Цель: Сформировать представление о строении вещества на основе знаний о типах кристаллических решеток, зависимости свойств твердых тел от кристаллических структур и видов химических связей, научить анализировать и объяснять свойства веществ на основе причинно-следственных связей. Применять знания в решении познавательных и практических задач. Углубить знания школьного курса по данной теме.
Основополагающий вопрос:Почему в мире много разных веществ?
Тематическое планирование:
№урока | Тема урока | Химический эксперимент | Учебные цели и задачи | Домашнее задание |
1. | Вещества аморфные и кристаллические. | Лабораторный опыт №1 “Сравнение
температуры плавления некоторых веществ”. Демонстрация веществ с кристаллическим и аморфным строением. |
Знать понятия “вещества аморфные и
кристаллические”, закрепить понятие видов
химической связи. Уметь обращаться с лабораторным оборудованием, определять вид химической связи, сравнивать физические свойства веществ, делать выводы о зависимости свойств веществ от состава и строения. |
Повторить виды химической связи. Творческие задания: “Выращивание кристаллов”, создание презентаций и буклетов по теме. |
2. | Виды кристаллических решеток. | Лабораторный опыт №2 “Моделирование кристаллических решеток”. | Знать понятие “кристаллические
решетки”, “узлы кристаллических решеток” и
виды кристаллических решеток. Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток. |
“Виды кристаллических решеток”, собрать модели кристаллических решеток веществ по выбору. |
3. | Зависимость свойств веществ от их строения. | Групповая работа по заданиям учителя
(лабораторный опыт). Демонстрация “Сравнение физических свойств йода и графита”. |
Знать зависимость физических свойств
веществ от вида кристаллической решетки. Уметь прогнозировать физические свойства веществ в зависимости от строения. |
Подготовка к защите творческих работ. |
4. | Итоговый семинар по теме “Строение вещества”. | Защита творческих работ. | Контроль основных знаний и умений по теме. |
Поурочное планирование.
Урок 1. Вещества аморфные и кристаллические.
Цель: Сформировать понятия “вещества аморфные и кристаллические” через проблемный эксперимент, используя анализ и сравнение физических свойств веществ, закрепить понятие видов химической связи.
Проблемный вопрос: Можно ли из соли сварить сироп для варенья?
Оборудование и реактивы: пробирки, спиртовка, спички, держатель, штатив для пробирок, соль, сахар (кристаллические), полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос.
Ход урока
1. Постановка проблемного вопроса и пути его решения.
- Опираясь на ранее известные факты количества химических элементов (117), неорганических и органических веществ (более 10млн.) учащиеся формулируют предполагаемый основополагающий вопрос: “Почему в мире так много разных веществ?”
- Обсуждение основополагающего вопроса (предполагаемые причины многообразия веществ и их свойств, можно записать на доске или в тетрадь).
- Учитель предлагает объекты изучения свойств на примере веществ из повседневной жизни (соль, сахар) и формулирует проблемный вопрос: “Можно ли из соли сварить сироп для варенья?”
- Выдвижение гипотез учащихся:
1) Да, но варенье будет соленым.
2) Нет, т.к. варенье не бывает соленым.
2. Лабораторный опыт по проверке гипотез.
1)Выполнение лабораторного опыта “Сравнение температуры плавления некоторых веществ”.
Ход работы:
- Изучи рецепты варки варенья, предложенные учителем.
- Приготовь сироп из соли путем нагревания.
- Приготовь сироп из сахара путем нагревания.
- Запиши результаты в таблицу 1(в тетради)
Вещество | Наблюдения |
Сахар (C12H22O11) | |
Соль (NaCl) |
Сравни результаты, сделай выводы.
2) Учащиеся формулируют выводы:
а) Сироп для варенья из соли сварить нельзя, а из сахара можно, т.к. в данных условиях сахар расплавился, а соль – нет.
б) Можно сделать вывод, что соль и сахар имеют разные физические свойства, например, температуры плавления.
3) В результате полученных выводов учащиеся должны сформулировать новую гипотезу, ответив на вопрос: “Почему свойства соли и сахара разные?”
Гипотезы:
Свойства соли и сахара разные, т.к. имеют
разный состав.
3. Проверка гипотез и дополнение таблицы 1( в тетради и на доске).
Вещество | Наблюдения | Виды химической связи | Схема |
Сахар (C12H22O11) | ковалентная | ||
Соль (NaCl) | ионная |
4. Учащиеся делают вывод о взаимосвязи свойств веществ и их строения.
5. Учитель сообщает новые сведения о строении твердых веществ, опираясь на графическое изображение структур [4] кристаллических и аморфных веществ, и формулирует основные понятия темы.
6. Демонстрация веществ кристаллического и аморфного строения (соль, сахар, полиэтилен, стекло, парафин, пластилин, горный хрусталь, медный купорос). Задание на закрепление понятий: во время демонстрации учащиеся самостоятельно распределяют демонстрируемые вещества на аморфные и кристаллические.
