Цели:
- обучающие - построение модели “взаимодействие тел”. Применение данной модели для объяснения различных взаимодействий тел. Изучить понятия инертности, массы тела, единицы массы тела.
- развивающие - способствовать развитию знаний о взаимодействии тел, продолжить развитие мышления, умения анализировать, сравнивать, делать логические выводы.
- воспитательные - развитие навыков культуры общения, развития умения излагать свою точку зрения и отстаивать свою правоту.
Эпиграф:
“…Сущность Вселенной не имеет в себе силы, которая смогла бы противостоять мужеству познания”
Г. Гегель
План:
- Организационный момент
- Опрос
- Изучение нового материала
- Актуализация
- Домашнее задание
- Подведение итогов
1. Приветствие; сообщение темы, целей и задач урока, плана работы.
2. Опрос: тест (на столах лежат листы с текстом и бланки ответа)
1 вариант
1) Может ли тело без действия на него других тел прийти в движение?
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
2) Может ли тело без действия на него других тел двигаться равномерно?
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
3) Может ли тело без действия на него других увеличивать или уменьшать свою скорость
А) Может
Б) Не может
В) Может, но не каждое тело
Г) Человек и животные могут
4) Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют:
А) Механическим движением
Б) Инерцией
В) Движением тела
5) В каком направлении упадет человек, выпрыгнув на ходу из трамвая?
А) По ходу движения трамвая
Б) Перпендикулярно направлению движения трамвая
В) Против хода трамвая
2 вариант
1) Если на тело не действуют другие тела, то оно…
А) Находится в покое
Б) движется
В) движется с изменяющейся скоростью
Г) Находится в покое или движется прямолинейно и равномерно
2) Если на тело действуют другие тела, то его скорость…
А) Не изменится, оно находится в покое
Б) Не изменится, оно движется равномерно и прямолинейно
В) Увеличивается или уменьшается
3) Тело находится в движении, и на него действуют другие тела. Что произойдет с телом, если действие других тел прекратится? Как оно будет двигаться?
А) Движение тела прекратится
Б) Тело станет двигаться равномерно и прямолинейно
В) Скорость тела будет уменьшаться
4) Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел:
А) Механическим движением
Б) Инерцией
В) Диффузией
5) Автобус, движущийся по шоссе с юга на север, круто повернул на восток. В каком направлении будут двигаться пассажиры некоторое время?
А) На север
Б) На юг
В) На запад
4) На восток
Проводится взаимопроверка теста
Ответы:
1 вариант 1) Б 2) А 3) Б 4) Б 5) А
2 вариант 1) Г 2) В 3) Б 4) Б 5) А
3. Содержание нового материала: 1) Мотивация учебной деятельности: “Знал бы, где упасть, так соломки бы подстелил”- гласит народная поговорка. А можно ли предсказать поведение движущихся тел? Найти причину всякого движения или его отсутствия? Знание причин позволяет предсказать течение событий и своевременно на них отреагировать.
2) Создание модели “взаимодействие тел”
Сегодня мы попытаемся выяснить причину движения.
Опыт 1: Ученик садится на легкоподвижную тележку, обхватив колени руками и наклонив голову к коленям. Ему дается задание привести в движение тележку, не прикасаясь ни к чему, и не спрыгивая с тележки. Все попытки сдвинутся, остаются безрезультатными, тележка остается на месте.
Вопрос: Почему?
Вывод: Тело само не может привести себя в движение.
Вопрос: Что необходимо предпринять, чтобы привести в движение тележку?
Вывод: Чтобы изменить скорость движения тележки необходимо другое тело.
Опыт 2: На другую тележку садится ученик примерно такой же массы. Тележки сближаем на расстояние вытянутой руки. Один ученик должен оттолкнуться от ученика на другой тележке. Обе тележки приходят в движение относительно пола, они разъезжаются в разные стороны.
Вопрос: Почему?
Вывод: Скорость тележки можно изменить только с помощью другого тела. При этом меняется и скорость другой тележки.
ДЕЙСТВИЕ ОДНОГО ТЕЛА НА ДРУГОЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОДНОСТОРОННИМ, ОБА ТЕЛА ДЕЙСТВУЮТ, ДРУГ НА ДРУГА Т.Е. ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБА ТЕЛА МОГУТ ИЗМЕНЯТЬ СВОЮ СКОРОСТЬ.
Опыт 3: На тележки садятся ученики разной массы. После взаимодействия тележки разъезжаются в противоположные стороны на разные расстояния.
Вопрос: Почему покоящиеся тела в результате взаимодействия приобрели разные скорости?
ВО СКОЛЬКО РАЗ СКОРОСТЬ ПЕРВОГО ТЕЛА БОЛЬШЕ СКОРОСТИ ВТОРОГО ТЕЛА (ПОСЛЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ), ВО СТОЛЬКО РАЗ МАССА ПЕРВОГО ТЕЛА МЕНЬШЕ МАССЫ ВТОРОГО ТЕЛА.
