Методическая разработка внеклассного мероприятия "Всему начало слово – чистое, живое"

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: урок культуры речи.

Цели:

  • Прививать любовь и бережное отношение к родному языку, повышать общую языковую культуру подростков.
  • Развивать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • слайды;
  • выставка словарей.

Подготовительная работа:

  • цикл бесед «Речевой этикет»;
  • анализ результатов анкетирования «Культура речи современного подростка»;
  • подбор материалов (фразеологизмы, стихи, тексты для обсуждения, пословицы и поговорки, сценки) по теме.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Сегодня чрезвычайно актуально все, что связано с понятием «культура». Культура внешнего вида, культура умственного труда, культура поведения, общения, культура речи. Все мы живем среди людей, но умеем ли первыми сказать доброе слово, простить обиду или сделать шаг к примирению. (Приложение, слайд №1)
На нашем классном часе «Всему начало слово – чистое, живое» я предлагаю всем нам задуматься: как сделать так, чтобы вокруг нас стало светлее, пристойнее, чище. (Приложение, слайд №2)
В качестве эпиграфа мы взяли слова Ивана Васильевича Тургенева – замечательного знатока и мастера русского языка: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!»

Учитель: Мы с вами постараемся выяснить, что значит «беречь» русский язык, от кого или от  чего «беречь». Разве у языка  есть враги или ему грозят какие-то опасности?

Учитель: Я хотела бы начать наш разговор  с притчи о мудром Эзопе. (Приложение, слайд №3)
В VI в.до н.э. в Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп. Он  был рабом богатого купца и философа Ксанта. Однажды на пир к этому  богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на  базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете». Хозяин велел позвать Эзопа. «Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Через некоторое время кто-то подсказал хозяину: «Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете». Вновь Эзоп возвращается с подносом.

Вопрос: Что лежало под салфеткой в первом и во втором случае?  (Слово «язык» имеет несколько значений и Эзоп – мастер иносказаний, конечно же, имел в виду не тот язык – подвижный мышечный орган вкуса, который находится  в полости рта. А язык,  как важнейшее средство человеческого общения, с помощью которого люди передают друг другу информацию, свои мысли, чувства…) (Приложение, слайд №4)

Вопрос:  Почему и в  первом и во  втором случае Эзоп принес язык и как объяснил это удивленным гостям?
«Язык. Разве это не самое прекрасное? При помощи языка мы получаем знания, изучаем науки. Языком мы произносим слова нежности, верности, любви. Языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».
«Язык. Разве не самое ужасное? Языком произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

Учитель: Нельзя достичь речевого богатства, не изучая язык своего народа во всем многообразии его лексики и фразеологии. (Приложение, слайд №4)

Задание. Объяснить смысл данных фразеологизмов:

  • Язык без костей – говорить лишнее, выдавая чужие тайны и не задумываться о последствиях.
  • Сорвалось с языка – сказать что-то неожиданно, случайно для самого говорящего.
  • Язык не повернется сказать – не осмелиться, не решиться сказать что-либо обидное, злое, неприятное, клеветническое.
  • Тянуть за язык – заставлять кого-либо высказаться.
  • Найти общий язык – прийти к согласию, к взаимопониманию.
  • Говорить на разных языках – не прийти к согласию, к обоюдному решению.

Учитель: Язык реализуется и существует в речи. Помните строки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

«И царевна к ним сошла, честь хозяевам отдала,
В пояс низко поклонилась, закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла, хоть и звана не была.
Вмиг по речи те распознали, что царевну принимали»…

А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке многое можно рассказать по его речи. (Приложение, слайд №5)
Французский философ Вольтер говорил: «Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена»

Вопрос: Что значит «дурно выражена»? (Неграмотно; коряво – некрасиво, неискусно; косноязычно – невнятно, неправильно; засорение речи ненормативной лексикой, ненужными иноязычными заимствованиями, смысла которых не знаем…).

– Т.е. речь должна быть правильной.

Вопрос: На ваш взгляд, что значит речь правильная, хорошая? (Приложение, слайд №6)

Логичность – последовательность изложения.
Точность – оформленная мысль, которая не искажает смысла, значения слов; говорить ясно, грамотно.
Уместность – говорить кстати, соответственно теме, обстановке, времени.
Выразительность, богатство – яркость, эмоциональность, красота речи, образность, богатый словарный запас.
Чистота – отсутствие бранных слов, непонятных, ненужных.