7. Домашнее задание: Повторить виды химической связи. Творческие задания: “Выращивание кристаллов” (методика раздается желающим учащимся)[4], создание презентаций и буклетов по теме.
Урок 2. Виды кристаллических решеток.
Цель:
- Сформировать понятие “кристаллические решетки”, “узлы кристаллических решеток” и “виды кристаллических решеток”.
- Уметь определять вид кристаллической решетки по виду химической связи вещества; собирать модели простейших кристаллических решеток.
Оборудование: пластилин, спички, шаростержневые модели решеток, видеофрагменты презентаций.
Ход урока
- Опираясь на знания предыдущего урока и анализируя данные таблицы, формулируем проблему: “Почему кристаллические вещества соль и сахар заметно отличаются по физическим свойствам?”
- Учащиеся выдвигают предположение, что кристаллы этих веществ состоят из разных частиц.
- Учитель формирует понятия: “кристаллическая решетка”, “узлы кристаллических решеток”, “виды кристаллических решеток”, опираясь на видеофрагменты[10] или схемы[4]), шаростержневые модели решеток алмаза, графита, углекислого газа, меди, железа, поваренной соли.
- Лабораторный опыт №2 “Моделирование кристаллических решеток”.[4]
- Учитель дает задание на определение взаимосвязи вида химической связи и вида частиц, находящихся в узлах кристаллической решетки. Учащиеся составляют таблицу (первые четыре строки заполняем фронтально, остальные самостоятельно); проверка самостоятельной работы.
- Домашнее задание. Ответить на вопрос: “Вещества с одинаковым видом химической связи имеют ли одинаковый вид кристаллической решетки?”§ “Виды кристаллических решеток”, собрать модели кристаллических решеток веществ по выбору согласно инструкции Л.О.№ 2. Продолжать работу над творческими заданиями.
Урок 3. Зависимость свойств веществ от их строения.
Цель:
- Знать зависимость физических свойств веществ от вида кристаллической решетки.
- Уметь прогнозировать физические свойства веществ в зависимости от строения.
Оборудование: йод, графит, пробирка, держатель, спиртовка, гаечный ключ, кусочки льда, поваренная соль, кремний.
Ход урока.
1. Фронтальная работа по актуализации знаний о видах кристаллической решетки.
2. Самостоятельная работа (выборочный контроль).
3. Обсуждение вопроса домашнего задания: “Вещества с одинаковым видом химической связи имеют одинаковый вид кристаллической решетки?”
На примере графита и йода рассмотреть противоречие между одинаковым видом связи (ковалентная неполярная) и разным видом кристаллической решетки (атомная и молекулярная). Демонстрация “Сравнение физических свойств йода и графита” (опыт “Возгонка йода”). На основе наблюдений учащиеся делают вывод о различии физических свойств у веществ с одинаковым видом химической связи (йод – летучее вещество, а графит – нет; йод растворим в спирте, а графит – нет).
Учитель просит проанализировать таблицу прошлого урока и найти примеры таких же и других противоречий (возможно, некоторые учащиеся уже дома обнаружили эти противоречия).
4. Лабораторный опыт (задание раздается) по группам.
Обсуждение выводов каждой группы приводит к общему выводу по уроку:физические свойства веществ зависят от вида кристаллической решетки.
5. Учащиеся работают с учебником по заполнению схемы-таблицы (фронтальная проверка).
6. Домашнее задание: подготовка творческих проектов к защите, подготовка к итоговому тестированию по теме.
Урок 4. Итоговый семинар по теме “Строение вещества”.
Цель: Осуществить обобщение, коррекцию и контроль основных знаний и умений по теме.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор.
Ход урока
Защита творческих работ по выбору учащихся:
- домашний эксперимент “Выращивание кристаллов”;
- моделирование кристаллических решеток из разнообразных материалов;
- демонстрация буклетов и презентаций
- проверочный тест по теме.[7,9]
Оценивание творческих работ учащихся.
Завершая изучение темы, учащиеся формулируют ответы на основополагающий вопрос.
Контрольное тестирование. [7,9]
Литература:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия.
- Программа для общеобразовательных учреждений. Химия, М.: Дрофа, 2001г.
- Аранская О.С, Бурая И.В., Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, Москва, “Вентана – Граф”, 2005г.
- Горбунова Т.С., Химия вокруг нас, Омск, 1998г.
- Гузей Л.С., Суровцева Р.П., Химия 9 класс, М.: “Дрофа”,2005г.
- Куликов Б., Азбука камней самоцветов. – М.: “Тера”, 1996.
- Кузьменко Н.Е., Химия. Тесты, М.: Экзамен, 2006.
- Марков. Учебное электронное пособие, ЦКТ в обучении, НГУ, Нижний Новгород, 2005г.
- Сорокин В. В., Злотников Э.Г. ,Тесты по химии, М.: Просвещение, 1997г.
- Учебное электронное издание, Химия (8-11 класс), Виртуальная лаборатория, 2004г
- Intel. Обучение для будущего, Москва, 2005г.