не страшно заблудиться в лесу или остаться один на один с природой.

С древности, питаясь плодами земли, люди узнавали свойства растений. Они давали человеку пищу, одежду, материалы для построек, топливо, посуду, мебель, лекарства, красители и массу других полезных вещей. Ещё не так давно, примерно лет 200 назад, с ранней весны и до поздней осени дикая флора поставляла и крестьянам и горожанам витаминную питательную зелень, сладости, крахмал и даже крупы, а так же приправы и лекарства. Наблюдательные пахари, охотники, пастухи и рыболовы при помощи растений предугадывали погоду и виды на урожай, искали воду для питья, залечивали раны, боролись с вредными насекомыми. Современный человек должен владеть хотя бы минимумом этих знаний.

Сегодня мы с вами попробуем выяснить, какими знаниями овладели мы, потому как первое знакомство с удивительным царством растений уже состоялось.

2. Обобщение знаний по теме.

Урок у нас необычный. Мы будем рисовать страницы учебника по пройденным темам. Определить тему каждой группы поможет цветик–семицветик, на лепестке которого и будут обозначены темы, но их нужно будет отгадать.

Первый лепесток оторву я.

«Без окошек, без дверей, полна горница людей». (Вопрос задан детям) Плод. Учитель выбирает яблоко.

На доске прикреплено дерево: стебель, листья и отдельно 20 красных яблок, 20 жёлтых, 20 зелёных. После выступления каждой группы, остальные группы оценивают выступивших яблоком, повесив его на дерево: красное – очень понравилось, желтое – понравилось, но есть замечания, зеленое – есть ошибки и существенные замечания.

3. Получение заданий. (Музыкальное оформление: звуки в природе, журчание ручья).

Представители каждой группы получают задание, отрывая лепесток от цветика–семицветика, на обратной стороне которого – загадка, обозначающая тему задания.

№1 группа «Корень».

Растениям земля,
Как небо для птицы
Иначе нельзя!
Земля тебя поит и кормит, как мать
И … нельзя от земли отрывать.

Прилагается Тест по теме.

1. Вода необходима клеткам корня:

  • а) для дыхания;
  • б) для растворения питательных веществ;
  • в) увеличивает плодородие почвы;
  • г) является питательным веществом.

2. При дыхании корни поглощают:

  • а) кислород;
  • б) воду;
  • в) углекислый газ;
  • г) растворённые питательные вещества.

3. В поглощении воды и минеральных солей участвуют:

  • а) зона деления;
  • б) зона роста;
  • в) зона всасывания;
  • г) зона проведения.

4. Корневой чехлик:

  • а) обеспечивает передвижение веществ по растению;
  • б) выполняет защитную роль;
  • в) придаёт корню прочность и упругость;
  • г) участвует в делении клеток.

5. Придаточные корни:

  • а) развиваются из корешка зародыша;
  • б) отрастают от стебля;
  • в) развиваются на главном корне;
  • г) отрастают от боковых корней.

6. Стержневая корневая система имеет:

  • а) один корень;
  • б) много корней;
  • в) много придаточных корней;
  • г) главный и боковые корни.

№2 группа «Лист».

«В книге лежит, на дереве висит».

Дать научное объяснение загадке:

В зелёном тереме
Площади не мерены,
Комнаты не считаны
Стены – как стекло
Всё насквозь видно!
А в стенах – окошки,
Сами открываются
Сами закрываются.

№3 группа «Побег».

Какому органу природа
Особую крепость дала
И листья в огромную крону
На ветках его собрала.

Прилагается:

Биологический диктант по теме.

  1. Растение имеет органы: корень и ...
  2. Побегом называют стебель с расположенными на нём … и …
  3. Побег развивается из …
  4. Лист – это часть ...
  5. Почка – это …
  6. У подсолнечника стебель ...

№4 группа «Почки».

В подмышках у листьев
Пристроились ….
В иных – тоже листья
В других же – цветочки.

Прилагается биологический диктант по теме «Побег».

  1. Почка это …
  2. Снаружи почка покрыта …
  3. Зачаточные бутоны находятся внутри … почек
  4. Побег растёт за счёт деления ... конуса нарастания
  5. Листовые почки называются …
  6. Почки располагаются на побеге …

№5 группа «Цветок».

Этот орган растения в древней мифологии сравнивали с крыльями бабочек, порхающих в райском саду. Назовите орган цветкового растения.

Цветы–символы.

  1. Согласно языку цветов, роза означает любовь, фиалка – скромность, клевер – ожидание. Символом чего считают колокольчик?
  2. В Средние века этот цветок называли символом любовной страсти. В годы Великой французской революции он стал символом борьбы народа за свои права. Что это за цветок?
  3. Считалось, что в каждом цветке этого растения таится сладкий сон. Именно поэтому древние римляне посвятили этот цветок богу сна Морфею. Назовите цветок – символ сна.
  4. Этот цветок - символ весны, олицетворяющий пробуждение природы. Венки из этих цветов надевали на головы детям, которым исполнилось 3 года, как бы отмечая окончание самой беззаботной, самой ранней поры их жизни. Что это за цветок?
  5. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, пошёл снег. Желая их согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Так у изгнанных появилась надежда на лучшее. А эти цветы стали называть символом надежды. Известно, что они выдерживают 10 – градусный мороз, расцветая в окружении снега. В какие цветы превратились снежинки?

Получив темы, детям предлагается художественно оформить страницу воображаемого учебника, отражая на ней фактически изученный материал. Оцениваться будет не только правильность ответа, но и оригинальность, а так же рациональность путей и способов выполнения учащимися работы и её защита. На выполнение работы отводится время – 20 минут.

Подведение итогов урока.

После выступления каждой группы ребят учителем демонстрируется яблоня с разноцветными плодами, показывающими усвоение знаний по данной теме. Анализируются основные ошибки и недочеты, скрепляются страницы учебника, темы которого рисовали, озвучивали и рецензировали дети.