– А как говорим мы? Бережем ли мы наш прекрасный русский язык?

Задание. Прослушайте рассказ известного русского писателя-лингвиста, языковеда.

«Вслушайтесь в речь окружающих, и вы удивитесь, сколько в ней совершенно ничего не значащих полуслов…
Говорят, это неискоренимо! Отучить от «грит» (говорит), «скал» (сказал), от «вот», от «значит» – невозможно!
Очень даже возможно: утверждаю это по собственному опыту.
В одиннадцатилетнем возрасте я через два слова на третьем вставлял в разговоре словцо «стал – быть». Вставлял и, как со всеми случается, не подозревал этого. Но однажды новый учитель географии, ставя очередную пятерку, с досадой сказал мне:
– Слушайте, Успенский…  Вы же отлично знаете предмет… И вообще – способный малый. Так что же Вы талдычите это свое «стал-быть», «стал-быть». Слушать же тошно: «Ниагара, стал-быть, – величайший водопад….Он расположен, стал-быть, на границе Канады и Штатов».
Отучитесь Вы от этой дряни!
До него никто не говорил мне об этом пороке речи. Меня точно громом поразило.
С месяц мне пришлось довольно трудно, но я стал решительно бороться со своим «сталбыканьем» и в довольно короткий срок совершенно избавился от него…. И не приобрел взамен никакой другой похожей привычки. (Л. Успенский)

Вопрос: Употребляете ли вы ненужные слова в своей речи? Если да, то попробуйте объяснить почему. Какие это слова?

Ученик: У человека возникают разные привычки – полезные и вредные, вызывающие одобрение или осуждение. В привычку входят не только действия, но и слова. И среди словесных привычек есть такие, которых лучше бы не было. Например, так называемые слова-паразиты.

Учитель: (Паразит – организм (растение, животное), питающееся за счет другого организма и вредящий ему: грибы, насекомые). А какое отношение к ним имеют слова? Почему мы их так называем – слова-паразиты? (Они вредят нашей речи,  засоряют ее, делают ее неинтересной и невыразительной).

Ученик: Сами по себе такие слова могут быть и вполне литературными и полезными. Но, проникая чуть ли не в каждое высказывание, эти слова лишают его строгости, точности, выразительности. Человека, речь которого пересыпана словечками-паразитами, вроде – (как тебе сказать, значит, как бы, вообще, ну, это самое, блин), трудно слушать,  «тошно», а подчас смешно. (Приложение, слайд №7)

Учитель: Итак, первая опасность – слова-паразиты. Вы согласны со мной?

Учитель:  Послушаем рассуждение героини рассказа «Самый счастливый день».

Ученица: «Машка Гвоздева безусловно попадает в интеллигенцию, потому что от ее мозгов гораздо больше пользы, чем от ее рук. А у меня ни рук, ни мозгов – один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я много знаю слов, потому что много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совершенно не обязательно. Ленка Коновалова любую беседу поддержит двумя предложениями: «Ну да, в общем-то…» и «Ну, в общем-то, конечно».
Мальчишки в нашем классе вполне обходятся несколькими  словами: лох, уупс, офигенно, прикольно, видак, бабки, стремно, тачка и так далее…

Учитель:  Как называются такие и им подобные слова? (Сленг или жаргон).

Вопрос: А что представляет собой жаргон? Можно ли эти слова назвать общеупотребительными и понятными всем?

Учитель: К сожалению, устная речь современных подростков и молодежи просто усыпана жаргонами.
Жаргон – это  варианты разговорной речи, отличающиеся от общеупотребительного языка специфическими словами и выражениями,  не совпадающими с нормами литературного языка. Это  искусственно созданный « язык», который не понятен большинству людей.
Вот как уродливо на языке жаргона прозвучало бы прекрасное стихотворение А.С. Пушкина:

Ученики:

Я помню чудное мгновенье / Гадом буду, не забуду
Передо мной явилась ты / Ко мне затусовалась ты,
Как мимолетное виденье / Как эти чумовые зенки,
Как гений чистой красоты / Как лабдцовые понты.

