Интернет-фестиваль как образовательное событие

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


В наше время большинство школ имеет современную компьютерную технику. Информационные технологии, Интернет становятся привычным инструментом не только для учителей информатики, учителей-предметников, но и для педагогов, организующих внеурочную деятельность школьников. Такой творческой мастерской для школьников и практической площадкой внедрения информационных технологий в образовательный процесс стал Всероссийский детский Интернет-фестиваль.

Участие школьников в нем способствует овладению новыми специальными техническими знаниями в области информационных технологий, современными приемами работы с компьютерным оборудованием и программами, совершенствованию приемов поиска информации в сети Интернет, формированию и развитию умений по созданию собственных Интернет-ресурсов, развитию логического мышления и реакции, навыков работы в команде. Ребята получают средство, которое они будут использовать при решении жизненных задач. фестиваль способствует развитию у его участников творчества, инициативности, помогает осознать, сравнить свои собственные умения с умениями ровесников из других городов и поселков страны.

Педагогам Интернет-фестиваль открывает новые возможности включения школьников в совместную командную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую образовательную деятельность через телекоммуникационные технологии. В рамках фестиваля постоянно осуществляется методическая поддержка педагогов (координаторов).

Фестиваль представляет систему проектов и специальных интеллектуальных приложений, проводимых в течение шести месяцев по определенному графику. Одновременно несколько проектов-заданий публикуются на сайте Фестиваля www.childfest.ru и рассылаются участникам по электронной почте (по подписке). У каждого проекта есть свой регламент (правила проведения, сроки, критерии оценки) и форум (можно обсудить вопросы, связанные с этим проектом). Участниками фестиваля могут быть команды школьников под руководством координатора (педагога, студента, родителя). Проектные задания включают школьников в процесс решения проблемных и развивающих задач по построению математических, физических, организационных, социальных моделей, созданию и использованию мультимедийных продуктов для самообразования. Деятельность над проектом создает творческую развивающую среду для познавательной деятельности учащихся в свободное от уроков время. Для команд предложены проекты по самым разным направлениям: гуманитарные, точные, технические науки, разносторонние и т.д. По каждому проекту экспертом определяются лучшие работы и команда победитель. Отработаны дистанционные формы экспертной оценки с привлечением специалистов, школьников, педагогов.

Одновременно с командной деятельностью, школьникам предлагается и индивидуальное участие в интеллектуальных приложениях по интересам: «Биржа задач» (решение задач разной тематики и разных уровней сложности - 3000 задач), «Журнал «Версия» (общение по наиболее острым вопросам современной жизни), «Сто к одному» (по сценарию одноименной телепередачи), «Бесконечные истории» (инструмент, позволяющий коллективно сочинять тексты разных форм и жанров), “Борьба змей” (логическая игра с элементами программирования), “Эрудит” (обогащает словарный запас и развивает логическое мышление). Для погружения участников в возможности Интернет-технологий проводятся образовательные Интернет-игры (Поиск в Интернете, Skype – общение, Марафон задач, Чемпионат АСМ, Зоопарк, и т.д.).

Анализ результатов 6-летней реализации проекта показывает, что ежегодно появляются команды-новички, которым нужно было осваивать технологии проектной деятельности, организации команды, групповой работы, Интернет-технологии. Интернет-семинары с координаторами команд выявляют потребность в проведении очных семинаров по технологии проектной деятельности, групповой работы, организации и созданию мотивации в команде, простраиванию траектории роста школьника, подведению итогов работы на фестивале.

Представляем Вашему вниманию опыт координаторов команд участниц Интернет-фестиваля.

Историю команды Селиваниха.RU рассказывает ее координатор М.С. Марьев, учитель информатики МОУ Енисейской СОШ №3 села Селиваниха Минусинского района Красноярского края.

В ноябре 2002 года в школу пришло письмо из районного управления образования с предложением участвовать в детском Интернет-фестивале «Умник». Воспринято оно было без особого оптимизма, так как к этому моменту фестиваль уже шел целый месяц, да и к тому же в школе не было выхода в Интернет. Однако решили принять участие, и, как выяснилось позже, не зря.

Началась сложная и интересная работа. Проекты шли один за другим, и хотелось каждый из них выполнить. После двух месяцев участия, первоначальный оптимизм ребят начал угасать, т.к. большинство проектов получали неудовлетворительные оценки. Росло недовольство, и через некоторое время команда была на грани распада. Но вдруг нами был найден раздел сайта, на котором можно было посмотреть на работы победителей.

