Использование информационных технологий при обучении химии

Разделы: Химия


Цель: Сформировать представление о строении вещества на основе знаний о типах кристаллических решеток, зависимости свойств твердых тел от кристаллических структур и видов химических связей, научить анализировать и объяснять свойства веществ на основе причинно-следственных связей. Применять знания в решении познавательных и практических задач. Углубить знания школьного курса по данной теме.

Основополагающий вопрос:Почему в мире много разных веществ?

Тематическое планирование:

№урока Тема урока Химический эксперимент Учебные цели и задачи Домашнее задание
1. Вещества аморфные и кристаллические. Лабораторный опыт №1 “Сравнение температуры плавления некоторых веществ”.

Демонстрация веществ с кристаллическим и аморфным строением.

Знать понятия “вещества аморфные и кристаллические”, закрепить понятие видов химической связи.

Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, определять вид химической связи, сравнивать физические свойства веществ, делать выводы о зависимости свойств веществ от состава и строения.

Повторить виды химической связи.

Творческие задания: “Выращивание кристаллов”, создание презентаций и буклетов по теме.

2. Виды кристаллических решеток. Лабораторный опыт №2 “Моделирование кристаллических решеток”. Знать понятие “кристаллические решетки”, “узлы кристаллических решеток” и виды кристаллических решеток.

Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток.

“Виды кристаллических решеток”, собрать модели кристаллических решеток веществ по выбору.
3. Зависимость свойств веществ от их строения. Групповая работа по заданиям учителя (лабораторный опыт).

Демонстрация “Сравнение физических свойств йода и графита”.

Знать зависимость физических свойств веществ от вида кристаллической решетки.

Уметь прогнозировать физические свойства веществ в зависимости от строения.

Подготовка к защите творческих работ.
4. Итоговый семинар по теме “Строение вещества”. Защита творческих работ. Контроль основных знаний и умений по теме.  

Поурочное планирование.

Урок 1. Вещества аморфные и кристаллические.

Цель: Сформировать понятия “вещества аморфные и кристаллические” через проблемный эксперимент, используя анализ и сравнение физических свойств веществ, закрепить понятие видов химической связи.

Проблемный вопрос: Можно ли из соли сварить сироп для варенья?

Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, спички, держатель, штатив для пробирок, соль, сахар (кристаллические), полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос.

Ход урока

1. Постановка проблемного вопроса и пути его решения.

  1. Опираясь на ранее известные факты количества химических элементов (117), неорганических и органических веществ (более 10млн.) учащиеся формулируют предполагаемый основополагающий вопрос: “Почему в мире так много разных веществ?”
  2. Обсуждение основополагающего вопроса (предполагаемые причины многообразия веществ и их свойств, можно записать на доске или в тетрадь).
  3. Учитель предлагает объекты изучения свойств на примере веществ из повседневной жизни (соль, сахар) и формулирует проблемный вопрос: “Можно ли из соли сварить сироп для варенья?”
  4. Выдвижение гипотез учащихся:
    1) Да, но варенье будет соленым.
    2) Нет, т.к. варенье не бывает соленым.

2. Лабораторный опыт по проверке гипотез.

1)Выполнение лабораторного опыта “Сравнение температуры плавления некоторых веществ”.

Ход работы:

  1. Изучи рецепты варки варенья, предложенные учителем.
  2. Приготовь сироп из соли путем нагревания.
  3. Приготовь сироп из сахара путем нагревания.
  4. Запиши результаты в таблицу 1(в тетради)
Вещество Наблюдения
Сахар (C12H22O11)  
Соль (NaCl)  

Сравни результаты, сделай выводы.

2) Учащиеся формулируют выводы:

а) Сироп для варенья из соли сварить нельзя, а из сахара можно, т.к. в данных условиях сахар расплавился, а соль – нет.
б) Можно сделать вывод, что соль и сахар имеют разные физические свойства, например, температуры плавления.

3) В результате полученных выводов учащиеся должны сформулировать новую гипотезу, ответив на вопрос: “Почему свойства соли и сахара разные?”

Гипотезы:

  1. Свойства соли и сахара разные, т.к. имеют разный состав.
  2. Свойства соли и сахара разные, потому что у них могут быть разные виды химической связи и разное строение.

3. Проверка гипотез и дополнение таблицы 1( в тетради и на доске).

Вещество Наблюдения Виды химической связи Схема
Сахар (C12H22O11)   ковалентная
Соль (NaCl)   ионная

4. Учащиеся делают вывод о взаимосвязи свойств веществ и их строения.

5. Учитель сообщает новые сведения о строении твердых веществ, опираясь на графическое изображение структур [4] кристаллических и аморфных веществ, и формулирует основные понятия темы.

6. Демонстрация веществ кристаллического и аморфного строения (соль, сахар, полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос). Задание на закрепление понятий: во время демонстрации учащиеся самостоятельно распределяют демонстрируемые вещества на аморфные и кристаллические.