– Комментарии излишни. Как мыслим, так и говорим.

Ученик: Едва ли стоит с готовностью подхватывать любое слово, которое употребляют сверстники, лишь потому, что оно не такое, как у взрослых.
А многие подростки общаются через сленг потому, что не знают русского языка, имеют скудный словарный запас.

Учитель: Мы, общаясь, друг с другом, будто забыли о красоте и богатстве нашего родного языка. Самый содержательный разговор много теряет, если язык засорен жаргонными словами, точного смысла которых вы еще и не знаете.
А декадник русского языка показал, что вы не знаете значения многих,  употребляемых вами жаргонизмов. (Приложение, слайд №8)

Задание.Сейчас мы с вами проведем небольшой практикум.  Вам будут предложены слова, которые вы часто употребляете в своей речи. Подберите к ним слова-синонимы. (Приложение, слайд №9)

Крутой – (характер) – Решительный, суровый, строгий, повелительный.
Иди на фиг – убирайся, проваливай.
Офигенно – хорошо, весело, великолепно, радостно, комфортно, уютно, красиво.
Прикольный – (от слова – прикол т.е. свая, кол, укрепленные в земле для привязи лодки, судна). (Удивительный, интересный, своеобразный, разносторонний, веселый)
Колбаситься –  (весело проводить время) – куролесить (спьяну), озорничать, безобразничать (во хмелю), хулиганить.
Уупс – междометие недовольства, удивления, типа «ох», «ух».

Учитель: Мы с вами убедились, что в русском языке есть великое множество слов, при помощи которых можно высказать любую мысль, объяснить свои чувства.

Ученик: Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика.

Ученик: Около 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре Владимир Иванович Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов.

Вопрос:Как вы думаете, а каков ваш словарный запас?

Ученик:  Современный образованный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Красноречивые, общительные люди обаятельны, а те, кто не может сказать и двух слов, обычно нам не интересны.

Учитель: А сейчас мы продолжим практическую работу. (Приложение, слайд №10)

Задание.Вам необходимо подобрать  синонимы к следующим словам: урод, скотина, лох. (Приложение, слайд №11)

Урод – (человек с физическими недостатками): некрасивый, безобразный. Юродивый – чудаковатый, помешанный, безумец.
Скотина – грубый, подлый человек.
Лох – простофиля, недалекий, глупый, простоватый, нерасторопный, увалень.

Вопрос: В каких случаях вы употребляете эти слова? (Это слова речевой агрессии)
Но основной принцип общения: «Не навреди!» т.е. сдерживай негативные эмоции и не допускай унижения и оскорбления человеческого достоинства, грубости и зависти. Воспитанный человек тот, кто употребляет в своей речи слова если не изысканные, то никак не грубые. Не случайно есть даже шутка, что истинно воспитанный человек кошку всегда назовет кошкой, даже если он об нее споткнулся и упал.

Вопрос: А знаете ли вы происхождение этих слов, которые оказывается, и не были изначально ругательствами?
Утратив связь со старорусским языком, мы подчас бранимся комплиментами или совсем не обидными, по сути, словами.

Задание: Давайте совершим коротенькое путешествие в историю этих слов и узнаем, что они означали. (Приложение, слайд №12)

Ученик: Урод – слово произошло от славянского корня «род» и означало «рожденный» с добавлением приставки «у»т.е. «уродившийся», «урод». Отрицательный смысл появился позднее, и то не везде. В польском языке, например, слово «урода» до сих пор означает «красота».

Ученик: Скотина – слово произошло от немецкого «скат» – «деньги», «богатство», «сокровище». Первоначально так называли животных (мерило богатства), а затем «сокровищем» стали обзывать и людей.

Ученик: Лох – это словечко существовало задолго до наших дней, когда молодежь с такой любовью пользуется этим ругательством. Лохом, (лоховесом, лопоухим) издревле называли в Псковской губернии разных юных шалопаев. (Бездельник, повеса – т.е. проводящий время в легкомысленных занятиях, в безделье).

Учитель: Итак, получив определенную информацию о том, что такое жаргонизмы согласитесь ли вы  с тем, что  такая ненормативная лексика представляет опасность для русского языка, для нас с вами?

