Программа работы археологического кружка

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Главными целями и задачами работы археологического кружка являются:

  • создание условий для развития всесторонне развитой личности;
  • формирование духовно-нравственного мира, гражданско-патриотического воспитания детей;
  • приобщение учащихся к культурно-историческому прошлому Родины, его ценностям;
  • формирование здорового образа жизни;
  • создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения личности ребенка;
  • профилактика ассоциального воспитания;
  • укрепление психического и физического здоровья;
  • формирование трудовых и жизненных навыков в новых социально-экономических условиях.

Вид программы: экспериментальная.

В кружке занимаются учащиеся 7-9 классов, то есть дети подросткового возраста. Программа рассчитана на один год.

Ожидаемые результаты:

В конце учебного года учащиеся будут обладать определенными умениями и навыками:

  • определять виды археологических памятников;
  • уметь их находить;
  • определять виды орудий труда, уметь их классифицировать;
  • описывать виды археологических памятников и зарисовывать их;
  • находить памятники первобытного искусства, зарисовывать их и сканировать;
  • определять типы керамики и зарисовывать их;
  • составлять археологические карты;
  • разводить костер, ставить палатки, ходить по азимуту, готовить пищу, оказывать первую медицинскую помощь, соблюдать правила техники безопасности в полевых условиях;
  • соблюдать экологические правила поведения.

Мониторинг умений и навыков будет проводиться в условиях трудового археологического лагеря.

Итог работы кружка будет подводиться в ходе выставок, а также в пополнении экспозиции школьного историко-краеведческого музея. Результаты работы просмотрятся на районных ученических конференциях, областном конкурсе «Шаг в науку».

Программа.
Введение. (2 часа)

Что изучает наука археология? Зачем необходимо изучать жизнь людей в далеком прошлом? Виды археологических памятников. Исследователи древнего Забайкалья.

Тема 1.
Палеолит Забайкалья. (5 часов)

Периодизация, климат, флора, фауна. Орудия труда. Техника обработки камня и кости. Занятия. Поселения (Толбага, Студеное, Санный мыс, Куналей, Усть-Менза – 5, Сухотино – 4). Первые жилища. Основные занятия. Возникновение первобытного искусства. Изменение, совершенствование орудий труда.

Тема 2.
Мезолит Забайкалья. (1 час)

Занятия людей. Климат, флора, фауна. Совершенствование орудий труда. Лук. Рыболовство.

Тема 3.
Неолит Забайкалья. (5 часов)

Периодизация. Дальнейшее совершенствование обработки камня и кости. Керамика. Неолитические стоянки Приаргунья. Развитие материальной культуры. Комплексный характер хозяйства эпохи неолита. Переход от присваивающей формы хозяйствования к производящей. Неолитические погребения в Забайкалье (Шилкинская пещера, Молодовск, оз. Ножий).

Тема 4.
Бронзовый век Забайкалья. (5 часов)

Стоянки бронзового века. Зарождение металлургии. Орудия труда. Занятия. Могильники. Дворцовская культура. Культура плиточных могил. Наскальные писаницы. Наскальные рисунки.

Тема 5.
Забайкалье в период раннего средневековья. (2 часа)

Хунну. Бурхотуйская культура.

Тема 6.
Забайкалье в период монголов. (5 часов)

Занятия. Общественный строй. Чингисхан. Хирхиринское и Кондуйское городища. Монгольские погребения.

Тема 7.
Методика исследований археологических памятников. (5 часов)

Археологическая разведка. Нахождение стоянок, городищ, погребений, наскальных рисунков. Методика проведения раскопок.

Тема 8.
Итоговые предсезонные практические занятия. (4 часа)

Установка палатки. Разведение костра. Укладка рюкзака. Хранение и приготовление пищи в полевых условиях. Экипировка юного археолога. Компас. Хождение по азимуту. Правила техники безопасности в полевых условиях. Экологические правила в полевых условиях. Захоронение пищевых отходов. Оказание первой медицинской помощи.

Учебно-тематический план:

1-2. Введение.

Тема 1. Палеолит Забайкалья.

3. Периодизация эпохи. Климат. Флора и фауна.

4. Орудия труда. Техника обработки камня. Занятия.

5-6. Палеолитические поселения Забайкалья.

7. Камеральная обработка материала.

Тема 2. Мезолит Забайкалья.

8. Изменение жизни людей в эпоху мезолита.

Тема 3. Неолит Забайкалья.

9. Усовершенствование орудий труда.

10. Изобретение керамики.

11. Неолитические стоянки Приаргунья.

12. Неолитические погребения.

13. Камеральные работы с материалом.

Тема 4. Бронзовый век Забайкалья.

14. Стоянки бронзового века.

15. Металлургия эпохи бронзы.

16. Дворцовская культура.

17. Культура плиточных могил.

18. Наскальные рисунки.

Тема 5. Забайкалье в период раннего средневековья.

19. Хунну в Забайкалье.

20. Бурхотуйская культура.

Тема 6. Забайкалье в период монголов.

21. Занятия и общественный строй.

22. Чингисхан.

23. Хирхира.

24. Кондуйское городище.

25. Монгольские погребения.

Тема 7. Методика исследований археологических памятников.

26. Археологическая разведка. Поход

27. Археологическая разведка. Поход

28-29. Нахождение археологических памятников.

30. Методика проведения раскопок.

Тема 8. Итоговые предсезонные практические занятия.

31. Установка палатки. Разведение костра. Компас.

32. Экипировка юного археолога. Рюкзак. Приготовление и хранение пищи.

33. Правила техники безопасности и экологические правила поведения.

34. Оказание первой медицинской помощи.

Методическое обеспечение программы:

  1. Форма занятий: теоретические занятия, экскурсии, походы, камеральная обработка подъемного материала, оформление экспозиций музея.
  2. Техническое оснащение занятий, дидактический материал: экспонаты музея, слайды.
  3. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса: поисковый, научно-исследовательский, проектный, словесный, практический, наглядный; эвристические, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые, беседа.

Список методической литературы:

  1. Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзы и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М., Наука, 1988.
  2. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье. Иркутск, 1976.
  3. Ковычев Е.В. История Забайкалья. Иркутск. ЧГПИ, 1984.
  4. Константинов М.В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1992.
  5. Окладников А.П., Кириллов И.И. Юго-восточное Забайкалье в эпоху камня и бронзы. Нс., Наука, 1980.
  6. Рижский М.И. Из глубины веков. Восточно-сиб. кн. изд-во; 1965.
  7. Рижский М.И., Кириллов И.И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973.

Список литературы для учащихся:

  1. Гришин Ю.С. Памятники неолита, бронзы и раннего железного веков лесостепного Забайкалья. М., Наука, 1988.
  2. Кириллов И.И. Восточное Забайкалье в древности и средневековье. Иркутск, 1976.
  3. Ковычев Е.В. История Забайкалья. Иркутск. ЧГПИ, 1984.
  4. Константинов М.В. Исследователи древнего Забайкалья. Чита, 1992.
  5. Окладников А.П., Кириллов И.И. Юго-восточное Забайкалье в эпоху камня и бронзы. Нс., Наука, 1980.
  6. Рижский М.И. Из глубины веков. Восточно-сиб. кн. изд-во; 1965.
  7. Рижский М.И., Кириллов И.И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973.