Цели урока:
- Проверка усвоения решения квадратных уравнений.
- Развитие логического мышления математической речи, навыков самостоятельной работы.
- Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
- Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент. (Сообщение темы.)
Сегодня мы проведем интегрированный урок по теме: “Квадратные уравнения” и разгадав
Кроссворд вы узнаете, о чем еще мы будем говорить на уроке.
II Разгадывание кроссворда. (Кроссворд нарисован на листе)
В итоге должно получиться.
Вопросы к кроссворду.
- Инструмент, с помощью которого измеряем углы.
- Как называется число, которое складываем?
- Как называется число, стоящее над чертой дроби?
- С помощью чего отделяем целую часть от дробной в числе?
- Как называется число, которое делим?
- Как называется фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки?
- Как называется перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону?
- Как называется луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам?
- Как называется число, которое вычитаем?
- Сколько цифр в математике?
- Основная геометрическая фигура.
Здесь не хватает некоторых букв. Попробуем догадаться, о чем идет речь.
Итак, наша тема: Квадратные уравнения и реки Подмосковья.
У каждого ученика на парте лежат тексты на 4 листах.
1 лист.
Текст.
Московская область богата речной сетью. На ее территории насчитывается свыше тысяч рек, речек и ручьев. Из них основная часть относится к малым рекам, протяженностью до км.
Больших рек длиной свыше км . насчитывается
1 река.
Река | С | одна из крупнейших рек на | М | |||||||||||
равнине. | Берет начало на | К | возвышенности. | |||||||||||
Впадает в реку | Е | Длина реки 1500 км. На | С | |||||||||||
располагаются крупные старинные города | Д | и | А | |||||||||||
В | Вдоль обоих берегов реки проложены автодороги. Очень часто | |||||||||||||
байдарочники спускаются по лесистому и живописному участку от Калуги до Серпухово. |
2 река. (2 лист)
Река | 1/3;-3 | одна из главных в области. Река берет начало на | |||||||||||
1/2;2 | возвышенности из болота близ деревни | 1/2 | |||||||||||
и впадает в | 1/3; -2 | у города | 1/2;-1/7 | Протяженность реки | |||||||||
473 км. На реке | 1/3;-3 | возникли такие древние города, как | |||||||||||
3; -1/2 | -2/3;3 | 1/3; -3 | 1/2; -1/7 | От | |||||||||
д. Дурыкино начинаются глухие сосновые, еловые и смешанные леса, бобровые плотины на притоках. 10-15 километровые отрезки без единой деревушки характерны для этой части реки до Можайского моря. |
3 река. (3 лист)
Река | 1 | левый приток | 2 | берет начало на | |||||
3 | гряде у д. | 4 | Солнечногорского района. Впадает в | ||||||
2 | Длина реки 686 км. По берегам расположены крупные города области | ||||||||
5 | 6 | 7 | Участок реки ниже города | ||||||
Ногинска очень заболочен, кроме того на ее берегах много деревень и дачных участков. |
4 река. (4 лист)
Река Сходня в древности была многоводнее и называлась___________
А позднее Всходней. В IX-XII веках из Москвы-реки по ней поднимались вверх по течению (всходили) торговые суда. В районе нынешнего поселка Новоподрезково и села
Черкизово существовал перевал длиной 5 км. В этом месте по суше перебирались с реки Всходни на Клязьму, по которой плыли к Оке и Волге. Общая длина реки -47 км. Исток у деревни Алабушево Московской области, а впадает в Москва-реку. Некоторый интерес Сходня представляет только для лыжников и любителей спортивного ориентирования,которые регулярно посещают самый живописный в прошлом участок реки у впадения реки Горетовка (правого притока реки Сходня длиной 25 км.) в районе станции Подрезково, где мы с вами проживаем.
III. Начинаем работу по решению квадратных уравнений различными способами.
Устно решить уравнение, используя теорему Виета и обратную к ней.
а). Решим уравнение х2 - х + 12 =0 и запишем положительный ответ в овал.(4)
б). Найти произведение корней уравнения х ?+ 25х + 100 =0 и запишем ответ в прямоугольник.(100)
в). Найти сумму корней уравнения х? -11х + 30=0 и запишем ответ в треугольник.(11)
Используя найденные ответы, заполним пропуски в тексте (они лежат на парте) и прочитаем.
IV. Продолжим устную работу.
Ученики выходят к доске, берут карточку с вопросом и отвечают на него и ставят ту букву, которая стоит напротив числа карточки.