Ученик: Целиком подчинить свою речь жаргону или хотя бы переходить на него во всех случаях общения со сверстниками, обходясь несколькими десятками слов, – это, значит, обеднить свою жизнь, резко ограничить сферу, в которой мы действуем как люди образованные, воспитанные.

Учитель: Вторая опасность – жаргон. (Приложение, слайд №13)

Вопрос: Можно ли продолжить список «врагов» русского языка?

Учитель: Проблема чистоты языка – это не только употребление жаргонов, обилие ничего не значащих, ненужных слов-паразитов, но и ругательство матом.  Особенно уродливо звучит матерная брань в устах молодежи. Причем, в равной степени, как юношей, так и девушек.

Ученик: Сквернословие незаметно становится болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив нецензурных слов. Часто такой, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать неприличного слова.

Ученик: Некоторые оправдываются, что брань срывается с языка не по злому умыслу, а по привычке. Но дурная привычка никогда не была оправданием дурного поведения.

Ученик:  А, кроме того, ругатель начинает извергать потоки словесной брани во вполне определенных случаях, когда хочет оскорбить, унизить, высмеять другого человека. Значит, такой ругатель прекрасно отдает себе отчет в своих речевых действиях.

Ученик: Знаете ли вы. Что в XVII веке, по соборному уложению царя Алексея Михайловича за непристойные слова, публично произнесенные, полагалась смертная казнь?

Ученик:  Нецензурные слова и выражения определяются, как непристойные, наглые, бесстыдные, отвратительные, мерзкие, безнравственные.

Ученик: Следовательно, употребление таких слов следует рассматривать не просто как речевой сор т.е. опасность для родного языка, но и как нарушение этических норм общения.

Учитель:  Наш язык – живой, гибкий, изобретательный, образный позволяет выразить любую степень гнева или юмора, не прибегая к сквернословию. Третья опасность для русского языка – это сквернословие т.е. неприличная брань. (Приложение, слайд №14)
(Остроумные люди – великая ценность. Но остряки-профессионалы – огромное бедствие. Их главная задача не столько рассмешить, сколько привлечь к себе внимание окружающих. Берут, например, прекрасную песню и подставляют пошлый текст. Или – анекдот, (небольшой, забавный рассказ), но его нередко превращают в грязный и непристойный, пошлый. Недаром такие анекдоты называют сальными – после них хочется вымыться с мылом.)(Приложение, слайд №15)

Учитель: А сейчас вновь вернемся к словам Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык.

Вопрос: Вы согласны с этим утверждением писателя? Нужно ли беречь язык? От кого или от чего? (Освобождать нашу речь от словесного «мусора», рождаемого незнанием русского языка  и небрежным, безжалостным отношением к нему)

Вопрос: А чтобы правильно и разумно владеть речью, что нужно предпринять?

Учитель:

1. Для повышения речевой грамотности больше читайте. Важно, чтобы вашим постоянным чтением стали лучшие произведения отечественной и мировой литературы.
Если мы хотим почистить, вылечить, восстановить, оздоровить русский язык: есть роскошная клиника, которая каждому по карману – это А.С.Пушкин. (Приложение, слайд № 16)
2. Привыкайте пользоваться словарями. Их много и задачи у них разные.

Вопрос: Какими словарями пользуетесь вы? (Орфографический – проверяем орфограммы; словарь синонимов и антонимов – помогают сделать нашу речь более разнообразной и богатой; этимологический – узнаем происхождение слов; толковый словарь – о значении и употреблении слов).

3. Читайте книги по этике и культуре речи. У вас много надежных помощников – читайте, не ленитесь, если не хотите прослыть неучем и «недорослем», как Митрофанушка – герой комедии Фонвизина. (Сценка)
4. И последний совет. Не давайте слову опережать мысли. Подумайте до того, как скажете. В наших словах и интонациях выражено не только видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Иногда даже «спасибо» может прозвучать как «отстань». Не будем сквернословить и грубо выражаться.  Давайте восклицать! Друг другом восхищаться!

Ученик:

Когда ты хочешь молвить слово, мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово, то рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется, то медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь, не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить и радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить и камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит, пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить того, кто слушает тебя!