Вопрос: Движение какого тела больше похоже на движение по инерции?
Вывод: Чем больше масса тела, тем труднее изменить скорость движения данного тела. Такое тело называют более инертным. Чем больше меняется скорость тела при взаимодействии, тем меньшую массу оно имеет.
Вывод: Для всех тел характерно свойство по-разному изменять свою скорость при взаимодействии. Это свойство тела, которое проявляется в том, что для изменения его скорости движения необходимо, чтобы действие другого тела длилось некоторое время, называется инертностью.
3) Масса тела, инертность, единицы массы.
Вопрос: Какая физическая величина является мерой инертности?
Ответ: МАССА ТЕЛА - ЭТО ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, КОТОРАЯ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЕГО ИНЕРТНОСТЬ.
Массу обозначают буквой m
За единицу массы в СИ принят 1 кг.
Единица массы определяется, как масса цилиндра из платиноиридиевого сплава хранящегося в Международном бюро мер и весов.
Справка: Международное бюро мер и весов МБМВ (учреждено в 1875 г.)
Международное бюро мер и весов - постоянно действующая международная организация со штаб- квартирой расположенной в городе Севр (предместье Парижа, Франция)
Учреждено в 1875г. Вместе с подписанием Метрической конвенции. Основная задача Бюро заключается в обеспечении существования единой системы измерений во всех странах- участницах этой конвенции. В МБМВ хранятся международные эталоны основных единиц и выполняются международные метрологические работы, связанные с разработкой и хранением международных эталонов и сличением национальных эталонов с международными между собой. В МБМВ также проводятся исследования в области метрологии, направленные на увеличение точности измерений.(6)
Эталон 1 кг. Образец, хранящийся в Севре, является международным эталоном (материальным прототипом) с помощью которого изготавливают копии для метрологических центров разных стран. Цилиндр из сплава платины и иридия хранится в Севре с 1889 г.
Эталон килограмма хранится в закрытом помещении, без солнечного света, его достают лишь в редких случаях для изготовления копий и сравнения с национальными эталонами, которые были изготовлены в десятках экземпляров.(7)
Старинные русские меры веса (массы)
1 берковец= 10 пудов (163,8 кг.)
1 пуд= 14 фунтов (16,4 кг.)
1 фунт= 96 золотников = 9216 долей (409,5 г.)
1 лот=3 золотникам (12,8 г.)
1 золотник=96 долей (4,3 г.)
1 доля= 0,044 г.
(Сообщения учащихся: берковец,пуд,золотник,фунт)
Существуют специальные меры массы драгоценных камней:
Карат- единица массы, с древнейших времен используется в торговле драгоценными камнями и в ювелирном деле.
(Сообщение учащихся)
Существуют так же дольные и кратные единицы массы:
1 т.=1000 кг. 1 г.=0,001 кг. 1 ц.=100 кг. 1 мг.=0,000001 кг.
4) Способы определения массы тела.
Вопрос: Каким образом можно определить массу тела?
Ответ:
1. Сравнивая скорости приобретенные телами при взаимодействии.
2. Взвешиванием.
Наиболее простым средством для взвешивания являются рычажные и пружинные весы
Мы с вами на уроках будем пользоваться рычажными весами (показ весов и набора гирь)
Принцип взвешивания на рычажных весах заключается в уравновешивании. В состоянии равновесия суммарная масса гирь известной массы равна массе взвешиваемого тела. (Демонстрация)
4. Актуализация знаний: (тест устно)
В каком случае тележка А прийдет в движение если пережечь нитку?
1) в положении 1 и 2
2) в положении 1 и 3
3) в положении 2 и 3
2. Изменение скорости движения тела происходит:
1) пока действует на него другое тело
2) без действия на него другого тела
3) после действия на него другого тела
3. При выстреле из винтовки скорость пули 600 м/с, а скорость винтовки при отдаче 1,5 м/с, у какого тела масса больше и во сколько раз?
1) 400
2) 900
3) 600
4) 1,5
4. Почему при полете крыло бабочки движется медленнее, чем крыло осы?
5. Упражнение 6 (1) стр. 46 учебника.
5. Домашнее задание: п.18, 19 вопросы, упр 6.
Список литературы:
- А.В.Перышкин. Физика 7. “Дрофа”, М,2003.
- А.С. Енохович. Справочник по физике. М. Просвещение 1990.
- А.В.Постников. Проверка знаний учащихся по физике.,6-7 М. Просвещение.
- О.Ф.Кабардин. Справочные материалы. М. Просвещение.
- А.В.Гаряев. Физика 7,лекции.г. Пермь, 2003 г.
- ru.wikipedia.org/wiki/ Международное Бюро Мер и Весов.
- www/rzn/info/news-federal/ Science/10678/.Эталон массы.