Посейте привычку – пожнете судьбу

Разделы: Работа с дошкольниками


Конфликт между взрослым «надо» и детским «хочу». В силу своего возраста малыш еще не умеет управлять своими эмоциями. Он не в состоянии, либо не хочет, осознавать эту возможность, или не желает с ней смириться и раздражается гневом.

В основе такого поведения ребенка лежит стихия, природа. Но уже в раннем возрасте возможно задавать малышу не стихийное, а организованное поведение.

«Нравственное воспитание детей – это мудрое ограничение. Ребенок должен понять, что есть три вещи: можно, нельзя, надо. С того, что человек делает не то, что он должен делать, не то, что надо делать, а то, что ему хочется, начинается нравственное падение, опустошение и развращение».

В.А.Сухомлинский.

Всякое воспитание начинается с подчинения. Но разный уровень природной предрасположенности к подчинению требует от взрослого постоянного объяснения ребенку:

  • Почему требуется отключение от того или иного вида деятельности;
  • Почему нужно делать так и суть дела;
  • Разъяснения – мотивация к тому или иному действию, постепенно закладывать схему действия (что будет, если...). Объяснять культуру действия и почему нужно действовать культурно;
  • Ориентации в поведении на других. Понимание того, что поведение людей взаимосвязано.

Нужно объяснить малышу, что в процессе взросления каждый человек сталкивается с разными трудностями. Все люди учатся их преодолевать и только так становятся взрослыми.

Формированию таких установок способствует систематическое применение воспитательной лексики.

Призыв к действию: «Давай успокоимся (вспомним, узнаем, сделаем, понаблюдаем...)»

Поддержка, всегда позитивная по факту: «Трудно было сдержаться, но ты молодец, старался»; «Молодец, внимательно слушала и хорошо, аккуратно сделала»; «Ты сегодня постарался, у тебя получилось. В следующий раз получится еще лучше»...

Самоконтроль:

  • «Что от тебя требуется?»
  • «Что ты должен вспомнить?»
  • «Что ты должен сделать?»...

Результат:

  • «Хорошо ли ты поступил?»
  • «Все ли правильно сделал?»
  • «Почему расстроилась мама?»...

Процесс воспитания – длительный процесс. Не всегда и не сразу возможно отследить его результаты. Но критериями воспитанности у ребенка этого возраста, умения переключаться от природных, стихийных форм поведения к культурным могут служить:

  • Выполнение ребенком требования взрослого с первого общего предъявления;
  • Легкость переключения при личном обращении;
  • Количество обращений при выполнении ребенком предъявляемых требований.

В последнее время наблюдается рост числа малодетных семей, в который «единственный» ребенок часто превращается в объект гипертрофированной любви и привязанности родителей, которые стремятся удовлетворить каждое желание ребенка, ограждая его от каких-либо усилий. Такие дети, поступая в детский сад, страдают от отсутствия самостоятельности, необходимости подчиняться системным требованиям, а, следовательно, испытывают трудности в общении с окружающими людьми, что иногда приводит к конфликтной ситуации, неповиновению, бунту и приступам агрессии со стороны малыша. Исходя из этого, уже с раннего детства особое внимание следует обращать на развитие навыков самообслуживания, учить ребенка растить свою волю, чтобы заставить себя трудиться и преодолевать возникшие трудности, не пасуя перед ними, таким образом развивать свои организационно-управленческие навыки. Готовность употребить усилие, чтобы чего-то достичь, не дается сама по себе. К ней нужно приучать специально. Лишь сила привычки может облегчить трудность усилия. «Что посеешь, то и пожнешь» – гласит русская народная пословица. «Посейте поступок – пожнете привычку. Посейте привычку – пожнете характер. Посейте характер – пожнете судьбу» – вторит ей англичанин У.Теккерей.

При формировании навыков самообслуживания у младшего дошкольника необходимым педагогическим условием является соблюдение алгоритма приучения ребенка к организации практической работы в любой деятельности.

Проговаривание последовательности предстоящих действий, «план-рассказ». «Что мы будем делать?»

Обращайте внимание на организацию деятельности. «Что нам понадобится для этого?»

Осуществление контроля за ходом деятельности и качеством ее выполнения (с постепенным переводом в самоконтроль). Включение моментов обсуждения с ребенком способов преодоления возникающих трудностей. Показом нужных приемов, объяснений, как надо делать правильно. «С чего ты начнешь? Как будешь делать? Что будешь делать потом?...»

Сравнение полученного результата с замыслом. Переживание чувства радости за имеющиеся достижения. Определение перспектив дальнейшего совершенствования. Конструктивная оценка (оценка факта + перспектив на будущее: «Молодец! А мог бы сделать посложнее?») дает зону ближайшего развития, способность совершенствовать, улучшать, изменять самого себя.

Таким образом, приобщение маленького ребенка к культуре самоорганизации в навыках самообслуживания, в общении с окружающими людьми, в игровой деятельности, в продуктивных видах деятельности через применение воспитательной лексики призывает к

  • познанию, обучению
  • радости от достигнутых результатов;
  • поддержке в преодолении возникающих трудностей;
  • вере в достижимость желаемых результатов;
  • самоконтролю;
  • оценке своих результатов.

Цель современного воспитания мы, педагоги Гимназии № 207 «Оптимум» г.Екатеринбурга, определяем как помочь воспитаннику быть успешным в жизни, самодостаточным на основе сформированных у него навыков самоконтроля и организационно-управленческих навыков. Только тогда ребенок может быть социально-адаптивным в обществе.

Наша гимназия работает с детьми от двухлетнего до подросткового 17-летнего возраста. Поэтому до начала школьного обучения педагоги дошкольного отделения помогают малышам пройти путь саморазвития:

  • с 2-х лет – умелое подчинение требованиям взрослых;
  • с 3-х до 4-х лет – умение переживать гордость за достижение тех результатов, которые потребовали усилий. Развитие воли и терпения;
  • с 4-х до 5 лет – воспитываем чувство стыда, который побуждает к самоконтролю. Усиление, укрепление воли и терпения (пытаемся искоренить некоторые недостатки);
  • с 5 до 6 лет – учим ребенка рассмотреть себя со стороны. Воспитываем совесть и долг. Учим контролировать свои поступки и делать самооценку. Даем базовые навыки планирования результатов;
  • И к 7 годам в идеале наш выпускник владеет организационно-управленческими навыками: нормативной гордостью, стыдом, совестью, долгом.