Внеклассное мероприятие по физике "Физический поединок"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: закрепить знания обучающихся по изученным темам в нестандартных ситуациях.

Задачи:

  • проверить, как обучающиеся способны применить свои знания в различных ситуациях; способствовать развитию эрудированности;
  • способствовать развитию у детей внимания, аккуратности, умения слушать;
  • содействовать развитию чувства ответственности, сплоченности коллектива.

Ведущий: Дорогие ребята! Вы уже целый год изучаете физику. Вы научились многому. Сегодня мы проведем между классами конкурс. Оценивать результаты и подсчитывать баллы будет уважаемое жюри. Болельщики должны помогать своей команде. Этим поединком заканчивается изучение физики курса “ Физика 6”. Удачи всем.

1-й конкурс. Приветствие команд. (5 б.)

Представление команды (название, эмблема, девиз команды).

2-й конкурс. Интеллектуальный спринт

Участвуют все члены команды. Поочередно в течение 1 мин. командам задают вопросы, игроки должны на них ответить. Задача команд заключается в том, чтобы дать как можно больше правильных ответов. Ведущий подтверждает правильность каждого ответа. В случае неверного ответа, либо его отсутствия сам дает правильный ответ. За каждый правильный ответ команде присуждают 1 балл.

Вопросы I-й команде:

  1. Отрицательно заряженная элементарная частица. (электрон).
  2. Что находится в пустой бутылке. (Воздух).
  3. Вымпел доставили на Луну. Как изменилась его масса. (никак не изменилась).
  4. Причина изменения скорости тела. (Сила).
  5. Температура, при которой начинает замерзать вода. (00 С).
  6. Разность значений величин, соответствующая двум ближайшим штрихам на шкале. (Цена деления).
  7. Какая вода в море. (Соленая).
  8. Мельчайшая частица вещества. (Молекула).
  9. Масса единицы объема. (Плотность).
  10. Изменение положения тела в пространстве с течением времени относительно других неподвижных тел. (Механическое движение).
  11. Название тела, совершившего хотя бы один оборот вокруг Земли (Искусственный спутник Земли).
  12. Как человек может быстро увеличить свое давление в 2 раза (встать на одну ногу).
  13. Каким прибором измеряют силу тока. (Амперметром).
  14. Где край света. (Там, где начинается тень).
  15. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4. (На ½).

Вопросы II-й команде:

  1. Длина пройденной траектории. (Путь).
  2. Изменилась ли масса сена, когда его спрессовали в тюк. (нет).
  3. Атом, потерявший электрон. (Положительный ион).
  4. Прибор для измерения массы тела. (Весы).
  5. Изменение формы и объема тела. (деформация).
  6. Температура, при которой кипит вода. (1000С).
  7. Прибор для получения капель жидкости. (Пипетка).
  8. Какого цвета вода. (Бесцветная).
  9. Прибор для измерения величины силы. (динамометр).
  10. Что видно, если ничего не видно. (Туман).
  11. Движение, при котором все точки движутся одинаково. (Поступательное).
  12. То, без чего не бывает измерительного прибора. (Шкала).
  13. Линия, по которой движется тело. (Траектория).
  14. Папа с сыном нырнули в бассейн. На кого действует большая выталкивающая сила. (на папу).
  15. Можно ли на Луне пользоваться компасом. (нет, т.к. отсутствует магнитное поле).
  16. Продукт морозной свежести. (Орбит).

Жюри подводит итоги конкурса приветствие и интеллектуального спринта.

3-й конкурс. Знатоков сказок (конкурс для болельщиков)

Ведущий: Существует крылатое выражение: сказка – ложь, да в ней намек… Сейчас вам будут предложены отрывки из сказок, а вы должны объяснить событие с точки зрения физических законов.

1-я команда.

Владыка вод. (африканская сказка).

“ И девушка простерла свои прекрасные руки навстречу змею. Он тотчас устремился к ней, но едва попытался обвиться вокруг нее кольцами, как тут же соскользнул и упал на пол с глухим стуком…

- О, всесильный, - с раскаянием в голосе молвила дочь вождя, - я должно быть, допустила ужасную оплошность. Мне так хотелось сделать себя еще красивей ради тебя, что я переусердствовала – чересчур много масел и благовоний нанесла я на свои чресла и грудь”. [6].

2-я команда.

С каких пор люди позволяют старикам умирать своей смертью (хорватская сказка).

“ В том городе старейшины решили однажды выбрать судью и назначить того, кто поутру первый увидит солнце. Сын об этом рассказал отцу.

-Завтра старейшины будут выбирать судью и выберут того, кто первым увидит солнце.

Старик-отец в ответ говорит:

- Сынок дорогой, пойди и ты туда, повернись спиной к восходу, смотри на самую высокую гору, вот и увидишь первым солнце”. [6].

