Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Насекомые"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • уточнить представления о насекомых и познакомить с условиями их жизни;
  • познакомить с развитием бабочки;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать умения анализировать.

Оборудование: компьютер, диск «Естествознание», плакат «Не губите насекомых», презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре.
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Актуализация знаний.

- Когда вы слышите слово «животное», то кого представляете?

1-й слайд (Появляется слово «животное»).

- Понаблюдаем, а сколько ног у животных. Например:

  • у птицы – 2 ноги
  • у зверей – 4 ноги
  • у пауков и скорпионов – 8 ног
  • а у жука - ? (6 ног)

(последовательно появляются картинки и карточки с цифрами)

- А у каких животных еще 6 ног? Отгадайте.

2-й слайд (появляются картинки).

1.

Долговатая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделиться медком.

(Пчела)

2.

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.

(Кузнечик)

3.

Чёрен - да не ворон
Рогат – да не бык
Шесть ног – да без копыт.

(Жук)

4.

Самого не видно
А песню слышно.

(Комар)

5.

Целый день летает
Всем надоедает
Ночь настанет
Тогда перестанет.

(Муха)

- Как называют эту группу животных? (Насекомые)

- По какому признаку можно отличить насекомых от других животных? (у них у всех шесть ног)

- Как по-другому их можно назвать? (шестиногие)

3-й слайд (появляется слово «шестиногие»).

III. Сообщение темы.

- На основе картинок сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Объяснение нового материала.

- Тело насекомого покрыто полосками, будто бы насечено. Поэтому они и называются «насекомые», от слова «насечка», «насекать».

4-й слайд (постепенно появляется схема).

5-й слайд (постепенно появляются картинки).

- Живут эти животные везде:

  • на воде и под водой;
  • на земле и под землей;
  • в густой траве;
  • и в старом пне.

- По способу питания делятся на две группы. Большинство насекомых питаются растениями, поэтому их называют «растительноядными».

6-й слайд (появляется слово «растительноядные»).

- Как называют другую группу насекомых, узнаете позже.

- К растительноядным относится одно из самых красивых насекомых на земле. Отгадайте, кто это?

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.

(Бабочка)

7-й слайд (появляется картинка).

- Бабочки питаются нектаром – цветочным соком. Рот бабочки – длинная трубочка, свернутая в спиральку. Когда бабочка хочет есть, она садится на цветок, спиралька раскручивается, и бабочка достает нектар со дна цветка.

Всего в мире насчитывается более 140 тыс. видов бабочек.

8-й слайд (появляется картинка и название).

-В нашей стране самая крупная бабочка – большой ночной павлиний глаз. Замечателен необыкновенный рисунок на крыльях. Кажется, что художник изобразил на каждом крыле бабочки яркий глаз, срисовав его с павлиньего пера.

9-й слайд.

- Небольшая нежная бабочка зорька как будто несет на крыльях отсветы зари.

10-й слайд.

- Бабочка адмирал украшена красными полосами, напоминающими ленты адмиральского мундира.

11-й слайд.

- Около 1000 видов голубянок живет на Земле. Не все голубянки голубого цвета, есть в семействе красные, оранжевые, зеленые, фиолетовые, коричневые бабочки. Они так нежны, что напоминают лепестки цветов.

12-й слайд.

- Перламутровки имеют замечательное украшение – сверкающий перламутровый узор.

13-й слайд

- Переливница получила свое название из-за того, что крылья у нее переливаются – от коричневого цвета, до сине-фиолетового.

14-й слайд.

- Капустница – незваный гость наших огородов. На капусте, частенько, попадаются ее гусеницы.

15-й слайд.

- Крапивница – одна из самых известных бабочек. Название дано бабочке потому, что ее гусеницы кормятся листьями крапивы.

16-й слайд.

- Пестрянки – небольшие бабочки, но такие яркие и пестрые, что заметны издалека. Своей яркой окраской предупреждают они птиц о том, что несъедобны.

V. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.

VI. Объяснение нового материала.

- А вы знаете, как появляется бабочка? Давайте рассмотрим схему развития бабочки.

17-й слайд (последовательно появляются картинки и подписи).