1 - К |
Какое уравнение называется квадратным? |
2-Л |
Основные свойства уравнений. |
3-Я |
Сколько корней может иметь уравнение вида х ?=d |
4-З |
Какое квадратное уравнение называется неполным? |
5-Ь |
Назовите виды неполных квадратных уравнений. |
6-М |
От чего зависит количество
действительных корней Квадратного уравнения? |
7-А |
Какое уравнение называется приведенным? |
8-С |
Как читается теорема Виета? |
9-Х |
Как читается теорема, обратная теореме Виета? |
10-О |
Какой многочлен называется квадратным трехчленом? |
11-Д |
Как читается теорема о разложении квадратного трехчлена на множители? |
12-Н |
Какое уравнение называется биквадратным? |
13-В |
Какие корни называются посторонними? |
На доске заполняется запись.
10- О | 6- М | 1- К | 8-С |
1- К | 10- О | 2- Л | 9-Х |
7- А | 8- С | 3- Я | 10- О |
1- К | 4- З | 11 -Д | |
13- В | 5- Ь | 12- Н | |
7- А | 6- М | 13-Я | |
7-А |
Значит, речь пойдет о реках: Ока, Москва, Клязьма, Сходня.
V. Итак, 1 река. О какой реке у нас первый текст мы сейчас узнаем.
На доске написаны уравнения, а рядом ответы, но не по порядку. Выходят 5 учеников, берут карточку, вычеркивают свое уравнение на доске, затем решают его, находят нужный ответ и рядом пишут слово, которое на карточке. Оставшиеся два уравнения решает класс по вариантам.
Все уравнения решаем, применив свойство коэффициентов устно.
(Если а+в+с=0, то один из корней уравнения равен 1, а второй с/а.
Если, а-в+с=0, то один из корней равен (-1), а другой (-с/а).)
- 2х2-3х+1=0 А- {-1;-5}
- х2+3х-4=0 В-{1; -5,5}
- х2+8х+7=0 С-{ 1; 3/5}
- 5х2-8х+3=0 Д-{1; 1/2 }
- 2х2+5х-7=0 Е –{1;-3,5}
- 2х2+9х-11=0 К- { -1; -7}
- х2+6х+5=0 М –{1; -4}
Карточки.
1 река. х2+8х+7=0 Среднерусской |
1 река. х2+6х+5=0 Кашира. |
1 река. 2х2+5х-7=0 Волга. |
1 река. 5х2-8х+3=0 Ока. |
1 река. х2+ 3х-4=0 Восточно-Европейской |
1 река. 2х2+9х-11=0 Коломна |
1 река. 2х2-3х+1=0 Серпухов |
А теперь возьмем основной текст 1 реки и впишем слова, которые соответствуют данной точке. Получим текст о реке Оке.
Река | С | Ока | одна из крупнейших рек на | М | Восточно-Европейской | |||||||||
равнине. | Берет начало на | К | Среднерусской | возвышенности. | ||||||||||
Впадает в реку | Е | Волга | Длина реки 1500 км. На | С | Оке | |||||||||
располагаются крупные старинные города | Д | Серпухов | А | Кашира | ||||||||||
В | Коломна | Вдоль обоих берегов реки проложены автодороги. Очень часто | ||||||||||||
байдарочники спускаются по лесистому и живописному участку от Калуги до Серпухово. |
VI . Рассмотрим следующую реку. И снова решаем уравнения, но по формуле.
Опять выходят 5 человек, берут карточки, вычеркивают свои уравнения, решают на доске, а оставшиеся решает класс по вариантам.
- 2х2-5х+2=0 {1/2; -1/7}
- 4х2-4х+1=0 {1/2;2 }
- 3х2+5х-2=0 {1/3;-2}
- 14х2-5х-1=0 {3;-1/2}
- 2х2-5х-3=0 {1/3;-3}
- 3х2+8х-3=0 {-2/3;3}
- 3х2-7х-6=0 { 1/2}
Решив уравнение, ребята ищут свой ответ и записывают рядом то слово, которое на карточке.
Карточки.
2 река 2х2-5х-3=0 Можайск. |
2 река 3х2-7х-6=0 Звенигород. |
2 река 4х2-4х+1=0 Старьково |
2 река 2х2-5х+2=0 Московской |
2 река 3х2+5х-2=0 Ока. |
2 река 3х2+8х-3=0 Москва. |
2 река 14х2-5х-1=0 Коломна. |
Впишем эти слова во 2 текст и прочитаем, что получилось о Москве-реке.
