Безопасное питание. 6-й класс

Разделы: ОБЖ

Класс: 6


Цель:

  • объяснить важность сбалансированного питания для обеспечения собственной
  • экологической безопасности питания и состояния здоровья.
  • дать представление об основах здорового образа жизни.

1. Актуализация знаний.

Мы с вами продолжаем изучать раздел “Основы здорового образа жизни”.

Для каждого из нас нет большей ценности, чем здоровье.

Здоровье – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Из Устава Всемирной организации здравоохранения).

Факторы, влияющие на здоровье человека:

20% - экология
20% - генетика
10% - здравоохранение
50% - образ жизни

Что входит в понятие образ жизни. Это материальное благополучие, условия жизни, труда, отдыха, быта, жилищные условия, питание, сон, семейное положение, взаимоотношение с друзьями.

Совокупность этих факторов составляют образ жизни.

Назовите составляющие здорового образа жизни? (режим дня; личная гигиена; здоровое питание; физическая активность; отдых; закаливание; отсутствие вредных привычек).

2. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока – “Безопасное питание”.

Мы должны с вами выяснить важность сбалансированного питания для обеспечения собственной экологической безопасности питания и здоровья.

3. Изложение программного материала.

1). Проблемы питания.

Общеизвестно положение, которое гласит: пища должна быть “заработана мышцами”.

Питание, как никакая другая проблема,- вопрос исключительно индивидуальный, связанный с предпочтениями, вкусами, привычками. Нельзя всем рекомендовать одну и ту же диету, например вегетарианство. Истинных вегетарианцев, как и макробиотиков, человеческой популяции около 10%. Но, несомненно, и то, что человек имел своим предком травоядное существо (обезьяну, которая, кстати, дополняет свой рацион гусеницами, червями, ящерицами, бабочками, пауками и даже птицами). Человек ныне всеяден, но его рацион оптимален лишь в том случае, если он на 70% является вегетарианским и лишь на 30% - мясным и рыбным.

2). Мы остановимся на значении питания для детей и подростков.

Расскажет об этом ученик. (Приложение 1)

Вопросы:

  • Какой фактор внешней среды поддерживает жизнь человека?
  • На какие функции организма оказывает влияние питание?
  • На что использует организм пищевые вещества?

Вывод: При употреблении растительной и животной пищи в организме человека вырабатывается энергия, которую человек расходует на обеспечение своей жизнедеятельности и для выполнения какой – либо работы.

3). Здоровое питание.

Питание человека должно соответствовать определённым требованиям:

  • покрывать ежедневные энергетические затраты;
  • содержать достаточное количество строительных материалов (белков, жиров и углеводов), а также витаминов, минеральных веществ;
  • удовлетворять вкусы человека;
  • способствовать укреплению здоровья и долголетию.

Особенности питания изменяются с возрастом. Например, новорожденные и груднички должны получать материнское молоко, так как оно оптимально подходит для роста организма его развития и содержит антитела, предупреждающие возникновение некоторых инфекционных заболеваний.

В детском и подростковом возрасте необходимо оптимальное питание для роста и развития организма, в зрелом возрасте – для поддержания стабильного состояния и компенсации энергозатрат, связанных, например, с тяжелым физическим трудом, в старости – питание должно способствовать долголетию.

От питания зависят физическое развитие (рост, вес), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни.

Жизнедеятельность организма протекает нормально только тогда, когда он получает извне достаточное количество энергии ( в виде белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды) и при этом соблюдается их строгое соотношение.

4). Сейчас послушаем характеристики белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды и определим, что важнее для нашего организма. (Приложение 2)

Вывод: для сбалансированного питания все нужны для нашего организма.

5). Витаминная пауза.

Загадки про фрукты, овощи и ягоды богатые витаминами.

Круглый – круглый,
Сладкий – сладкий,
С полосатой кожей гладкой.
А разрежешь – посмотри:
Красный – красный он внутри
(арбуз)

Неказиста, шешковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
“Ну, рассыпчата, вкусна”
(картошка)

Сидит дед,
Во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на болезни управа
(чеснок)

Росту в земле на грядке –
красная, длинная, сладкая
(морковь)

Весной повисло -
Всё лето кисло.
А сладким стало -
На землю упало.
(яблоко)

И ягоды ищи,
И занозы ищи.
(крыжовник)

На болоте, на логу,
Витамин зарыт в снегу.
(клюква)

6). Пища, из которой складывается день за днем рацион человека, очень важна для его здоровья. Поэтому необходимо знать, что полезно для нашего здоровья, чтобы затем, самим и без особых затруднений сделать правильный выбор.

  • мясо содержит незаменимые аминокислоты, имеет высокую энергетическую ценность. Особенно необходимо в период активного роста.
  • растительная пища содержит биологические активные вещества (витамины), которые осуществляют регуляторные процессы в организме. Одним из основных витаминов является витамин С. Нехватка этого витамина сказывается особенно зимой.
  • хлеб грубого помола содержит важнейшие витамины группы В. Достижение пищевой индустрии почти полностью исключили из хлеба нужные человеку пищевые волокна и витамины. Их сегодня добавляют искусственно.

В современном рационе городского жителя преобладают:

  • мясные консервы;
  • колбасы;
  • сливочное масло;
  • концентрированные соки.

Такое питание содержит вдвое больше животных жиров, но в три раза меньше пищевых волокон и микроэлементов.

Такое несвойственное организму питание сопровождается заболеваниями:

  • сердца
  • сосудов
  • сахарным диабетом
  • заболеваниями пищеварительного тракта.

При избыточном потреблении колбас, консервов и нехватки в рационе клетчатки, которой богаты черный хлеб, свежие овощи, фрукты, рис и крупы, возникают хронические запоры, препятствующие своевременному выведению из организма консервантов и вредных пищевых добавок.

7). Существуют проблемы безопасного экологически чистого питания.Нам сейчас расскажут о “злых чудесах в рыбных консервах и колбасах”. (Приложение 3)

8).Чтобы обеспечить экологическую безопасность при питании необходимо:

  • сократить употребление мяса до 30-50 грамм в день.
  • больше употреблять в пищу: морковь, капусту, яблоки, растительные масла.
  • одним из главных блюд должны стать каши.
  • соблюдать умеренность в еде.
  • иметь хорошую физическую нагрузку.

4. Тест. (Приложение 4)

5. Закрепление.

  • Каково значение питания для подростка?
  • Что значит рациональное и сбалансированное питание?
  • Расскажите о последствиях переедания?

6. Итог урока. - Что же мы сегодня узнали с вами о питании?