Использование компьютерных технологий при развивающем обучении в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: познавательные, развивающие и воспитывающие.

Познавательные цели:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умение работать с тетрадью, умение контролировать свою работу).

Развивающие цели:

  • развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением;
  • развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
  • развитие сенсорной сферы (глазомера, мелких мышц кистей рук);
  • развитие двигательной сферы.

Воспитывающие цели:

  • воспитание нравственных и межличностных отношений.

На уроках развития мы готовим детей к школьному обучению. Стараемся построить дом, у которого будет крепкий фундамент – основные психические процессы (память, мышление, внимание); основательные стены – компоненты учебной деятельности (умение видеть, слушать учителя и делать по образцу); прочная крыша – знания, которые в дальнейшем перейдут в умения и навыки (даёт учитель на уроке) (приложение 1 слайд 2).

 

На уроках развития мы готовим детей к школьному обучению. Стараемся построить дом, у которого будет крепкий фундамент – основные психические процессы (память, мышление, внимание); основательные стены – компоненты учебной деятельности (умение видеть, слушать учителя и делать по образцу); прочная крыша – знания, которые в дальнейшем перейдут в умения и навыки (даёт учитель на уроке) (приложение 1 слайд 2).

Программа Power Point.

С помощью компьютерной программы Power Point делаю развивающие упражнения более наглядными, чтобы урок получил эмоциональную окраску. Создаю в этой программе упражнения: на внимание “Пуговицы”, “Чего не хватает?”, “Посчитай до десяти”; на ориентирование в пространстве “Проведи слоника”; включение правого и левого полушарий мозга “Восьмёрка”; развитие мелкой моторики рук “Проведи по тропинке”, “Нарисуй по образцу”, “Собери из палочек по образцу”.

Правила игры “Пуговицы” (приложение 1 слайд 3)

. На экране высвечивается полотно с набором кружков разных цветов, расположенных в разном порядке и в разных местах (начинайте упражнение с одного кружка любого цвета, постепенно увеличивая количество кружков). Задание высвечивается на экране несколько секунд (количество секунд должно соответствовать количеству кружков). Дети должны запомнить месторасположения и цветовую гамму кружков. После чего дети у себя на своих наборных полотнах располагают кружки, соблюдая цвет и место. Затем происходит проверка выполненного задания. На экране вновь высвечивается та последовательность кружков, которая была задана изначально.

У этой программы неограниченные возможности по созданию упражнений на развитие памяти и внимания.

Упражнение, “Будь внимателен!” (приложение 1 слайд 4)

Дети несколько секунд смотрят на экран, запоминая, что на нём изображено. Затем слайд меняется. На новом слайде рисунки изображены в другой последовательности. Одного рисунка на слайде не хватает. Дети должны догадаться, какого рисунка не хватает.

Упражнение “Посчитай до десяти и обратно” (приложение 1 слайд 5)

Цифры на слайде расположены в разном порядке. Дети ищут их и называют по порядку. Можно называть их в порядке возрастания или в порядке убывания. При правильном нахождении цифра поворачивается.

Упражнение “Проведи слоника” (приложение 1 слайд 6)

Перед каждым ребёнком лежит лист, расчерченный на квадраты. В центре листа, в одном из квадратов, нарисовано изображение слоника. Детям даются команды, сколько нужно пройти слонику клеточек вверх, вниз, влево, вправо. Ребёнок, выполняя команды, ставит фишку (дубликат слоника) туда, где слоник должен закончить свой путь перемещения. Затем дети сами проверяют выполненную работу. На экране высвечивается такое же рабочее поле с квадратами, где слоник перемещается по полю именно так, как перемещали дети своего слоника.

Упражнение с перекрёстным движением “Восьмёрка” (приложение 1 слайд 7)

Для включения в работу левого и правого полушария. Применяется на весёлых переменках. Дети наблюдают движение человечка, который ходит по восьмёрке. Тем самым глаза детей тоже двигаются по восьмёрке. Затем дети показывают движение человечка левой (правой) рукой, двумя руками одновременно. В своей работе использую много разных упражнений с перекрёстными движениями.

Эту программу можно использовать для демонстрации выполнения разных графических заданий на развитие мелких мышц рук и ориентированию в пространстве.

Для детей дошкольного возраста очень важно развитие тонкой моторики рук. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Упражнений направленных на развитие мелких мышц рук очень много: нанизывание бус на проволоку, сортировка крупы нескольких сортов, копирование рисунков через кальку, лепка из пластилина и так далее. Я привожу пример, как можно сделать эти упражнения более наглядными и интересными для восприятия детей младшего школьного возраста.

Упражнение “Проведи по тропинке” (приложение 1 слайд 8): ребёнок карандашом должен показать путь, по которому двигается животное по тропинке, линия не должна выходить за рамки тропинки.

Упражнение “Графический диктант” (приложение 1 слайд 9): начинается с беседы “Как правильно держать карандаш”, упражнения с кистью руки, сам графический диктант, заканчивается упражнение проверкой выполнения работы.

“Конструирование из спичек” (приложение 1 слайд 10) проводится параллельно с проговариванием четверостиший к этому заданию.

Наглядность в программе Power Point можно использовать в упражнениях направленных на развитие творческого потенциала.

  1. Головоломка со спичками: учащимся предлагается образец выполнения работы, каждый ученик выполняет её индивидуально, затем при проверке уточняется: “Сколько использовали палочек для паруса? Сколько для кармы? Сколько всего?” (приложение 1 слайд 12).
  2. Геометрия танграма: учащимся предлагается образец выполнения работы, каждый ученик выполняет её индивидуально, затем при проверке уточняется: “Какие геометрические фигуры использовали? Сколько треугольников? Какие треугольники?” (приложение 1 слайд 13).
  3. Узор в полосе. Орнамент. Дети выполняют задание: раскрась закладку так, чтобы одинаковые части были одного цвета (приложение 1 слайд 14 - 15).
  4. Геометрические ребусы, кроссворды (приложение 1 слайд 16).

Уроки с использованием компьютерных технологий проходят интересно и эмоционально. Примером может служить наглядность при построении треугольников на уроке математика и конструирование (приложение 1слайд 17). Они насыщены разнообразным материалом, как наглядным, так и развивающим.

В своей работе по развивающему обучению использую:

  1. Ануфриева А.Ф. “Как преодолеть трудности в обучении детей”.
  2. Система упражнений Данилова И.В.
  3. Методику развития мелкой моторики рук Потаповой Е.Н.
  4. Программа по образовательной кинесиологии “Гимнастика мозга” доктора наук Пола И. Деннисон и Гейл И. Деннисон.
  5. В.Цвынтарный “Играем пальчиками и развиваем речь”.