Вот тут-то все и разъяснилось. Нам стало понятно, что при выполнении проекта важно не только представление необходимой информации, но и оформление. У ребят появился азарт - «Мы сможем сделать проект лучше всех!».

После этого работа стала протекать совсем в другом режиме - дети стали распределять обязанности. Появились ответственные за сбор информации, за ее структурирование и оформление проекта. Результат не заставил себя долго ждать: сначала был признан лучшим отчет по проекту «Хроника времен Петра Великого», а затем по проекту «Письмо». Радости не было предела: все поняли - мы ничем не хуже городских команд, нужно просто упорство, добросовестность и желание победить.

Чуть позже о команде заговорили в селе. Произошло это, когда на адрес школы с разных уголков страны начали приходить «подозрительные» свертки… Это были результаты проекта «Самый вкусный хлеб».

При оформлении отчетов к проектам ученики стали использовать HTML, пробовать делать небольшие Flash-ролики, что, естественно, отразилось на качестве работ. И, как следствие, 45 качественных отчетов из 54 отправленных. Результат - 8 место в общем рейтинге и 1 место среди сельских школ.

На протяжении 5 месяцев команда не выходила из тройки лидеров периодически попадала то на 2, то на 1 место. Но, уже на финишной прямой, позиции были немного ослаблены и результат - 4 место в общем рейтинге. Несмотря на это, у детей осталась твердая уверенность, что они могут занять верхнюю строчку в рейтинге команд. В этом же году появилась еще одна команда – MKS.RU – младшая команда Селиванихи. Состояла она всего из четырех человек, но сумела занять достойное 10 место во второй лиге …» [1]

Несколько полезных советов по созданию эффективной команды предлагает координатор команды «Восьмое чудо света», лицея №3, города Красноярска Н.В. Коптырева.

«Многие учителя, особенно учителя информатики, рано или поздно осознают необходимость участия в Российском Интернет-фестивале «Умник». Это может быть горячее желание самого педагога или не менее горячее желание школьной администрации. В процессе работы на фестивале неопытного координатора поджидает ряд подводных камней. Хотелось бы поделиться некоторыми способами разрешения этих вопросов.

Первая проблема, которая встает перед будущим координатором, – команда. Команда может быть сплоченной или же не очень; состоять из грамотных старшеклассников или пятиклашек, недавно начавших осваивать компьютер; включать в себя 10 абсолютно разных человек или всего 2 крепких друзей. Короче говоря, команды бывают разные, но одно не подлежит сомнению: команда должна быть.

Количество участников в команде не может превышать 10 человек, руководитель команды, рассчитывающий на высокий результат участия, должен набрать как можно больше, по крайне мере, не менее 8 человек. 10 - это самое оптимальное количество: работы на фестивале очень много, и с ней на высоком уровне может справиться только большая команда.

Вторая проблема - еженедельные сборы команды. Несмотря на заверения участников, что они возьмут домой и все сделают, регулярные и частые сборы команды просто необходимы. Самая простая причина весьма банальна - большинство проектов достаточно сложные, и выполнить их 1 или 2 участникам весьма проблематично; намного больший эффект оказывает методика мозгового штурма. Выполненные проекты подлежат, как правило, доработке, а дорабатывать их лучше всего не в одиночестве, а в группе единомышленников. Кроме того, всегда есть множество текущих дел: участие в мастер - классах, проверка проектов других команд, доработка сайта команды и многое, многое другое. Но вот команда собрана, придумано название, выбран капитан, фестиваль начался, пошли проекты – все отлично. С нетерпением ждем первых оценок. Первые оценки – это пора первых побед и первых разочарований. Да, как это не печально, но бывают ситуации, когда мнение создателей проектов не вполне совпадает с вашим и оценка оказывается ниже, чем предполагалось. Это очень обидно, особенно на первых порах, и бывает, что одна оценка может подкосить команду, уменьшить желание играть дальше. Координатор должен взять настрой команды в свои руки, каждый учитель знает своих учеников, их характер. Общих рекомендаций дать невозможно, но успокоить, придать уверенности в своих силах, подбодрить, особенно на первых, самых тяжелых порах, руководитель команды просто обязан.

Самое главное – читать, читать и еще раз внимательно читать аннотации. Ведь как бывает, не обратили внимание на последний пункт описания, забыли написать заключение, казалось бы, всего-то 3-4 предложения, а оценка значительно снижается. Выбрали не тот формат представления данных – опять оценка ниже. Не обработали фотографию должным образом - опять та же история.

