Предметно-развивающая среда групп старшего дошкольного возраста, реализующих программу "Детство"

Разделы: Работа с дошкольниками


Дайте ребёнку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать.
В.Воскобович

Человек – самое уникальное и прекрасное творение природы и социума. А самое главное и ценное в человеке – его индивидуальность, представляющая из себя целостное сочетание биологической, личностной и деятельностной составляющих.

Ребенок – это не маленькое подобие взрослого человека, а полноценный человек, уникальный в своей индивидуальности. Ребенок – великий подражатель, увлеченный исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир, стремящийся использовать все, что ему дано для разнообразных видов активной деятельности.

Предназначение педагога – дать каждому малышу возможность жить полноценной жизнью здесь и сейчас. Чтобы каждый малыш, перешагнувший порог своей группы и доверчиво вложивший ладошку в руку воспитателя, раскрылся навстречу миру как волшебный сундучок, удивляя и восхищая взрослых великолепием своих талантов.

Вся жизнь воспитателя и его деятельность посвящена нуждам подопечных, пониманию их интересов, принятию их проблем. Нужно стремиться, чтобы каждый день, проведенный ребятами в детском саду, стал для них событием, наполненным ощущением радости и счастья.

Сегодня много говорят о необходимости создания развивающего пространства для детей дошкольного возраста. Программа “Детство” предъявляет определенные требования к предметно – развивающей среде. Среда должна быть:

  • обеспечивающей полноценное и своевременное развитие ребенка;
  • побуждающей детей к деятельности;
  • способствующей развитию самостоятельности и творчества;
  • обеспечивающей развитие субъектной позиции ребенка;

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся!

Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Педагог, работающий по программе “Детство”, имеет право на самостоятельный выбор, творчество при создании среды своей группы. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово!

Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности.

Не отказываясь от концептуальных основ построения развивающей среды в группе детского сада, принципов, разработанных В.А.Петровским, можно опираться и на дополнительные, но значимые для воспитателя принципы построения развивающей среды детства:

  • Принцип уважения к потребностям и нуждам ребенка. Известно, что у дошкольников есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении и потребность в познании. В зависимости от периодов дошкольного детства одна из этих потребностей становится приоритетной и акценты в создании развивающей среды расставлены в соответствии с этим приоритетом.
  • Принцип уважения к мнению ребенка. Конечно, развивающую среду проектирует и создает воспитатель, но он обязательно расспросит родителей о предпочтениях и интересах ребенка, а в старшем дошкольном возрасте привлечет детей к построению развивающей среды группы.
  • Принцип опережающего характера содержания образования. Каждому воспитателю известно, что в группе всегда есть несколько детей, которые опережают в развитии своих сверстников. Чтобы не “тормозить” их дальнейшее продвижение , 10-15% материала подбирается более сложного, ориентированного на детей следующей возрастной группы.
  • Принцип динамичности-статичности среды. Обстановка, окружающая среда – это оболочка, “одежда”, из которой ребенок быстро вырастает. Она не может быть постоянной. Примерно один раз в два месяца развивающая среда претерпевает изменения, иначе она перестанет стимулировать развитие ребенка и даже будет его “тормозить”.
  • Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации развивающей среды группы. Этот принцип дает возможность отойти от привычного и обыденного. Дает возможность дарить детям маленькие праздники и приключения каждый день. Ведь зачастую даже название той или иной игры вызывает желание в нее играть. Необычные уголки и центры будят воображение ребенка, побуждают к активной деятельности. Поэтому модель развивающей среды группы может содержать, например, такие занимательные названия центров активности, как “Чистюлькин балаганчик”, “Мастерская тетушки Швабры”, “Лаборатория Знайки”, “Поликлиника Неболейки”, мини – стадион “Растишка”, “Полка умных книг” и “Книжкина лечебница”, “Мини-маркет “Вкуснятинка”, арт-салон “Это я умею!”. Необычные названия не только привлекательны для детей, но и накладывают определенный отпечаток на саму развивающую среду и детскую деятельность в ней.

Модель развивающей среды группы включает в себя следующие составляющие:

Соответствующее наполнение данных мини-сред позволяет жить в детском саду в соответствии с девизом программы детство “Чувствовать – познавать – творить!”

Роль педагога в процессе создания такой среды и сопровождения развития ребенка в этой среде – это вместе, рука об руку войти в чудесный мир детства, жить и сотрудничать с ребенком, радоваться и удивляться, познавать и творить, дарить друг другу радость общения. Ребенок при этом является субъектом деятельности и активно включается в процесс игры, познания, творчества.

Какими методами можно обеспечить эффективное взаимодействие ребенка с данной средой ? Используются:

Образовательные развивающие ситуации – основная единица образовательного процесса. Очень важно не пропустить стихийно возникшую ситуацию, использовать ее для развития ребенка. Воспитатель самостоятельно конструирует образовательные ситуации и планово использует их в решении образовательных задач.

Предметы, атрибуты, пособия, побуждающие детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной со взрослыми и детьми (карты, схемы, алгоритмы, необычные предметы, сюрпризные коробки и т.д.).

Активное участие детей в создании развивающей среды (проведение фотосессий, использование детских работ в оформление интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек).

Результатом работы в данном направлении будет освоение позиции “субъекта деятельности” вашими воспитанниками.

Но не останавливайтесь на достигнутом! Постоянно обновляйте и обогащайте развивающую среду группы!

Приложение 1

Приложение 2