Цель:
- объяснить важность сбалансированного питания для обеспечения собственной
- экологической безопасности питания и состояния здоровья.
- дать представление об основах здорового образа жизни.
1. Актуализация знаний.
Мы с вами продолжаем изучать раздел “Основы здорового образа жизни”.
Для каждого из нас нет большей ценности, чем здоровье.
Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Из Устава Всемирной организации здравоохранения).
Факторы, влияющие на здоровье человека:
20% - экология
20% - генетика
10% - здравоохранение
50% - образ жизни
Что входит в понятие образ жизни. Это материальное благополучие, условия жизни, труда, отдыха, быта, жилищные условия, питание, сон, семейное положение, взаимоотношение с друзьями.
Совокупность этих факторов составляют образ жизни.
Назовите составляющие здорового образа жизни? (режим дня; личная гигиена; здоровое питание; физическая активность; отдых; закаливание; отсутствие вредных привычек).
2. Сообщение темы и цели урока.
Тема нашего урока – “Безопасное питание”.
Мы должны с вами выяснить важность сбалансированного питания для обеспечения собственной экологической безопасности питания и здоровья.
3. Изложение программного материала.
1). Проблемы питания.
Общеизвестно положение, которое гласит: пища должна быть “заработана мышцами”.
Питание, как никакая другая проблема,- вопрос исключительно индивидуальный, связанный с предпочтениями, вкусами, привычками. Нельзя всем рекомендовать одну и ту же диету, например вегетарианство. Истинных вегетарианцев, как и макробиотиков, человеческой популяции около 10%. Но, несомненно, и то, что человек имел своим предком травоядное существо (обезьяну, которая, кстати, дополняет свой рацион гусеницами, червями, ящерицами, бабочками, пауками и даже птицами). Человек ныне всеяден, но его рацион оптимален лишь в том случае, если он на 70% является вегетарианским и лишь на 30% - мясным и рыбным.
2). Мы остановимся на значении питания для детей и подростков.
Расскажет об этом ученик. (Приложение 1)
Вопросы:
- Какой фактор внешней среды поддерживает жизнь человека?
- На какие функции организма оказывает влияние питание?
- На что использует организм пищевые вещества?
Вывод: При употреблении растительной и животной пищи в организме человека вырабатывается энергия, которую человек расходует на обеспечение своей жизнедеятельности и для выполнения какой – либо работы.
3). Здоровое питание.
Питание человека должно соответствовать определённым требованиям:
- покрывать ежедневные энергетические затраты;
- содержать достаточное количество строительных материалов (белков, жиров и углеводов), а также витаминов, минеральных веществ;
- удовлетворять вкусы человека;
- способствовать укреплению здоровья и долголетию.
Особенности питания изменяются с возрастом. Например, новорожденные и груднички должны получать материнское молоко, так как оно оптимально подходит для роста организма его развития и содержит антитела, предупреждающие возникновение некоторых инфекционных заболеваний.
В детском и подростковом возрасте необходимо оптимальное питание для роста и развития организма, в зрелом возрасте – для поддержания стабильного состояния и компенсации энергозатрат, связанных, например, с тяжелым физическим трудом, в старости – питание должно способствовать долголетию.
От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.
Жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии ( в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение.
4). Сейчас послушаем характеристики белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды и определим, что важнее для нашего организма. (Приложение 2)
Вывод: для сбалансированного питания все нужны для нашего организма.
5). Витаминная пауза.
Загадки про фрукты, овощи и ягоды богатые витаминами.
Круглый – круглый,
Сладкий – сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный – красный он внутри
(арбуз)
Неказиста, шешковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна”
(картошка)Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на болезни управа
(чеснок)Росту в земле на грядке –
красная, длинная, сладкая
(морковь)Весной повисло -
Всё лето кисло.
А сладким стало -
На землю упало.
(яблоко)И ягоды ищи,
И занозы ищи.
(крыжовник)На болоте, на логу,
Витамин зарыт в снегу.
(клюква)
6). Пища, из которой складывается день за днем рацион человека, очень важна для его здоровья. Поэтому необходимо знать, что полезно для нашего здоровья, чтобы затем, самим и без особых затруднений сделать правильный выбор.
- мясо содержит незаменимые аминокислоты, имеет высокую энергетическую ценность. Особенно необходимо в период активного роста.
- растительная пища содержит биологические активные вещества (витамины), которые осуществляют регуляторные процессы в организме. Одним из основных витаминов является витамин С. Нехватка этого витамина сказывается особенно зимой.
- хлеб грубого помола содержит важнейшие витамины группы В. Достижение пищевой индустрии почти полностью исключили из хлеба нужные человеку пищевые волокна и витамины. Их сегодня добавляют искусственно.
В современном рационе городского жителя преобладают:
- мясные консервы;
- колбасы;
- сливочное масло;
- концентрированные соки.
Такое питание содержит вдвое больше животных жиров, но в три раза меньше пищевых волокон и микроэлементов.
Такое несвойственное организму питание сопровождается заболеваниями:
- сердца
- сосудов
- сахарным диабетом
- заболеваниями пищеварительного тракта.
При избыточном потреблении колбас, консервов и нехватки в рационе клетчатки, которой богаты черный хлеб, свежие овощи, фрукты, рис и крупы, возникают хронические запоры, препятствующие своевременному выведению из организма консервантов и вредных пищевых добавок.
7). Существуют проблемы безопасного экологически чистого питания.Нам сейчас расскажут о “злых чудесах в рыбных консервах и колбасах”. (Приложение 3)
8).Чтобы обеспечить экологическую безопасность при питании необходимо:
- сократить употребление мяса до 30-50 грамм в день.
- больше употреблять в пищу: морковь, капусту, яблоки, растительные масла.
- одним из главных блюд должны стать каши.
- соблюдать умеренность в еде.
- иметь хорошую физическую нагрузку.
4. Тест. (Приложение 4)
5. Закрепление.
- Каково значение питания для подростка?
- Что значит рациональное и сбалансированное питание?
- Расскажите о последствиях переедания?
6. Итог урока. - Что же мы сегодня узнали с вами о питании?