Победить на фестивале можно, мы не первый год это доказываем. Просто нужно расставить приоритеты. Если учитель ставить перед собой цель просто поучаствовать, вовлечь в Интернет-движение детей, повысить их уровень владения компьютерными технологиями, то работать можно в свободном режиме: выполнять не все проекты, а самые интересные, участвовать в 1 или 2 ассоциированных проектах. Это незаменимая практика и она не накладывает особых обязанностей на учителя. Если же педагог ставит цель победить, - работа усложняется. Один невыполненный проект или пропущенный ассоциированный проект может значительно понизить рейтинг команды. Этот рубеж может пройти только сплоченная команда единомышленников». [2]

Е.Л. Волошинская, координатор команды Jumla, школа № 145, г. Красноярска делится опытом выполнения некоторых проектов.

«… Некоторые проектные задания на фестивале требуют применения фундаментальных знаний, полученных на уроках (буквально от физической культуры до математики и программирования). Бывают такие задания, которые направлены на творчество детей и при их выполнении необязательно знание школьных предметов, но требующие сплоченности членов команды. Работая в команде, ребята овладевают такими навыками, как сотрудничество, сотворчество и взаимопонимание, терпимость друг к другу, толерантность.

На начальном этапе (первые месяцы) явно проявляется роль учителя-управленца, но затем она становится незаметна с первого взгляда (учитель остается «за кадром»).

Я предлагаю вашему вниманию некоторые проекты, выполненные детьми.

Сначала рассмотрим проекты 1-го типа, связанные с предметными областями.

Предмет «Астрономия» — проект «Календарь майя».

Пример задания из такого проекта:

  • Каким по счету днем 52-летнего цикла является дата «12 Чуэн 8 Сак»?
  • С какой датой нашего календаря совпадает дата «9 Бен 15 Мак»?
  • Сколько дней в Виналь Вайеб?
  • Сколько Катун в одном Пиктун?

Команде надо было разобраться в древнем календаре майя и ответить на некоторые вопросы, которые подразумевают не только знания, но и вычисления. На эти вопросы, я думаю, не ответит без первоначальной подготовки даже учитель астрономии.

Этот проект выполняли учащиеся 10 класса. Они так заинтересовались историей астрономии, что теперь с нетерпением ждут уроков астрономии в 11 классе.

Следующий предмет «История» — проект «Хронворд».

Ребята составили хронворд на тему «От Киевской Руси до наших дней», в котором более 70 вопросов. Естественно такое задание требует отличного знания истории.

Предмет «Психология» — проект «Искусство быть Собой, искусство быть Другим».

Здесь ребятам надо было представить себя цветком, составить рассказ от имени зайца в зоопарке (от имени карася в аквариуме). Ответить на вопросы «Что чувствует трава, когда ее косят?», «Что думают кошка и собака по поводу одного и того же события: хозяин в сердцах и сгоряча пнул их?». Или представить ситуации «Вы обидели малыша … Сделайте шаг навстречу Другому», «Вы надерзили старшему… Сделайте шаг навстречу Другому».

Такие проекты заставляют детей сопереживать, и, я надеюсь, делают их добрее.

Примеры проектов 2-го типа, стоящие вне предметных областей и требующие только совместного творчества.

В проекте «Серии «Кулинарный мастер-класс» Яблочный пирог «Умница»» дети совместно всей командой готовили яблочный пирог и отвечали на вопросы по его приготовлению.

Проект «Главный герой - это Я» предлагал по исходным фотографиям, сделать свои, максимально похожие на оригинал, фотографии, привлекая к участию только команду.

В конце года ребятам предложили проект «Искусство быть собой, искусство быть Другим», где они проанализировали свою деятельность за год».

Возможности, которые представляет фестиваль своим участникам – педагогам и учащимся – практически неисчерпаемы. Фестивалю 6 лет и он будет развиваться дальше. Будут появляться новые приложения, пройдут слеты победителей. В нашем мире информации, владеть информационными средствами просто необходимо и мы вместе этому научимся.

Использованная литература:

  1. Н.В. Коптырева, Первые шаги по созданию эффективной команды//журнал «Дополнительное образование в Красноярском крае», №1, 2007.
  2. М.С. Марьев, История команды Селиваниха.RU//журнал «Дополнительное образование в Красноярском крае», №1, 2007.