Исследовательское краеведение как средство развития одаренных детей

Разделы: Внеклассная работа


Мечта каждого учителя: обучать умных, талантливых детей.

Что такое одаренный ученик? Это всегда воплощение индивидуальности, творческая самореализация, свое, особое, неповторимое отношение к миру.

Часто полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они обязательно проявятся.

Но такого невмешательства мало: не все дети могут сами найти дорогу к максимальной реализации своих возможностей и способностей.

Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, найти (а не потерять!) возможность для выражения своего «Я».

Существует много всем известных интересных приемов, направленных на активизацию творческих процессов у одаренных детей. Исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных способов.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения, но особенно она характерна для одаренных детей. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматривается как важнейшие индикаторы детской одаренности.

С 1998 года в нашей школе существует научное общество учащихся (НОУ). В рамках НОУ мною организовано эколого - краеведческое направление работы.

Вовлекая школьников в работу общества, ставлю следующие задачи:

  • раскрытие интересов и склонностей учащихся в научно-поисковой деятельности;
  • профессиональная ориентация школьников;
  • подготовка к самостоятельной исследовательской работе;
  • создание условий для вовлечения в коллективную поисково-исследовательскую деятельность;
  • проведение исследований, имеющих практическое значение;
  • разработка и реализация исследовательских проектов;
  • пропаганда достижений науки;
  • содержательная организация свободного времени школьников;
  • формирование развивающей образовательной среды для школьников.

Убеждена, что исследовательский уровень обучения характеризуется творческим подходом учащихся к использованию ранее приобретенных знаний. Следовательно, во внеклассной работе я предлагаю школьникам задания в расчете на большую активность их мышления. В процессе исследовательской работы происходит более прочное усвоение учебного материала, возрастает потребность в практической деятельности.

Исследовательская (поисковая) деятельность школьников организована в три этапа.

Первый этаптеоретический. Он включает в себя выделение и постановку проблемы, выдвижение гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решений, изучение литературных, статистических, справочных, картографических материалов и документов.

Второй этап - практический. Он включает организацию и проведение походов, экскурсий, интервью, социологических опросов по сбору материалов исследования.

Третий этап - обработка полученных результатов наблюдений и исследований, обобщение, подготовка проектов (сообщений, рефератов, докладов) с последующей защитой.

Научно - исследовательская деятельность школьников организована по нескольким направлениям.

Изучение географических названий (топонимов) родного края. (2000-2002гг.). В результате создан топонимический словарь, куда вошли 96 названия рек, озер, болот, населенных пунктов Краснокамского района Пермского края. Географические названия в словаре представлены выборочно: на отбор повлияли как их изученность, так и доступность исходного материала. Основой для написания проекта послужили исследования по топонимике Прикамья, а также беседы с краеведами и местными жителями.

Изучение социально-демографической ситуации п.Майский. В ходе исследования (2000-2002гг) были получены следующие результаты:

  • рассмотрена динамика численности населения поселка с 1976 по 2002 гг;
  • рассмотрено влияние естественного и механического движения населения на изменение численности населения поселка;
  • изучена поло-возрастная структура населения и выявлено её влияние на трудовые ресурсы;
  • рассмотрен уровень образования трудовых ресурсов и их занятость по сферам;
  • изучен национальный состав населения поселка;
  • дана оценка развитию социальной сферы п.Майский.

Основные показатели социально-демографической ситуации даны в сравнении с краевыми и российскими.

Изучение влияния крупного свиноводческого комплекса на малые реки. (2000-2002гг) В ходе исследования рассмотрены источники загрязнения в зоне деятельности крупного сельскохозяйственного предприятия ФГУП «Пермский свинокомплекс» и связанных с ним производств. Произведена оценка влияния источников загрязнения на экологическое состояние малых рек (Сюзьвы, Черной, Сын, Рязановки) на основе химических анализов проб воды. Учащимися были выстроены графики изменения ряда химических соединений в речных пробах относительно ПДК. Сделана попытка анализа полученных результатов от количества вывозимого на поля навоза. В ходе исследования были получены следующие результаты:

  • четко прослеживается зависимость загрязнения рек от хозяйственной деятельности предприятия;
  • степень загрязнения воды зависит от типа источника загрязнения, общего характера рельефа, климатических условий (количества осадков и скорости снеготаяния), местоположения источника загрязнения относительно направления поверхностного стока, способности реки к самоочищению, количества и степени очистки вывозимого на поля навоза (ила);
  • биохимические анализы воды можно рассматривать как основной из методов контроля за состоянием и степенью загрязненности воды малых рек;
  • снижение загрязнения воды в малых реках можно достичь путем комплексного подхода к решению данной проблемы.

Изучение географии стихийных природных явлений на территории области. (2003г.) Учащимися была проведена классификация СПЯ и выделена группа стихийных природных явлений, характерных для территории Пермской области. Дана общая характеристика стихийных природных процессов и выделены закономерности их распространения. Составлена карта СПЯ на территории России и Пермской области.

Ведение мониторинга окружающей среды поселка Майский и изучение степени привлекательности поселка для его жителей. Мониторинг проводился группой старшеклассников в период 2001-2005гг. В ходе исследования получены следующие результаты:

  • составлена карта поселка, нанесены источники загрязнения (постоянные и временные), несанкционированные свалки;
  • составлена схема промышленных объектов, которые представляют опасность для окружающей среды поселка;
  • составлена панорама интенсивности движения транспорта по улицам поселка в зимнее и летнее время; отмечены площадки временных и постоянных автопарковок; стихийносложившиеся места мойки машин;
  • подсчитано общее количество массы выбросов загрязняющих веществ автотранспортом в атмосферный воздух поселка;
  • составлена шумовая карта поселка;
  • дана оценка степени загрязнения нижнего слоя атмосферного воздуха через степень загрязнения снеговых проб;
  • определена кислотность атмосферных осадков;
  • отмечены места наибольшего и наименьшего скопления снега, определены пути талых и ливневых вод на территории поселка;
  • дана оценка качества воды р. Сюзьва и родников в пределах жилой застройки (на основе химического анализа проб воды);
  • дана оценка качеству почв;
  • произведен учет все6х зеленых насаждений в поселке и определено качество древостоя;
  • составлена ментальная карта поселка;
  • дана оценка особенностям восприятия окружающей среды поселка его жителями и составлена модель «Идеальный поселок»;
  • разработана комплексная программа оптимизации окружающей среды п.Майский.

Летом 2006, 2007 года при школе была организована работа отряда «Юный географ -исследователь». Результатом исследовательской деятельности отряда явилось следующее:

  • был проведен аудит несанкционированных свалок на территории поселка;
  • составлены паспорта экологических объектов (несанкционированных свалок), приложения к паспорту (карта-схема, фотографии);
  • проведен аудит бытовых отходов у себя дома;
  • собрана и обработана информация о проблеме бытовых отходов;
  • разработана программа «Сделай свой поселок чистым».

Материалы исследований, статистические данные, графики, таблицы, фотоматериалы, словари, проекты широко используются на уроках географии, экологии, биологии, истории.

Результаты исследований представлены в администрацию поселка, музей, в школьную и городскую библиотеку.

Учащиеся – члены НОУ активно принимают участие в городских, краевых конкурсах научно-исследовательских работ, Всероссийском конкурсе «Первые шаги», «Открытие мира», краевом конкурсе «Экология. Творчество. Молодежь».

Таким образом, исследовательская деятельность играет большую роль для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, формирования экологической и картографической культуры школьников.