7. Домашнее задание: Повторить виды химической связи. Творческие задания: “Выращивание кристаллов” (методика раздается желающим учащимся)[4], создание презентаций и буклетов по теме.

Урок 2. Виды кристаллических решеток.

Цель:

  1. Сформировать понятие “кристаллические решетки”, “узлы кристаллических решеток” и “виды кристаллических решеток”.
  2. Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток.

Оборудование: пластилин, спички, шаростержневые модели решеток, видеофрагменты презентаций.

Ход урока

  1. Опираясь на знания предыдущего урока и анализируя данные таблицы, формулируем проблему: “Почему кристаллические вещества соль и сахар заметно отличаются по физическим свойствам?”
  2. Учащиеся выдвигают предположение, что кристаллы этих веществ состоят из разных частиц.
  3. Учитель формирует понятия: “кристаллическая решетка”, “узлы кристаллических решеток”, “виды кристаллических решеток”, опираясь на видеофрагменты[10] или схемы[4]), шаростержневые модели решеток алмаза, графита, углекислого газа, меди, железа, поваренной соли.
  4. Лабораторный опыт №2 “Моделирование кристаллических решеток”.[4]
  5. Учитель дает задание на определение взаимосвязи вида химической связи и вида частиц, находящихся в узлах кристаллической решетки. Учащиеся составляют таблицу (первые четыре строки заполняем фронтально, остальные самостоятельно); проверка самостоятельной работы.
  6. Домашнее задание. Ответить на вопрос: “Вещества с одинаковым видом химической связи имеют ли одинаковый вид кристаллической решетки?”§ “Виды кристаллических решеток”, собрать модели кристаллических решеток веществ по выбору согласно инструкции Л.О.№ 2. Продолжать работу над творческими заданиями.

Урок 3. Зависимость свойств веществ от их строения.

Цель:

  1. Знать зависимость физических свойств веществ от вида кристаллической решетки.
  2. Уметь прогнозировать физические свойства веществ в зависимости от строения.

Оборудование: йод, графит, пробирка, держатель, спиртовка, гаечный ключ, кусочки льда, поваренная соль, кремний.

Ход урока.

1. Фронтальная работа по актуализации знаний о видах кристаллической решетки.

2. Самостоятельная работа (выборочный контроль).

3. Обсуждение вопроса домашнего задания: “Вещества с одинаковым видом химической связи имеют одинаковый вид кристаллической решетки?”

На примере графита и йода рассмотреть противоречие между одинаковым видом связи (ковалентная неполярная) и разным видом кристаллической решетки (атомная и молекулярная). Демонстрация “Сравнение физических свойств йода и графита” (опыт “Возгонка йода”). На основе наблюдений учащиеся делают вывод о различии физических свойств у веществ с одинаковым видом химической связи (йод – летучее вещество, а графит – нет; йод растворим в спирте, а графит – нет).

Учитель просит проанализировать таблицу прошлого урока и найти примеры таких же и других противоречий (возможно, некоторые учащиеся уже дома обнаружили эти противоречия).

4. Лабораторный опыт (задание раздается) по группам.

Обсуждение выводов каждой группы приводит к общему выводу по уроку:физические свойства веществ зависят от вида кристаллической решетки.

5. Учащиеся работают с учебником по заполнению схемы-таблицы (фронтальная проверка).

6. Домашнее задание: подготовка творческих проектов к защите, подготовка к итоговому тестированию по теме.

Урок 4. Итоговый семинар по теме “Строение вещества”.

Цель: Осуществить обобщение, коррекцию и контроль основных знаний и умений по теме.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.

Ход урока

Защита творческих работ по выбору учащихся:

Оценивание творческих работ учащихся.

Завершая изучение темы, учащиеся формулируют ответы на основополагающий вопрос.

Контрольное тестирование. [7,9]

Литература:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия.
  2. Программа для общеобразовательных учреждений. Химия, М.: Дрофа, 2001г.
  3. Аранская О.С, Бурая И.В., Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, Москва, “Вентана – Граф”, 2005г.
  4. Горбунова Т.С., Химия вокруг нас, Омск, 1998г.
  5. Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Химия 9 класс, М.: “Дрофа”,2005г.
  6. Куликов Б., Азбука камней самоцветов. – М.: “Тера”, 1996.
  7. Кузьменко Н.Е., Химия. Тесты, М.: Экзамен, 2006.
  8. Марков. Учебное электронное пособие, ЦКТ в обучении, НГУ, Нижний Новгород, 2005г.
  9. Сорокин В. В., Злотников Э.Г. ,Тесты по химии, М.: Просвещение, 1997г.
  10. Учебное электронное издание, Химия (8-11 класс), Виртуальная лаборатория, 2004г
  11. Intel. Обучение для будущего, Москва, 2005г.