4-й конкурс. Знатоки формул

Ведущий: Команда получает задачу, которую должна решить и объяснить свое решение. (Время ограничивается). В это время среди болельщиков объявляется конкурс на лучшего знатока формул. Команды формулы называют по очереди. Выигрывают болельщики, назвавшие больше формул.

Задание команде: (5б).

Какую бы массу имело обыкновенное куриное яйцо, будь оно полностью золотым.

Команды получают оборудование: Мензурку, вареное яйцо, сосуд с водой, пустой сосуд, поддон, таблица плотностей веществ. [2].

Представитель команды объясняет решение задачи. Необходимо показать опыт и объяснить, как определяли объем куриного яйца с помощью предложенного оборудования.

5-й конкурс. Конкурс экспериментаторов. (5б)

Ведущий: От каждой команды приглашается по одному человеку, которые должны как можно более точно определить объем одной скрепки с помощью мензурки. Жюри оценивает правильность действий, красоту работы и правильность результатов.

6-й конкурс. Конкурс теоретиков

Ведущий: Вопросы задаются командам по очереди. За правильный ответ 2б. Если команда не может ответить, помогают болельщики, но тогда за правильный ответ 1б. Отвечает вся команда. На обдумывание ответа дается 1 мин.

  1. Почему бегущая в жару собака высовывает язык. [3].
  2. Что от костра не видно, но всем нужно? (тепло). [3].
  3. У взрослого человека 32 зуба. Сколько зубов принимает участие в размельчении пищи, если один из них удален. [4].
  4. Турист ничего не оставляет в своей тарелке. Соус и подливку он подбирает хлебным мякишем. Почему ему это удается? [ 3].
  5. Как остудить побыстрее голодному туристу очень горячий суп. [3].
  6. В чем заключается особенность плавания Буратино, туловище которого сделано из осины, а голова из дуба ?
  7. Обучаясь, водолазы должны сколотить деревянный ящик под водой. В чем трудность задания? (гвозди падают, доски всплывают, рукоятка молотка вырываясь из рук, располагается вертикально и т. д.). [5].
  8. В какую погоду и при какой температуре растут сосульки?
  9. Чему равно давление ящика с гвоздями массой 10 кг, стоящего вблизи стены на эту стену. (0).
  10. Почему по скошенному лугу больно идти босиком.

7-й конкурс. Рекламный проект

За 2 недели классы получают задание: изготовить электроскоп, придумать рекламу прибора. Цель рекламы: доказать важность данного прибора, необходимость данного прибора человеку в его жизни.

(Команды демонстрируют действие электроскопа и его рекламу).

Реклама прибора, подготовленная учениками 6 “Г” класса:

Электроскоп- прибор такой!
И в общем он очень крутой!
Усами железными шевелит,
Об электризации нам говорит:
Электризуется что больше
И чей заряд держится в усиках дольше!
Он важен на Земле для всех!
Он скажет, хорошо ли электризуется мех.
И 6“Г” он принесет успех!

Реклама прибора, подготовленная учениками 6 “В” класса:

Я - прибор - электроскоп,
Электричества знаток!
Покажу заряда знак,
Оценю количество!
От меня не спрячется
Ваше электричество!
Я - приборчик классный,
Я ужасно важен!
Ты купи меня скорей
И использовать сумей!

8-й конкурс. Черный ящик

Ведущий выносит черный ящик.

Вопросы командам. Кто быстрее ответит. (В ящике находится пятилитровая бутыль с чистой питьевой водой).

В черном ящике находится вещество.

  1. Его используют в системах и механизмах для нагрева и охлаждения.
  2. Его используют для уменьшения трения.
  3. Со всеми тремя его агрегатными состояниями вы довольно часто встречаетесь.
  4. Это вещество называют соком жизни на земле. (Вода).

9-й конкурс. Конкурс капитанов

Капитаны должны зажечь спичку. Жюри фиксирует время горения спички секундомером. Секундомер включают после того, как спичка загорится. Капитан принесет своей команде столько баллов, сколько секунд будет гореть спичка.

Жюри подводит итоги поединка. Объявляют баллы, которые набрали команды. Команда-победитель награждается “медалями” и дипломом.

Литература:

  1. И. Я. Ланина. “ Внеклассная работа по физике”, М.; Просвещение, 1977.
  2. А. П. Усольцев “ Задачи по физике на основе литературных сюжетов 7 – 11 класс”, Екатеринбург, У-Фактория, 2003.
  3. В. И. Елькин, Л. Д. Гармаш, Э. М. Браверманн “ Физика и астрономия в походе и на природе”, М.; “ Школьная пресса”, 2003.
  4. В. И. Лукашик “ Сборник вопросов и задач по физике”, 3-е изд., переработанное и дополненное, М.; Просвещение, 1970, 223с.
  5. М. Н. Ергомышева- Алексеева “ Физика - юным”. М.; Просвещение, 1969, 184 с.
  6. С. А. Тихомирова “ Физика в пословицах, загадках и сказках”, М.; Школьная пресса, 2002, 121с.