Река | 1/3;-3 | Москва | одна из главных в области. Река берет начало на | |||||||||||
1/2;2 | Московской | возвышенности из болота близ деревни | 1/2 | Старьково | ||||||||||
и впадает в | 1/3; -2 | Оку | у города | 1/2;-1/7 | Коломна | Протяженность реки | ||||||||
473 км. На реке | 1/3;-3 | Москве | возникли такие древние города, как | |||||||||||
3; -1/2 | Можайск | -2/3;3 | Звенигород | 1/3; -3 | Москва | 1/2; -1/7 | Коломна | От | ||||||
д. Дурыкино начинаются глухие сосновые, еловые и смешанные леса, бобровые плотины на притоках. 10-15 километровые отрезки без единой деревушки характерны для этой части реки до Можайского моря. |
VII. Переходим к следующей реке.
Опять берем карточки. Нужно сократить дробь. Рядом написаны 3 ответа и 3 слова.Решаем, находим свой ответ и вписываем слово в карточку под своей цифрой.
Ответы
1)
а) x - 4 - Ока
б) х+4 - Клязьма
в) - Москва
2)
а)- Дон
б) - Ока
в) - Волга
3)
а) x - 3 - Клинский
б) - Клинско-Дмитровский
в) - Дмитровский
4)
а) - Ивакино
б) - Кочергино
в) - Старбеево
5)
а) - Мытищи
б) x+5 - Химки
в) - Сходня
6)
а) 3(x-1/3) - Лобня
б) x-1/3 - Фирсановка
в) - Щелково
7)
а) - Домодедово
б) - Ногинск
в) - Электросталь
Прочитаем текст, который получился.
Река | 1 | Клязьма | левый приток | 2 | Оки | берет начало на | ||||
3 | Клинско- Дмитровской |
гряде у д. | 4 | Кочергино | Солнечногорского района. Впадает в | |||||
2 | Оку | Длина реки 686 км. По берегам расположены крупные города области | ||||||||
5 | Мытищи | 6 | Щелково | 7 | Ногинск | Участок реки ниже города | ||||
Ногинска очень заболочен, кроме того на ее берегах много деревень и дачных участков. |
VIII И наконец наша самая близкая к поселку река- Сходня.
А как она называлась раньше, мы сейчас узнаем, если выполним устно задание, где написано “Робот”.
“Робот”
Перед вами сигнальное устройство, которое пропускает только карточки с верными высказываниями. Вычеркните буквы тех уравнений, которые на ваш взгляд не имеют решение, а из оставшихся букв получим название реки, как она называлась в древности.
(текст внизу)
Запишем это слово в 4 текст и прочитаем о реке Восходне.
IX . Итак , мы закончили изучение рек, давайте посмотрим на наш план рек.
Что же у нас получилось?
Мы можем взять лодку, сесть в нее и по нашей реке Сходня поплывем в Москва-реку, затем попадаем в Оку, из Оки в Волгу, а по Волге в Каспийское море. Вот такое наше путешествие.
X. А сейчас мы выполним задание и узнаем под каким гербом наших Химок мы поплывем. (Раздать тест) Выполняем устно.
Тест проверки.
1)Какое из данных уравнений является квадратным?
а- 2х2-3х=(2х-1)(х-8)
к- х2+7х=6-2х?-х
м- 5х-3=0
2) Найди коэффициенты уравнения: 6х2-7х+х?=0
е- а = 7, в = -7, с = 0
к- а = 6, в = -7, с = 1
о- а = 1, в = - 7, с = 6
3) Дискриминант какого уравнения равен 25?
б- -2х2+7х+3=0
в- х2-5х+1=0
н- 2х2+7х+3=0
4)Какое уравнение не имеет корней?
г- 7х2+3х-8=0
д- 3х2-7х+2=0
т- 2х2х+2=0
5) Найти сумму и произведение корней уравнения: х2+7х-1=0.
б- х1+х2= 7, х1х2 =1
а- х1+х2= -7, х1х2 = -1
в- х1+х2= 1, х1х2 =7
6) Уравнения записаны по определенному признаку. Найти среди них лишние.
в- 4х2-х-3=0
б- 2х2-х=0
г- 2х=0
д- х2-16=0
7) Дано уравнение: х2-9х-17=0. Найти 1/ х1 + 1/ х2.
а - 9/17
б- 9
р- -9/17
о- -17/9
Итак: Кентавр-это герб Химок, он означает: стремительный, сильный, нацеленный в будущее, несущий согласие.
XI. Подведем итог урока. Какие методы решения квадратных уравнений использовались на уроке?
(Выставить всем, кто отвечал, оценки.)