В середине лета бабочка откладывает яйца. Она старается разместить их на тех растениях, которые полезны для нее.

Из яиц вылупляются крошечные личинки – гусеницы. Они начинают много есть и быстро расти.

В определенный момент гусеница чувствует, что пришло время измениться: она сплетает маленький кокон вокруг себя. Появляется куколка. Куколка может спать несколько недель или месяцев. В это время в ней происходят изменения.

Пригреет в апреле солнышко и выберется из куколки молодая бабочка. Но в первое время она не летает. Сидит несколько часов, расправляя свои крылья. Когда они высохнут и окрепнут, оны взмахивает ими и улетает.

- Вы знаете, какая бабочка появляется весной самой первой?

18-й слайд (фото + название), (рассказ ученика).

Крапивница

Только пригреет весеннее солнышко, появляется бабочка-крапивница. А знаешь ли ты, почему это насекомое появляется весной первым?

Если ты посмотришь рисунок, то обратишь внимание, что бабочка появляется из куколки. Большинство бабочек зимуют как куколки, и только весной из куколки появляется бабочка. А бабочка-крапивница появляется из куколки осенью, поэтому зимует уже бабочкой!

Помнишь, осенью на лесном собрании бабочка-крапивница рассказывала, что будет зимовать под крышей старого сарая! Теперь, когда пригрело весеннее солнышко, она и вылетела на волю.

- Как называются насекомые, которые питаются растительной пищей? Есть среди них, которые питаются другими насекомыми.

19-й слайд (схема).

- Как называется эта группа насекомых? (хищники).

- Один из самых прожорливых хищников это …

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.

(стрекоза)

20-й слайд (фото +название).

-Л.А. Плешаков в одной из книг писал «Однажды сидел я у реки. Над зарослями желтой кубышки летали стрекозы. А рядом купались ребята. Вот они выбрались из воды, обсохли немного и… начали вдруг охотиться на стрекоз. Сбивали их рубашками, ловили шапками». Оказывается, они делали это просто так. А зачем? Ведь стрекоз надо беречь. Почему? Да просто потому, что они красивые, а человек не может прожить без красоты. К тому же нельзя забывать, что, погубив одну-единственную стрекозу, человек, можно сказать, выпускает на волю сотни, тысячи комаров и мошек. А ведь у стрекоз комары и мошки любимая еда.

-Послушайте об этом рассказ. (выступление ученика)

Стрекозы

He все насекомые питаются растительной пищей, есть среди насекомых и хищники. Один из самых прожорливых — стрекоза. Она съедает в день пищи больше, чем весит сама. С мая и до осени летают стрекозы над заросшими берегами рек и речушек, охотятся на комаров и мошек. Добычу они ловят ногами. Их ноги покрыты шипами и щетинками, в полете согнуты и сближены так, что получается «ловчая корзина». Вот комар или муха уже в корзине. Комара стрекоза съедает прямо на лету. А муху — садясь на веточку. Сейчас во всем мире известно 4500 видов стрекоз. Особенно много их в жарких странах. Самые большие современные стрекозы достигают в размахе крыльев 19 сантиметров.

- Кто из вас когда-нибудь ловил бабочек?

- Почему этого нельзя делать? (Это часть окружающей нас природы, давайте относиться к ней бережно)

21-й слайд (плакат «Не ловите…»).

-Помогите природе, как своему настоящему другу. Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь.

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь,
Как ландыши в траве зелёной
В реку смотрят удивлённо.
Береги свою планету
Ведь другой такой на свете нету!

VII. Закрепление.

  1. Работа в тетрадях. Игра «Кто на какой цветок сядет?» (стр. 46)
  2. Диск «Естествознание»:
  • 1-е упражнение «Кто это?»;
  • 2-е упражнение «Какие превращения происходят при развитии насекомого?».

VIII. Итог урока.

-Вот и закончилось наше первое знакомство с насекомыми.

  • Что вам запомнилось больше всего?
  • О каких насекомых вы узнали?
  • Как мы будем беречь, охранять их?

IX. Домашнее задание.

- Закройте глаза и представьте летний луг. А дома нарисуйте представленную вами мысленно картину на бумаге.